«Теоретические основы общей психологии» часть 1
консультация по коррекционной педагогике

Сапожникова Елена Николаевна

                                     Общие представления о психологии как науке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskie_osnovy_obshchey_psihologii.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Теоретические основы общей психологии» часть 1

                                     Общие представления о психологии как науке.

Человек – один из наиболее сложных объектов реального мира. Существует множество наук, рассматривающих человека и его деятельность с различных сторон: как представителя биологического вида, как члена общества, также изучаются его предметная деятельность, закономерности развития и т.д. Одной из наук, изучающих человека, является психология.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором – для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей.

В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет «читать» по внешним проявлениям (мимике, жестам, интонации, особенностям поведения) эмоциональное состояние другого человека. Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. Основные различия между житейской и научной психологией представлены в таблице 1.

Таблица 1

Различия между житейской и научной психологией

Житейская психология

Психология как наука

Знания конкретны

Знания обобщены

Интуитивный характер знаний

Знания рациональны и осознаны

Передача знаний затруднена

Знания накапливаются и передаются

Основной источник знаний – наблюдение

Основной источник знаний – эксперимент

Знания ограничены

Знания постоянно расширяются

Что же представляет собой психология как наука?

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche – «душа», logos – «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширилась и стала включать в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.

Таким образом, психология – это наука о психике и психических явлениях. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности человека.

Предметом изучения общей психологии выступают закономерности развития и проявления психических процессов, психических состояний, психических свойств. Объектом исследования психологии и объектом приложения психологических знаний является человек.

Рассмотрим основные этапы развития психологии (таблица 2).

Основные этапы развития психологии

Этап

Предмет изучения

Специфика этапа

I этап (VII в. до н.э. –

XVII в. н.э.)

Наука о душе

Накопление знаний о душе и ее проявлениях. «Душа» на данном этапе понимается как энергетическое, активное

начало, приводящее в движение тело.

II этап (XVII в. – конец XIX в.)

Наука о сознании

Развитие психологических знаний происходит в рамках естественных наук. «Сознание» на данном этапе понимается как способность к мышлению и саморегуляции или способность думать, чувствовать,

желать, действовать.

III этап (конец XIX в. – сер. XX в.)

Наука о поведении

Предметом изучения психологии становится поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде.

Методами психологии на данном этапе выступают наблюдение за реакциями и поступками организмов и экспериментальное исследование поведения без учета мотивов, вызывающих данные поступки.

IV этап (сер. XX в. – наст.

время)

Наука о психике

Психология изучает объективные факты, проявления, закономерности и механизмы психики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы исследования проблемы развития внимания у детей с общим недоразвитием речи.

Интересные взгляды различных авторов на проблему развития внимания у детей с ОНР....

Теоретические основы профессионального опыта педагога-психолога

   В статье изложены принципы и подходы к работе педагога-психолога с воспитаннками группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушенями речи...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

           Известно, что инструментом всестороннего развития личности ребенка является богатая и хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ле...

Теоретические основы нейропсихологии часть 2

Материалы с курсов повышения квалификации...

«Теоретические основы общей психологии» часть 2

Структура и функции психики человека....

«Теоретические основы общей психологии» часть 3

                                       Методы исследования в психологии....