Картотека подвижных нейропсихологических игр
картотека по коррекционной педагогике

Елена Викторовна Бондарева

1. Игра «Птицы машут крыльями»

Исходное положение – стоя. Дети машут сначала правой рукой, потом левой рукой. Изучив эти действия, игра усложняется, по команде нужно сначала помахать правой рукой, потом – левой, потом – обеими руками одновременно присоединяя к движением рук движения ног.

2. Игра «Качаются деревья»

Исходное положение – стоя. Дети поднимают одновременно обе руки и покачивают ими как веточками на деревьях, при этом ноги стоят на одном месте.

3. Игра «Медведи»

Исходное положение – стоя. Дети имитируют движения медведей, двигаются покачиваясь из стороны в сторону, при движении подключают руки. Издают долгий звук «р-р-р-р». Можно придумать сюжет.

4. Игра «Бабочки»

Исходное положение – сидя. Дети превращаются в бабочек, садятся на корточки и засыпают. «Бабочки» проснулись и посмотрели по сторонам (повороты головы влево-вправо). «Бабочки» расправили крылышки, делаем взмахи правой и левой рукой по очереди, и взлетели, машем одновременно двумя руками, при этом выполняя движения ногами. Полетели бабочки (дети бегают, делая взмахи руками)

5. Игра «Ножками потопаем…»

Исходное положение – стоя. Дети повторяют движения за взрослым, повторяя одновременно стихотворение

Мы ручками похлопаем - Хлоп-хлоп-хлоп,

Мы ножками потопаем - Топ-топ-топ,

Мы руки все подняли

И дружно опустили.

И сели все в волшебный самолёт (руки, согнутые в локтях, перед грудью).

Завели мотор - Ж- ж- ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж (крутим медленно руками перед грудью, увеличивая темп).

Самолёт летит, а мотор гудит - У-у-у, у-у-у (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо).

Полетели...  

6. Игра «Тук-тук-тук…»

Исходное положение – стоя. Дети повторяют слова и движения за взрослым.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимаем и на бочок.

Левую вверх!

Правую вверх!

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Тук-тук, тук-тук-тук! (стучим кулаком об кулак)

Сделаем большой круг («нарисовали» руками круг)

Главным условий этих упражнений является то, что ребенку нужно выполнять все движения одновременно обеими руками, синхронизируя их с движениями ногами.

Нейропсихологические игры для детей старшего и подготовительного к школе возраста

Растяжки

1. «Снеговик»

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко садится на корочки (или ложится на пол) и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

2. «Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

3. «Тряпичная кукла и солдат»

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой.

Дыхательные упражнения

1. «Свеча»

Исходное положение – стоя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. Повторяем дыхательное упражнение несколько раз.

2. «Ныряльщики»

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Телесные упражнения

1. «Перекрестное марширование»

Исходное положение – стоя, ребенок повторяет за взрослым:

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

2. «Мельница»

Исходное положение – стоя. Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

3. «Колено – локоть»

Исходное положение – стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение несколько раз.

4. «Дерево»

Исходное положение – стоя.

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. Повторить упражнение несколько раз.

Глазодвигательные упражнения

1. «Горизонтальная восьмерка»

Исходное положение – стоя. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

2. «Слон»

Исходное положение – стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

Упражнение на развитие координации

1. Перекрестные движения

Исходное положение – стоя. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, вбок, назад). Потом сделайте тоже самое левой рукой и правой ногой.

2. Кивание головой

Исходное положение – стоя. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, наклоните голову вперед и медленно раскачивайте ей из стороны в сторону.

3. Горизонтальная (ленивая) восьмерка

Исходное положение – стоя. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, а потом двумя руками вместе.

4. Симметричные рисунки.

Исходное положение – стоя. Нарисуйте в воздухе двумя руками одновременно зеркально симметричные рисунки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_neyropsihologicheskih_igr.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека подвижных нейропсихологических игр

Нейропсихологические игры для детей младшего и среднего возраста

1. Игра «Птицы машут крыльями»

Исходное положение – стоя. Дети машут сначала правой рукой, потом левой рукой. Изучив эти действия, игра усложняется, по команде нужно сначала помахать правой рукой, потом – левой, потом – обеими руками одновременно присоединяя к движением рук движения ног.

2. Игра «Качаются деревья»

Исходное положение – стоя. Дети поднимают одновременно обе руки и покачивают ими как веточками на деревьях, при этом ноги стоят на одном месте.

3. Игра «Медведи»

Исходное положение – стоя. Дети имитируют движения медведей, двигаются покачиваясь из стороны в сторону, при движении подключают руки. Издают долгий звук «р-р-р-р». Можно придумать сюжет. 

4. Игра «Бабочки»

Исходное положение – сидя. Дети превращаются в бабочек, садятся на корточки и засыпают. «Бабочки» проснулись и посмотрели по сторонам (повороты головы влево-вправо). «Бабочки» расправили крылышки, делаем взмахи правой и левой рукой по очереди, и взлетели, машем одновременно двумя руками, при этом выполняя движения ногами. Полетели бабочки (дети бегают, делая взмахи руками)

5. Игра «Ножками потопаем…»

Исходное положение – стоя. Дети повторяют движения за взрослым, повторяя одновременно стихотворение

Мы ручками похлопаем - Хлоп-хлоп-хлоп,

Мы ножками потопаем - Топ-топ-топ,

Мы руки все подняли

И дружно опустили.

И сели все в волшебный самолёт (руки, согнутые в локтях, перед грудью).

Завели мотор - Ж- ж- ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж (крутим медленно руками перед грудью, увеличивая темп).

Самолёт летит, а мотор гудит - У-у-у, у-у-у (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо).

Полетели...  

6. Игра «Тук-тук-тук…»

Исходное положение – стоя. Дети повторяют слова и движения за взрослым.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимаем и на бочок.

Левую вверх!

Правую вверх!

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Тук-тук, тук-тук-тук! (стучим кулаком об кулак)

Сделаем большой круг («нарисовали» руками круг)

Главным условий этих упражнений является то, что ребенку нужно выполнять все движения одновременно обеими руками, синхронизируя их с движениями ногами.

Нейропсихологические игры для детей старшего и подготовительного к школе возраста

Растяжки

1. «Снеговик»

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко садится на корочки (или ложится на пол) и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

2. «Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

3. «Тряпичная кукла и солдат»

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой.

Дыхательные упражнения

1. «Свеча»

Исходное положение – стоя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. Повторяем дыхательное упражнение несколько раз.

2. «Ныряльщики»

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Телесные упражнения

1. «Перекрестное марширование»

Исходное положение – стоя, ребенок повторяет за взрослым:

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

2. «Мельница»

Исходное положение – стоя. Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

3. «Колено – локоть»

Исходное положение – стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение несколько раз.

4. «Дерево»

Исходное положение – стоя.

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. Повторить упражнение несколько раз.

Глазодвигательные упражнения

1. «Горизонтальная восьмерка»

Исходное положение – стоя. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

2. «Слон»

Исходное положение – стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

Упражнение на развитие координации

1. Перекрестные движения

Исходное положение – стоя. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, вбок, назад). Потом сделайте тоже самое левой рукой и правой ногой.

2. Кивание головой

Исходное положение – стоя. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, наклоните голову вперед и медленно раскачивайте ей из стороны в сторону.

3. Горизонтальная (ленивая) восьмерка

Исходное положение – стоя. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, а потом двумя руками вместе.

4. Симметричные рисунки.

Исходное положение – стоя. Нарисуйте в воздухе двумя руками одновременно зеркально симметричные рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Подвижные игры для младшей группы (картотека подвижных игр)

Подвижные игры для младшей группы Пузырь"Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.П...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И МАЛО ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

Картотека игр разработанна с целью укрепления и развития физических навыков детей дошкольного возраста....

Авторская картотека подвижных игр « Подвижная математика»:

Подвижные игры с использованием математических задач...

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"

Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (средняя группа)

В материале представлена подборка игр с предметами и без для проведения в заключительной части физкультурного занятия....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (подготовительная группа)

В представленном материале собраны подвижные игры для детей подготовительной группы, которые можно использовать в заключительной части физкультурного занятия....