Отчёт учителя-логопеда по теме самообразования "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи"
статья по теме

Лагутина Светлана Равиковна

С 2014 года широко использую ИКТ, которые применяю в работе с детьми для лучшего усвоения изучаемого материала, так и в работе с методическим материалом, что даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к ним. Использование ИКТ даёт возможность существенно обогатить, качественно обновить образовательный процесс и повысить его эффективность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_teme_samoobrazovaniya.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЁТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ЛАГУТИНОЙ СВЕТЛАНЫ РАВИКОВНЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

 В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали инновационным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Поэтому решение коррекционно-развивающих задач с помощью компьютерных технологий в моей деятельности встраивается в целостную систему коррекционно-развивающей работы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребёнка.

С целью повышения качества своей профессиональной деятельности активно использую информационно-коммуникационные технологии. Прошла обучение по следующим темам:

  • «Самопрезентация. Создание материалов от сайта-визитки до электронного портфолио» (ООО ИПП «Мерсибо», октябрь 2014 г.), имею сертификат;
  • «Использование программно-дидактического комплекса "Логомер" в комплексной работе дошкольного специалиста с учетом ФГОС нового поколения» (ООО ИПП «Мерсибо», декабрь 2014 г.), имею сертификат;
  • «ИКТ для ФГОС. Работа с приложениями MS Office» (АНО ДПО «ИОЦПК и П «Мой университет», сентябрь 2015 г.), имею удостоверение;
  • «ИКТ для ФГОС. Подготовка мультимедиа презентаций) (АНО ДПО «ИОЦПК и П «Мой университет», октябрь 2015 г.), имею удостоверение;
  • «Речевой комплекс биологической обратной связи» (ЧОУ ДПО «Институт БОС», февраль 2017 г.), имею удостоверение;
  • «Инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии «Бос» для системы дошкольного и общего образования» (ЧОУ ДПО «Институт БОС», март 2017 г.), имею удостоверение.

Широко использую информационно-коммуникационные технологии, которые применяю в работе с детьми (для лучшего освоения изучаемого материала), так и в работе с методическим материалом, что даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к ним. Использование ИКТ даёт возможность существенно обогатить, качественно обновить образовательный процесс и повысить его эффективность. В совершенстве владею компьютером (с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, личным сайтом). Использую ИКТ при проведении образовательной деятельности, в методической работе при распространении опыта среди коллег:

2014 – 2015гг.

  • Мастер-класс «Использование современных интерактивных игр в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО» в рамках МО учителей-логопедов/дефектологов г. Орска;
  • Доклад из опыта работы на МО учителей-логопедов/дефектологов г. Орска «Использование ИКТ для формирования предпосылок личностных УУД в процессе коррекционно-педагогической деятельности».

     2015 – 2016гг.

  • Мастер-класс для учителей-логопедов и дефектологов г. Орска в рамках ШМЛ «Создание сайта-визитки специалиста»;
  • Обобщение опыта работы «Использование интерактивной программы «Конструктор картинок» и речевых игр педагогического портала «Мерсибо», направленных на развитие связной речи детей» на творческой площадке для воспитателей г. Орска в рамках семинара-практикума «От схемы к ФГОС ДО»;
  • Мастер-класс «Использование речевых игр и опорных схем «Конструктор картинок» ИПП МЕРСИБО в работе с детьми» для педагогов ДОУ № 91 «Росинка»;
  • Обобщение опыта в форме открытого показа ОД для педагогов ДОУ № 91 по развитию связной речи детей средствами ИКТ в логопедической  подготовительной к школе группе на тему: «Насекомые», 16.10.2015 г.;
  • Обобщение опыта работы в форме открытого показа ОД для педагогов ДОУ № 91 по обучению грамоте дошкольников с использованием ИКТ  в логопедической  подготовительной к школе группе на тему: «Поможем Зимушке-зиме открыть волшебный сундучок», 24.02.2016 г.

     2016 – 2017гг.

  • Выступление на тему: «Информационно-образовательная среда ДОУ как условие эффективности коррекционно-развивающего процесса» в рамках Августовской творческой площадки учителей-логопедов/дефектологов «Оптимизация коррекционно-образовательного пространства ДОУ в условиях ФГОС ДО»;
  • Семинар-практикум для учителей-логопедов/дефектологов «Формирование и развитие связной речи у детей с помощью интерактивной программы «Конструктор картинок» портала «Мерсибо» в рамках Годового семинара ГМО учителей-логопедов/дефектологов «Развитие связной речи дошкольников»;
  • Мастер-класс для учителей-логопедов/дефектологов г. Орска «Создание электронного портфолио специалиста с последующим размещением в сети интернет» в рамках ШМЛ.

2017 – 2018гг.

  • Открытый показ игрового логопедического занятия для детей подготовительного к школе возраста в форме квест-игры «Путешествие по сказкам. От звука к рассказу» в рамках регионального фестиваля успешных образовательных практик ДОО «От лучшей практики к лучшему результату» на базе ДОУ № 91, 07.12.2017г.

В рамках городской творческой лаборатории для учителей-логопедов/дефектологов и воспитателей ГКН «Семь шагов к ИКТ-компетентности» были проведены следующие мероприятия:

  • Мастер-класс для учителей-логопедов/дефектологов и воспитателей ГКН г. Орска «ИКТ-компетентность учителя-логопеда и воспитателя ГКН», 13.10.2017 г.;
  • Семинар-практикум для учителей-логопедов/дефектологов и воспитателей ГКН г. Орска «Новые возможности мультимедийной презентации», 15.12.2017 г.;
  • Мастер-класс для воспитателей ГКН «Профессиональное оформление портфолио педагога в электронном виде», 09.02.2018 г.;
  • Муниципальный конкурс электронного портфолио педагога, апрель-май 2018 г.

Использую компьютерные технологии с целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления индивидуализации обучения детей, а также создания у ребёнка более высокой по сравнению с традиционными методами мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей занятиями.

В своей работе апробировала и внедрила компьютерную технологию «Игры для Тигры» (автор – Л.Р. Лизунова). Работа с данной технологией проводится при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог – компьютер – ребёнок. Данная технология позволяет мне успешно решать следующие задачи:

  1. Развитие и коррекция психических процессов, составляющих психологическую основу для развития речи.
  2. Развитие познавательной активности, самоконтроля.
  3. Активизация словаря.
  4. Развитие мелкой моторики руки.
  5. Создание положительного эмоционального фона.
  6. Помощь в освоении детьми модели коммуникации с вымышленным героем компьютерной программы, для освоения межличностной коммуникации.
  7. Воспитание стремления достичь положительного результата в работе.

Эта программа имеет следующие преимущества:

  1. Повышение мотивации детей (игровая форма, современная техника, отслеживание динамики, самоконтроль).
  2. Возможность самореализации детей.
  3. Индивидуализация (учёт глубины дефекта, компенсаторных возможностей ребёнка, зоны ближайшего развития).
  4. Развивающий характер (работа на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ребёнка, стимулирование воспитанника к более высоким достижениям).
  5. Возможность оперативного изменения содержания структуры занятия в соответствии с динамикой продвижения, учётом самочувствия и психологического настроя ребёнка.
  6. Сокращение сроков реабилитации.
  7. Дидактическое оснащение (исключает необходимость оформления многочисленных карточек и другого дидактического материала).

Технологию, представленную в программе, использую в своей работе как часть индивидуального занятия 2 раза в неделю в первой половине дня. Максимальная разовая длительность работы на компьютере для детей 6 лет – 10 минут в день, для детей 5 лет – 7 минут в день.

Специально построенные и подобранные задания побуждают ребёнка вступить в диалог с компьютерным героем программы – Тигрёнком, что способствует развитию коммуникативных навыков и практическому применению речевых и языковых средств в смоделированных программой ситуациях общения. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет учитывать при проведении коррекционной работы индивидуальные возможности и коррекционно-образовательные потребности ребёнка.

Последовательное включение специальной компьютерно-опосредованной логопедической технологии позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков речи детей.

Целенаправленное системное логопедическое воздействие, основанное на использовании компьютерной технологии, позволяет мне значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Это достигается в результате системно-деятельностного подхода к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, использования интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей, посещающих логопедические занятия.

В процессе логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Использование в коррекционно-образовательном процессе специализированной компьютерной технологии способствует коррекции, формированию и развитию следующих сторон речи:

  • длительности и силы речевого выдоха;
  • громкости (интенсивности) и тембра голоса;
  • темпоритмической организации речи;
  • интонационной выразительности речи;
  • чёткости и разборчивости речи;
  • эффективного и аффективного звеньев речевой системы;
  • неречевого слухового гнозиса;
  • речевого анализа и синтеза;
  • структуры значения слова;
  • лексических связей слов (синтагматических и парадигматических);
  • грамматического значения слова;
  • коммуникативных навыков детей.

Целенаправленное использование компьютерной технологии в процессе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста позволяет оптимизировать процесс коррекции звукопроизносительной и просодической сторон их речи и в целом содействуют гармонизации развития детей.

Внедрила в работу систему компьютерных логопедических игр интерактивного педагогического портала «Мерсибо», что позволяет не только повысить у детей интерес к выполнению коррекционно-развивающих заданий, но и выработать самоконтроль за своей речью, ускорить автоматизацию речевых умений.

Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи является эффективным средством формирования правильной речи и коррекции её недостатков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

«Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» (методические пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных учреждений)

laquo;Практическое применение нетрадиционныхтехнологий в коррекционной работе с детьми,имеющими нарушения речи»(методические пособиедля учителей-логопедов, воспитателей логопедическихи массовых...

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения речи, по лексической теме "Детский сад".

В публикации подобран материал для взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, по лексической теме "Детский сад"...

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения речи, по лексической теме "Сад. Огород".

В публикации подобран материал для взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, по лексической теме "Сад. Огород"...

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения речи, по лексической теме "Неделя вежливости и доброты".

В публикации подобран материал для взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, по лексической теме "Неделя вежливости и добро...