Консультация для родителей "Работа в семье по формированию слоговой структуры слов"
статья на тему

Давыдова Светлана Владимировна

Среди разнообразных нарушений у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение  слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов  в слове, пропуски, либо добавление новых слогов или звуков).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_slogovoy_struktury.docx509.72 КБ

Предварительный просмотр:

Работа в семье по формированию слоговой  структуры слов.

        Среди разнообразных нарушений у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски, либо добавление новых слогов или звуков).

        Формирование слоговой структуры слов происходит по следующим этапам:

        1г. 3м-1г.8м.  ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова  (ударный) или в два одинаковых слога га-га;  ту-ту;

        1г. 8м-1г.10м.  воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);

        1г.10м-2г.1м.  в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться  количество слогов в   4-сложных словах;

        2г.1м-2г.3м.  в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);

        2г.3м-3г.  слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

        В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к 3-м годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.

 Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь, всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуго-слоговой и морфологической структурой слова.

        Недостаточная степень коррекции слоговой структуры слов в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии (нарушение процессов письма) на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов, а также вызывает вторичные психические наслоения.

        В младшем дошкольном возрасте начинать подготовительную работу рекомендуется с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию.

        В активный словарь вводятся такие понятия, как тихо-громко, и дети учатся различать по силе.

        Дети обучаются различать громкую и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослых, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом.

        Можно проводить игровые занятия на развитие подражательности (сделай так, как я), игры, сопровождающиеся речью (руки в стороны- в кулачок, разжимай- и на бочок); игры с музыкальными игрушками (подуди в дудку); (подуди в дудку много раз, подуди один раз). Эти упражнения мы подробно рассматривали на предыдущих заседаниях, они постепенно подготавливают  ребенка к усвоению ритмической структуры родного языка.

        При формировании слоговой структуры слов детей необходимо обучить неосознанному делению слов на слоги,  послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма.

        Кроме того ребенку дается зрительная опора слога в виде отдельных карточек, (кубиков) разложенных на столе. Ребенку объясняется, чтослово можно «простучать по карточкам», что слова могут быть короткие и длинные (ма-ма, ма-ши-на, дом).

        Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е.С. Большаковой. В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений.

  1. Игра “Телеграф”- передать слово, отстучав его ритмическую структуру (кол-во слогов).
  2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове.
  3. Деление на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизование колец на стержни).
  4. «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове и т.д.

Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов.

Как правило, дети с тяжелой речевой патологией не запоминают стихов, тем более состоящих из 4-х и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать двустишия. Целесообразно исползовать такие стишки, потешки, прибаутки, в которых присутствует многократное повторение (звукоподражание).

- Гуси! Гуси!

- Га-га-га!

- Дон-дон! Дон-дон! Загорелся кошкин дом.

- Би-би-би, - гудит машина – не поеду без бензина.

- Ква-ква-ква, - кричит лягушка.

- Ку-ку-ку, - кричит кукушка.

                                 

C:\Users\Best\Documents\Scanned Documents\лого.jpg

C:\Users\Best\Documents\Scanned Documents\лого1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, эт...

Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"

Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая ил...

Консультация для педагогов "Роль семьи в формировании у детей эмоциональной отзывчивости на произведения искусства"

Роль семьи в формировании у детей эмоциональной отзывчивости на произведения искусства...

Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отноше...

Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"

Как выработать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"

Тихая полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие хорошо плавать. Впереди – огромный водопад. Неожиданно течение подхватывает и уносит детей. Они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разби...

Консультация для воспитателей "Роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО"

Консультация для воспитателей "Роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО"...