ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Капитонова Алёна Владимировна

 С каждым годом увеличивается количество детей с тяжёлыми нарушениями речи, дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием.

Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей. Коррекционно - развивающая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии отмечаются так же трудности с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания и мышления. В связи с этим возникает необходимость использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по коррекции речи с детьми с ТНР.  

Здоровьесберегающие технологии — предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направлен­ных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. 

К здоровьеесберегающим технологиям относят: дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, физкультминутки, кинезиологические упражнения, зрительная гимнастика, логоритмику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

С каждым годом увеличивается количество детей с тяжёлыми нарушениями речи, дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием.

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей. Коррекционно - развивающая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии отмечаются так же трудности с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания и мышления. В связи с этим возникает необходимость использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по коррекции речи с детьми с ТНР.  

Здоровьесберегающие технологии — предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. 

К здоровьеесберегающим технологиям относят: дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, физкультминутки, кинезиологические упражнения, зрительная гимнастика, логоритмику.

Дыхательная гимнастика - упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха.

Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.

Пальчиковая гимнастика сопровождается веселыми рифмовками. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова). На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Физ.минутки направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость. Кинезиологические упражнения  дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

Зрительная гимнастика - специальные упражнения для глаз, способствующие профилактики нарушения зрения, а так же развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии. Создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности.

 Логоритмика – широко известная и эффективная технология. В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их сочетаний, умение регулировать темп речи.

Список литературы:

  1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/ Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. – 58с.
  2. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шулька, К.Г. Эрдынеева. – М.: Изд-во МГОУ, 2004. – 100 с.
  3. Зинатулин С.Н. Планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания: метод.пособие / С.Н. Зинатулин. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 64 с.
  4. Герасимова А. С. Ппулярная логопедия: Занятия с дошкольниками / А.С. Герасимова. – 3 – е издание. – М.: Айрис – пресс, 2009. – 224 с.
  5. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей/ Т.А. Куликовская. – М.: Издательство ГНОМ, 2012. – 64 с.
  6. Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. – М.: Айрис – пресс, 2010. – 112 с.
  7. Тихомирова Л.Ф. Теоретико – методические основы здоровьесберегающей педагогики: монография / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль, Из-во ЯГПУ, 2004. – 240.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ.

Презентация : "Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе  учителя-логопеда ДОУ." \Игра с песком - это естественная и доступная форма деятельности для детей. Игры с песком разн...

Использование ИКТ в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда

Информационные технологии стремительно входят во все сферы жизни, не остались в стороне и дошкольные учреждения. Воспитанники детского сада малы, но они родились и растут в мире, где компьютер обычная...

Использование ИКТ в коррекционно - развивающей работе с детьми с ОВЗ, как способ оптимизации педагогического процесса.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, позволяет оптимизировать педагогичес...

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Данная статья была представлена на VII Международной студенческой электронной научной конференции "Студенческий научный форум 2015". Материалы статьи представляют собой комплексный подход к организаци...

Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда...

Отчёт учителя-логопеда по теме самообразования "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи"

С 2014 года широко использую ИКТ, которые применяю в работе с детьми для лучшего усвоения изучаемого материала, так и в работе с методическим материалом, что даёт возможность оперативно вносить измене...