НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Рекомендована учителям-логопедам, дефектологам

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЕМ - ДЕФЕКТОЛОГОМ В ОБУЧЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Мои воспитанники имеют речевые нарушения. Моя миссия - помочь ребенку благополучно справиться с имеющимися у него нарушениями речи, укрепить здоровье, и овладеть образовательной программой детского сада, а затем и школы. Система логопедического воздействия на детей имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с развитием моторных функций, с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Но работая в традиционных направлениях, мы не всегда получаем положительный результат. Поэтому сталкиваясь с проблемами в обучении детей, мне приходится искать различные вспомогательные средства, облегчающие и систематизирующие процесс усвоения нового материала. Следуя афоризму Н.А. Рубакина «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы не учились, сколько бы вы не знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов», постоянно изучаю новые подходы обучения и воспитания, направленные на активизацию речевого развития ребёнка, позволяющие по-новому организовать коррекционный процесс. Я пришла к выводу, что эффективность применения нетрадиционных творческих приёмов в коррекционной работе очевидна. Их использование помогает организовать занятие интереснее и разнообразнее, превращает скучную работу в живую и творческую, поддерживает заинтересованность детей, обеспечивает быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме. Для детей с ЗПР характерны низкая активность познавательной деятельности, быстрая утомляемость, недостаточные работоспособность, устойчивость внимания на занятиях, малая инициативность в игровой деятельности, слабая продуктивность запоминания. Обладая в целом полноценными предпосылками к овладению мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Развить эти способности у детей помогает мне в моей практике технология дидактического синквейна. Составление синквейна - это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания. В чём же его эффективность и значимость для детей с ЗПР? Во-первых, его простота. Составить синквейн могут все дети. Во-вторых – в составлении синквейна каждый ребёнок реализовывает свои творческие и интеллектуальные возможности. Мы с детьми осваиваем эту технологию. Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребёнок должен иметь достаточный словарный запас по данной теме. Работу я начинаю с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действия предмета», я тем самым готовлю платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета» я накапливаю материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающимпредметы, действия и признаки предмета, изображать его графически, проявляя своё творчество. Большое значение на данном этапе имеет работа с родителями. После проведения обучающего семинара родители вместе с детьми пишут «Сочинения» по пройденной лексической теме, оформляя их графически в виде рисунков или аппликации. А к концу второго года обучения, дети, умеющие читать и писать, создают синквейн, записывая его печатными буквами. Опыт работы по использованию технологии синквейна был представлен и педагогам ДОУ. Познакомившись с понятием дидактического синквейна, его происхождением, правилами составления, его значимостью и эффективностью применения в работе с детьми, педагоги сами практически поучаствовали в составлении синквейнов на различные темы, получив массу удовольствия, раскрывая свои творческие возможности. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа, как для меня, учителя-дефектолога, так и для детей. При проведении диагностического обследования отмечается положительная динамика развития всех компонентов речевого развития – словарный запас детей увеличился, речь стала богаче, ярче, дети перестали бояться высказывать свои мысли вслух. Созданные детьми стихотворения по технологии синквейна стали «изюминкой» в моей непосредственной образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.

Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...

ООД в старшей группе с использованием инновационных технологий, методик (блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельность; методика Зайцева; занятие – игра; песочный тренажер) «Сказы

ООД в старшей группе   с использованием  инновационных технологий, методик(блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельн...

Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"

Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...

Статья «Возможности применения инновационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ в непосредственно организованной музыкальной деятельности»

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.Инновационные технологии - это комплекс методов и средств, направленных на подд...

«Использование инновационной технологии «Криотерапия» в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В последнее время стремительно развивается крионика-наука о холоде. И уже сегодня с помощью криогенных камер могут поправить здоровье и улучшить самочувствие каждый из нас.Закаливание холодной водой и...