«ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМИРОВАНИЮ ДЕТЕЙ О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЯХ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ, СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Тимофеева Марина Геннадьевна, Игнатова Любовь Владимировна

Исследование вопросов по нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

 «ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМИРОВАНИЮ ДЕТЕЙ О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЯХ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ, СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ» 

Выдающиеся советские учителя Н.К. Крупская и А.С. Макаренко, отталкиваясь от основной проблемы молодого Советского государства - организации новейшего социального строя, новейших взаимоотношений среди людей, неукоснительно заявляли существенность воспитания детей с ранних лет в атмосфере коллективизма.

А.С. Макаренко акцентировал внимание, что исходный детский коллектив не имеет возможность закрываться в рамках собственных тесных интересов: он вынужден быть прочно сопряжен с жизнью совместного коллектива, с существованием всей державы. Пребывая членом коллектива, ребенок единовременно вынужден чувствовать себя частью всего советского общества, созидать собственные возможности на фоне коллективных возможностей, преднамеренно исполнять запросы коллективной нравственности, выдержки, труда.

Сегодняшние исследования движения нравственного воспитания и развития (Н.И. Болдырев, З.И. Васильева, Т.Е. Конникова, И.С. Марьенко, Л.Н. Новикова и др.) являются доказательством того, что основным звеном высоконравственного воспитания личности считается модификация внешних нравственных условий во внутренние запросы личности к себе, в надлежащие высоконравственные мотивы действия. Направленность деятельности, ее смысл и технологии системы характеризуют и направленность появляющихся взаимоотношений, нравственные нормы, какими оперируют ее члены [3].

Эффективным условием оптимизации хода нравственного воспитания считается функциональная точка зрения личности в усвоении высоконравственных основ и норм.

Одним из прогрессивных мегатрендов считается перемещение в сторону дуализма «промышленный прогресс - душевный комфорт», если всякая новейшая методика сопровождается компенсаторным гуманитарным противодействием. Трудно произвести переоценку значимости нравственного воспитания личности, способной поддержать моральный комфорт, преимущество, надежность к неблагоприятным воздействиям сегодняшней жизни.

Говоря о нравственном воспитании личности, нужно уточнить, что здесь мы сталкиваемся с таким понятием как духовность, сутью которого считается внутреннее побуждение человека, его жизненные цели, смыслы и чувства к обществу и лично себе. Понятие «нравственность» трактуется как набор законов поведения, в каких может обнаружиться, а может и не обнаружиться духовность.

Основы нравственности, духовности и вообще нравственного воспитания закладываются в семье. Семейные ценности, как указывают А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, которые усваивают дети с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Отношения, которые складываются в семье, проецируются на отношения в обществе и составляют гражданскую основу поведения человека.

Особое место в «Концепции духовно-нравственного развития й воспитания личности гражданина России» А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков уделяют осознанию принятия личностью традиций, ценностей, различных форм культурноисторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики [2].

В этой связи, для нашего исследования, направленного на изучение применения интернет-ресурсов как средства педагогического просвещения родителей дошкольников, актуальным является вопрос, какую роль в организации психологопедагогической работы по вопросам нравственного воспитания детей могут сыграть медийные источники [1].

В нашем исследовании принимали участие 50 родителей логопедических групп дошкольного образовательного учреждения «Сказка» города Похвистнево. Из них 35 женщин и 15 мужчин. Основной состав был представлен родителями со средним и средним профессиональным образованием, и только 36% респондентов по данным анкетирования имеют высшее [4]. Вопросы анкеты были направлены на изучение мнения родителей о необходимости организации психолого-педагогической работы по вопросам нравственного воспитания дошкольников, и как часто они обращаются к медийным средствам, чтобы пополнить свои знания по интересующим их вопросам.

Первый вопрос анкеты был направлен на выяснение, какое место, с точки зрения родителей, занимает проблема духовно-нравственного воспитания в развитии их ребенка. 68% родителей ответили, что «данная проблема частично решается в каждом направлении развития дошкольника, а именно в познавательном, социально-нравственным. По 16% респондентов указали по отдельности главное направление, в рамках которого осуществляется духовно-нравственное воспитание и развитие ребенка. Это относится и к познавательному, и к социально-нравственному. Очень отрадно, что ни один из родителей не указал на то, что эта проблема не является актуальной, чтобы отводить ей значительное место в развитии дошкольника.

В качестве показателя духовно-нравственного развития человека 92% выделили сформированность таких качеств, как доброта, отзывчивость, любовь, понимание, стремление прийти на помощь, а 8% выбрали только любовь, отзывчивость и понимание в качестве таких показателей.

Говоря о качествах, которым отводится наиболее значимое место для осуществления духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста, 68% человек выделили доброту, отзывчивость, любовь, понимание, 32% добавили трудолюбие, душевную чуткость.

75% родителей ответили положительно на вопрос анкеты о том, что испытывают затруднения в вопросах духовно-нравственного воспитания детей, всего 25% ответили отрицательно.

Следующий вопрос анкеты был направлен на выяснение роли интернет-ресурсов в решении проблемы духовно-нравственного воспитания и развития дошкольников. 75% родителей ответили, что очень часто ищут интересующие их ответы на вопросы по исследуемой нами проблеме в сети Интернет, читая различные исторические очерки, справки, сведения о народных праздниках, традициях. Читают вместе с детьми, смотрят мультипликационные и художественные фильмы на эту тему. Наиболее популярными, особенно для мам, оказались сайты и ссылки на них, на которых даются кулинарные рецепты национальных и праздничных блюд, а также национальные игрушки и поделки, изготовленные собственными руками. 25% ответили отрицательно.

Для организации дальнейшей работы по педагогическому просвещению родителей дошкольников нам очень интересно было выявить, какие средства работы с детьми они считают наиболее эффективными для решения задач по духовно-нравственному воспитанию. 68% респондентов указали на необходимость создания окружающей среды в семье и детском саду на основе духовно-нравственного содержания (литература, фильмы, изобразительное искусство). 16% участников исследования отметили необходимость организации образа жизни в семье и детском саду на основе отечественной культуры и традиций. И также 16% добавили к ответам предыдущей группе родителей необходимость привлечения к духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников людей высокой духовной культуры.

Седьмой вопрос нашей анкеты звучал следующим образом: «Является ли традицией вашей семьи празднование христианских праздников: Рождество, Пасха, День Святого Николая и др.?». Половина участников анкетирования ответили, что празднование христианских праздников является традицией в семье. И очень отрадно отметить, что вторая половина родителей ответили о появлении новых традиций в семье.

75% родителей отметили необходимость формирования духовных качеств ребенка в дошкольном возрасте, что доказывал их собственный жизненный опыт воспитания детей. Этому был посвящен 8 вопрос анкеты. 25% респондентов отметили, что в этом из дня в день все больше в этом убеждаются.

Полное единодушие высказали родители в ответах на 9 и 10 вопросы анкеты. Они согласны, что детские сады могут стать центрами духовного возрождения поколения русского народа. В десятом вопросе нас заинтересовало мнение респондентов об уместности участия священнослужителей в мероприятиях православной направленности, которые могут проводиться в детском дошкольном учреждении. Родители, как мы уже отметили, на 100% согласны с этим утверждением, полагая, что дошкольники должны уметь общаться со священнослужителями и адекватно их воспринимать.

Показательно, что на вопрос «Кто, по вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской морали в детском саду?», родители отдали предпочтение специалистам, а именно 50% респондентов выбрали специалистов обязательно с педагогическим образованием и со специальными знаниями по христианской этике. Также 50% родителей доверяют организовывать духовно-нравственное воспитание и развитие дошкольников воспитателям, которые работают в данных группах.

Более того, 42% родителей пожелали, чтобы в дошкольном образовательном учреждении, в целом, велась работа по формированию у дошкольников норм православной морали, а 58% сузили рамки работы до пределов конкретной группы, полностью доверяя педагогам.

Наш опрос показал, что все родители сошлись во мнении о необходимости организации психолого-педагогической работы по нравственному воспитанию дошкольников, а также к педагогическому просвещению их самих, используя при этом огромный потенциал социальных сетей и интернет-ресурсов.

Литература

  1. Горячев, М.Д. Социальные сети как уникальный образовательный ресурс [Текст] / М.Д. Горячев, М.М. Горячев, Н.В. Иванушкина, В.В. Мантуленко // Аккредитация в образовании. - 2014,-№8 (75).-С. 76-77.
  2. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Издательство «Просвещение». - Серия «Стандарты второго поколения». - 2011. - 25 с.
  3. Егорова, У.Г. Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков [Текст] / У.Г. Егорова // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. -№ 9 (120). -2014. -С. 232-236.
  4. Иванушкина, Н.В. Исследование представлений родителей дошкольников о возможностях использования социальных сетей при организации их педагогического просвещения [Текст] / Н.В. Иванушкина, М.Г. Тимофеева // Молодой ученый. - Казань: Издательство: «Молодой ученый». - № 5-6 (109). - 2016.-С. 50-53.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной работы педагога и родителей по духовно- нравственному воспитанию дошкольников. пролемы и перспективы.

Перспектива работы по духовно-нравственному воспитанию, как с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь как детского сада, так и семьи...

Презентация на тему: Организация совместной деятельности взрослых и детей по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации кружковой деятельности

На фоне современного  копирования западных форм жизни происходит разрушение  семейных ценностей, традиций, деформация традиционных христианских моральных норм и нравственных установок. Этому...

Программа по «Приобщению детей к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором: «Живая связь времён».

    Цель программы: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором, используя развитие продукти...

Организация работы по формированию первоначальных основ духовно-нравственных ценностей дошкольников

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе детского сада....

Опыт работы по приобщению дошкольников к духовно - нравственным традициям через организацию театральных постановок.

В содержании представленного доклада отражены задачи формирования основ нравственного сознания детей дошкольного возраста в рамках организации театральных постановок.  Сохранение преемственной св...

Интерактивные формы организации работы с родителями по формированию духовно-нравственных ценностей.

Статья на тему "Интерактивные  формы организации работы с родителями по формированию духовно - нравственных ценностей"...