Отчёт учителя-логопеда по теме самообразования "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи"
статья по теме
С 2014 года широко использую ИКТ, которые применяю в работе с детьми для лучшего усвоения изучаемого материала, так и в работе с методическим материалом, что даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к ним. Использование ИКТ даёт возможность существенно обогатить, качественно обновить образовательный процесс и повысить его эффективность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_teme_samoobrazovaniya.docx | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЁТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
ЛАГУТИНОЙ СВЕТЛАНЫ РАВИКОВНЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»
В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали инновационным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Поэтому решение коррекционно-развивающих задач с помощью компьютерных технологий в моей деятельности встраивается в целостную систему коррекционно-развивающей работы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребёнка.
С целью повышения качества своей профессиональной деятельности активно использую информационно-коммуникационные технологии. Прошла обучение по следующим темам:
- «Самопрезентация. Создание материалов от сайта-визитки до электронного портфолио» (ООО ИПП «Мерсибо», октябрь 2014 г.), имею сертификат;
- «Использование программно-дидактического комплекса "Логомер" в комплексной работе дошкольного специалиста с учетом ФГОС нового поколения» (ООО ИПП «Мерсибо», декабрь 2014 г.), имею сертификат;
- «ИКТ для ФГОС. Работа с приложениями MS Office» (АНО ДПО «ИОЦПК и П «Мой университет», сентябрь 2015 г.), имею удостоверение;
- «ИКТ для ФГОС. Подготовка мультимедиа презентаций) (АНО ДПО «ИОЦПК и П «Мой университет», октябрь 2015 г.), имею удостоверение;
- «Речевой комплекс биологической обратной связи» (ЧОУ ДПО «Институт БОС», февраль 2017 г.), имею удостоверение;
- «Инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии «Бос» для системы дошкольного и общего образования» (ЧОУ ДПО «Институт БОС», март 2017 г.), имею удостоверение.
Широко использую информационно-коммуникационные технологии, которые применяю в работе с детьми (для лучшего освоения изучаемого материала), так и в работе с методическим материалом, что даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к ним. Использование ИКТ даёт возможность существенно обогатить, качественно обновить образовательный процесс и повысить его эффективность. В совершенстве владею компьютером (с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, личным сайтом). Использую ИКТ при проведении образовательной деятельности, в методической работе при распространении опыта среди коллег:
2014 – 2015гг.
- Мастер-класс «Использование современных интерактивных игр в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО» в рамках МО учителей-логопедов/дефектологов г. Орска;
- Доклад из опыта работы на МО учителей-логопедов/дефектологов г. Орска «Использование ИКТ для формирования предпосылок личностных УУД в процессе коррекционно-педагогической деятельности».
2015 – 2016гг.
- Мастер-класс для учителей-логопедов и дефектологов г. Орска в рамках ШМЛ «Создание сайта-визитки специалиста»;
- Обобщение опыта работы «Использование интерактивной программы «Конструктор картинок» и речевых игр педагогического портала «Мерсибо», направленных на развитие связной речи детей» на творческой площадке для воспитателей г. Орска в рамках семинара-практикума «От схемы к ФГОС ДО»;
- Мастер-класс «Использование речевых игр и опорных схем «Конструктор картинок» ИПП МЕРСИБО в работе с детьми» для педагогов ДОУ № 91 «Росинка»;
- Обобщение опыта в форме открытого показа ОД для педагогов ДОУ № 91 по развитию связной речи детей средствами ИКТ в логопедической подготовительной к школе группе на тему: «Насекомые», 16.10.2015 г.;
- Обобщение опыта работы в форме открытого показа ОД для педагогов ДОУ № 91 по обучению грамоте дошкольников с использованием ИКТ в логопедической подготовительной к школе группе на тему: «Поможем Зимушке-зиме открыть волшебный сундучок», 24.02.2016 г.
2016 – 2017гг.
- Выступление на тему: «Информационно-образовательная среда ДОУ как условие эффективности коррекционно-развивающего процесса» в рамках Августовской творческой площадки учителей-логопедов/дефектологов «Оптимизация коррекционно-образовательного пространства ДОУ в условиях ФГОС ДО»;
- Семинар-практикум для учителей-логопедов/дефектологов «Формирование и развитие связной речи у детей с помощью интерактивной программы «Конструктор картинок» портала «Мерсибо» в рамках Годового семинара ГМО учителей-логопедов/дефектологов «Развитие связной речи дошкольников»;
- Мастер-класс для учителей-логопедов/дефектологов г. Орска «Создание электронного портфолио специалиста с последующим размещением в сети интернет» в рамках ШМЛ.
2017 – 2018гг.
- Открытый показ игрового логопедического занятия для детей подготовительного к школе возраста в форме квест-игры «Путешествие по сказкам. От звука к рассказу» в рамках регионального фестиваля успешных образовательных практик ДОО «От лучшей практики к лучшему результату» на базе ДОУ № 91, 07.12.2017г.
В рамках городской творческой лаборатории для учителей-логопедов/дефектологов и воспитателей ГКН «Семь шагов к ИКТ-компетентности» были проведены следующие мероприятия:
- Мастер-класс для учителей-логопедов/дефектологов и воспитателей ГКН г. Орска «ИКТ-компетентность учителя-логопеда и воспитателя ГКН», 13.10.2017 г.;
- Семинар-практикум для учителей-логопедов/дефектологов и воспитателей ГКН г. Орска «Новые возможности мультимедийной презентации», 15.12.2017 г.;
- Мастер-класс для воспитателей ГКН «Профессиональное оформление портфолио педагога в электронном виде», 09.02.2018 г.;
- Муниципальный конкурс электронного портфолио педагога, апрель-май 2018 г.
Использую компьютерные технологии с целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления индивидуализации обучения детей, а также создания у ребёнка более высокой по сравнению с традиционными методами мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей занятиями.
В своей работе апробировала и внедрила компьютерную технологию «Игры для Тигры» (автор – Л.Р. Лизунова). Работа с данной технологией проводится при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог – компьютер – ребёнок. Данная технология позволяет мне успешно решать следующие задачи:
- Развитие и коррекция психических процессов, составляющих психологическую основу для развития речи.
- Развитие познавательной активности, самоконтроля.
- Активизация словаря.
- Развитие мелкой моторики руки.
- Создание положительного эмоционального фона.
- Помощь в освоении детьми модели коммуникации с вымышленным героем компьютерной программы, для освоения межличностной коммуникации.
- Воспитание стремления достичь положительного результата в работе.
Эта программа имеет следующие преимущества:
- Повышение мотивации детей (игровая форма, современная техника, отслеживание динамики, самоконтроль).
- Возможность самореализации детей.
- Индивидуализация (учёт глубины дефекта, компенсаторных возможностей ребёнка, зоны ближайшего развития).
- Развивающий характер (работа на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ребёнка, стимулирование воспитанника к более высоким достижениям).
- Возможность оперативного изменения содержания структуры занятия в соответствии с динамикой продвижения, учётом самочувствия и психологического настроя ребёнка.
- Сокращение сроков реабилитации.
- Дидактическое оснащение (исключает необходимость оформления многочисленных карточек и другого дидактического материала).
Технологию, представленную в программе, использую в своей работе как часть индивидуального занятия 2 раза в неделю в первой половине дня. Максимальная разовая длительность работы на компьютере для детей 6 лет – 10 минут в день, для детей 5 лет – 7 минут в день.
Специально построенные и подобранные задания побуждают ребёнка вступить в диалог с компьютерным героем программы – Тигрёнком, что способствует развитию коммуникативных навыков и практическому применению речевых и языковых средств в смоделированных программой ситуациях общения. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет учитывать при проведении коррекционной работы индивидуальные возможности и коррекционно-образовательные потребности ребёнка.
Последовательное включение специальной компьютерно-опосредованной логопедической технологии позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков речи детей.
Целенаправленное системное логопедическое воздействие, основанное на использовании компьютерной технологии, позволяет мне значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Это достигается в результате системно-деятельностного подхода к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, использования интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей, посещающих логопедические занятия.
В процессе логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Использование в коррекционно-образовательном процессе специализированной компьютерной технологии способствует коррекции, формированию и развитию следующих сторон речи:
- длительности и силы речевого выдоха;
- громкости (интенсивности) и тембра голоса;
- темпоритмической организации речи;
- интонационной выразительности речи;
- чёткости и разборчивости речи;
- эффективного и аффективного звеньев речевой системы;
- неречевого слухового гнозиса;
- речевого анализа и синтеза;
- структуры значения слова;
- лексических связей слов (синтагматических и парадигматических);
- грамматического значения слова;
- коммуникативных навыков детей.
Целенаправленное использование компьютерной технологии в процессе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста позволяет оптимизировать процесс коррекции звукопроизносительной и просодической сторон их речи и в целом содействуют гармонизации развития детей.
Внедрила в работу систему компьютерных логопедических игр интерактивного педагогического портала «Мерсибо», что позволяет не только повысить у детей интерес к выполнению коррекционно-развивающих заданий, но и выработать самоконтроль за своей речью, ускорить автоматизацию речевых умений.
Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи является эффективным средством формирования правильной речи и коррекции её недостатков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...
«Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» (методические пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных учреждений)
laquo;Практическое применение нетрадиционныхтехнологий в коррекционной работе с детьми,имеющими нарушения речи»(методические пособиедля учителей-логопедов, воспитателей логопедическихи массовых...
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения речи, по лексической теме "Детский сад".
В публикации подобран материал для взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, по лексической теме "Детский сад"...
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения речи, по лексической теме "Сад. Огород".
В публикации подобран материал для взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, по лексической теме "Сад. Огород"...
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения речи, по лексической теме "Неделя вежливости и доброты".
В публикации подобран материал для взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, по лексической теме "Неделя вежливости и добро...