Теоретические основы исследования проблемы развития внимания у детей с общим недоразвитием речи.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Скубак Ирина Николаевна

Интересные взгляды различных авторов на проблему развития внимания у детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ВНИМАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОНР22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические основы исследования проблемы развития внимания у детей с  общим недоразвитием речи

1.1. Понятие внимание и особенности его развития в детском возрасте

      На человека постоянно воздействуют самые разнообразные раздражители. Его сознание зачастую бывает не в силах охватить одновременно все эти объекты. Часть из них находится в поле ясного сознания, часть – осознается не вполне отчетливо, часть – весьма смутно, а многие вообще не замечаются. Из множества окружающих объектов человек выделяет лишь те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

      Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении и пр.

      Внимание – это направленность психики на определенном объекте. Внимание - характеристика любого психического процесса; оно играет огромную роль в психической деятельности. Ушинский К.Д. отмечает: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

      По мнению Гальперина П.Я. и Кабыльницкой С.Л., внимание – это идеальная, автоматизированная и сокращенная форма контроля, отсюда одна из задач развития внимания – формирование контрольной функции, т.е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности.

      По мнению Петровского А.В., внимание – направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

      Под направленностью Петровский А.В. понимает, прежде всего, избирательный (селективный) характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объектов. При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе данных воздействий, но и в более или менее длительном их сохранении (длительном удержании определенных образов в сознании).

       Другой характерной особенностью внимания, по мнению Петровского А.В., является сосредоточение (концентрация) психической деятельности (сосредоточение субъекта на объекте). Сосредоточение предполагает не просто отвлечение от всего постороннего, от всего не относящегося к данной деятельности, но и торможение (игнорирование, устранение) побочной, конкурирующей деятельности. Благодаря этому отражение объектов данной деятельности становится более ясным и отчетливым.

       Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Оно – сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

      А.Р. Лурия благодаря научным исследованиям, вывел определенное понятие - как фактора, способствующего селективности протекания каких-либо психических процессов (познавательных и аффективно волевых), разделяет его по разным формам:

•  сенсорное внимание (зрительное, слуховое, тактильное и др.);

• двигательное внимание (привлечение моторных процессов, их сознание и регуляция);

• эмоциональное внимание (тесно связано с процессами памяти,
реакция на яркие эмоциональные окраски);

• интеллектуальное внимание (привлечение мыслительной операции и
интеллектуальной деятельности).

      Как отмечает Немов Р.С., внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. 

      Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени удерживать состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.); третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности); четвертые – с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

     Свойством, противоположным устойчивости, является  отвлекаемость.  Отвлекаемость выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодические ослабления внимания к конкретному объекту или деятельности. 

      Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

      Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном для себя объекте. С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания.

      Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй – тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

     Распределение внимания – его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. 

     Объем внимания – это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей – 5-7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризуем его объем внимания.

В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

Немов Р.С. выделяет следующие виды внимания:

      Природное внимание - дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

      Социально обусловленное внимание - складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

      Непосредственное внимание - не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

      Непроизвольное внимание - не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами.

       Чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе – с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

      По мнению Рубинштейна С.Л., основными видами внимания являются непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека.

       Этот вид внимания «возникает без всяких усилий человека в результате непосредственного воздействия раздражителей, которые создают в коре полушарий участок с оптимальным возбуждением».

      Это яркий свет, громкий звук, острая боль, сильный запах. Важную роль при этом играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя.

      Соответствующие предметы и явления внешнего мира человека действуют на ее мозг, вызывая "приспособительные двигательные реакции" (И.М. Сеченов) или ориентировочные рефлексы (И.П. Павлов). В начале данные рефлексы вызываются сильными раздражителями (ярким
светом, резкими звуками и т.п.).

      В процессе развития для возникновения рефлекторного стимула уже не нужны доминирующие сигналы, достаточными будут и незначительные или слабые раздражения, которые для человека будут иметь сигнальное значение. Рефлекторные ориентирования тесно взаимосвязаны с анализаторными системами, которые в своей активации вызывают определенные сигналы, связанные с тем или иным предметом или явлением.

      Благодаря этому процессу начинает меняться течение мозговых процессов в коре больших полушарий, образуется очаг оптимального возбуждения, связанного с данным раздражителем, вызывает торможение в
смежных участках коры головного мозга.                                                 И.П. Павловым указано, что процесс возбуждения в одном месте мозга большей или меньшей степени индицирует тормозное состояние в других его участках.

Благодаря этому импульсы, доходящие до ячейки оптимального
возбуждение, отражаются человеком, а те импульсы, которые
попадают в зону торможения, не замечаются.

      От непроизвольного внимания отличают произвольное – сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Этот термин служит для обозначения того центрального по своему значению факта, что познание человека, как и его деятельность, поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишь самотеком, стихийно, под властью извне действующих сил. Эти виды внимания отличаются друг от друга по своей сложности.

      Произвольность внимания развивается вместе с формированием его отдельных свойств. Есть еще и третья стадия становления внимания - она заключается в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название «послепроизвольного». Понятие послепроизвольного внимания было введено в употребление Добрыниным Н.Ф. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности.

      Таким образом, можно выделить три стадии развития внимания:

- первичное внимание, вызванное разнообразными раздражителями, которые производят сильное воздействие на нервную систему;

- вторичное внимание - сосредоточенность на одном объекте, несмотря на наличие других (дифференциация);

- послепроизвольное внимание, когда объект удерживается во внимании без специальных усилий.

      В своих работах о «умственные действия» ученые (П.Я. Гальперин,
Н.А. Бернштейн и др.), изучая формирование произвольного внимания
ребенка и механизмы регуляции произвольных движений и действий, отмечают, что процесс внимания тесно связан с языковыми стимулами или ее
языковой системой. Также внимание рассматривалось как функция
психического контроля над содержанием действий человека.        

      Развитие внимания в онтогенезе анализировал Выготский Л.С. Он отмечает, что культура развития внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов – знаков, посредством которых он дальше направляет свое поведение и внимание.

      Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:
          - первые недели и месяцы жизни ребенка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объективного врожденного признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;

- к концу первого года жизни возникает ориентировочно – исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания;

- начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет;

- во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действия детям в возрасте до трех лет практически недоступно;

- в 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;

- в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;

- в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое.

В старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:

- расширяется объем внимания;

- возрастает устойчивость внимания;

- формируется произвольное внимание.

       Активное владение речью, рассуждения вслух, внутренне регулируемое восприятие позволяет формировать произвольное внимание, т.е. внимание, возникшее под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, а старшие дошкольники способны сосредоточить внимание уже с 12 до 20 секунд. Возрастает устойчивость внимания детей и при слушании рассказа и сказок. К старшему дошкольному возрасту в 2-2,5 раза возрастает продолжительность занятий одной или той же деятельностью. 

       Но детям необходима помощь взрослых, т.к. уже в дошкольном возрасте наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания, что зависит от типа нервной деятельности, состояния здоровья, условий жизни ребёнка. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.

      Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те же средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять вниманием.

          К концу дошкольного возраста у детей способность к произвольному вниманию начинает интенсивно развивается. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в школе. По мнению Тихомировой Л.Ф., уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса, как внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания у детей с нарушениями речи

В данной статье рассказывается о видах внимания,о тех проблемах,которые существуют у детей с нарушениями речи,а также пути коррекции....

Современное состояние проблемы исследования особенностей развития памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня

В статье освещена тема памяти, как психического познавательного процесса, описано развитие речеслуховой памяти в онтогенезе, а также нарушение развития речеслуховой памяти у детей старшего дошкол...

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное – научить ребенка читать, писать, счита...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Теоретические основы изучения проблемы обучения и воспитания детей с синдромом Дауна

Теоретические основы изучения проблемы обучения и воспитания детей с синдромом Дауна...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...

развитие внимания у детей с нарушениями речи

Полноценная речь - необходимое условие коммуникативного становления и развития человека, формирования его личности. Нарушения речи разного происхождения приводят к отклонениям в познавательной и эмоци...