Главные вкладки

    Использование ИКТ в коррекционно - развивающей работе с детьми с ОВЗ, как способ оптимизации педагогического процесса.
    статья по теме

    Никифорова Светлана Юрьевна

     

    Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение  и значительно повысить эффективность педагогической  работы в целом. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ИКТ 31.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Наш детский сад посещают дети с нарушениями опорно – двигательного аппарата(70% -дети с ДЦП,  30% - другие нарушения ОДА).

          При всем разнообразии врожденных и приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект, который сочетается с нарушениями познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, нарушениями речи и других анализаторных систем: зрения, слуха, тактильного и кинестетического восприятия.

     Особенности развития детей:

    • Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности, т.е. отмечается недостаточность одних интеллектуальных функций, задержка развития других, сохранность третьих.

    • Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем. Затруднения познания окружающего мира в процессе предметно – практической деятельности. Снижение или отсутствие потребности в познании,  общении.

    •  Различные формы речевых отклонений (задержка речевого развития,  дизартрия и алалия).

    •    Нарушение координированной деятельности различных анализаторных  систем.

    •  Нарушение мышечного тонуса, ощущений движений. Невозможность произвольных движений.  Наличие насильственных движений. Нарушение равновесия и координации движений.  

    • Низкая работоспособность, замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения.

    • Повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, капризность, расторможенность или заторможенность.  Колебания  настроения. Слабость волевых усилий и мотивации.

           В последние годы отмечается увеличение числа детей с данными нарушениями и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение  и значительно повысить эффективность педагогической  работы в целом.

         Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне.

    Использование информационных компьютерных технологий предлагает следующий список преимуществ. Доступ к разнообразным источникам информации - Интернет; возможность опосредованного консультирования и просвещения; точность и быстрота обработки диагностического материала; большой интерес детей к современным информационным технологиям (а, следовательно, это можно использовать для повышения учебной мотивации); наличие компьютерных развивающих тренажеров; высокое качество и наглядность стимулирующего материала.

        Применение компьютерных технологий позволяет:

    1. использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;
    2. задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и  аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал;
    3. оптимизировать процесс формирования правильной речи, психических процессов и коррекции их  недостатков;  
    4. интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы детей.

         Каждое занятие с использованием компьютерных технологий является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка.

        Помимо того, обязательным является включение в занятия учителя - дефектолога  игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

         Занятия с использованием компьютера необходимо проводить, при соблюдении определенных условий для сбережения здоровья ребенка (соблюдение СанПиНов):

    Гигиенические нормы и рекомендации при организации занятий:

    1. Максимальная одноразовая  длительность работы:

    Для детей 6 лет 1 -2 групп здоровья                15 минут в день

    Для детей  6 лет 3 группы здоровья                 10 минут в день

    Для детей 5 лет  1 – 2 группы здоровья           10 минут в день

    Для детей 5 лет 3 группы здоровья                   7 минут в день

    1. В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера.
    2. Рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера:

    - первая половина дня – оптимальна

    -вторая половина дня – допустима, однако занятие следует проводить в период второго подъёма суточной работоспособности, в интервале  от 15 ч.30 мин. до 16 ч. 30 мин., после дневного сна и полдника.

    1. Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей 6 лет – 2 раза в неделю.
    2.  Рекомендуемые дни недели для занятий с компьютером: вторник, среда, четверг – оптимальные; понедельник – допустимый. В первый день недели  работоспособность ещё не достигает желаемого уровня ( нарушение режима в выходные). В пятницу заниматься на компьютере  нежелательно, происходит резкое снижение работоспособности в силу накопившейся недельной усталости.
    3. Недопустимо проводить занятия с компьютером во время, отведённое

               для прогулок и дневного отдыха.

    НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ  УЧИТЕЛЯ  - ДЕФЕКТОЛОГА   С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ:

    1. Коррекционно-оздоровительное  направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
    2. Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
    3. Занятия по формированию математических представлений.
    4. Работа над развитием и коррекции  познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение).
    5. Формирование зрительно-пространственных отношений.
    6. Сенсорное развитие (цвет, форма, величина).

    Организация  занятий с использованием  ИКТ:

    1. Подготовительный этап. Направлен на эмоциональную и физическую подготовку ребёнка к использованию компьютерных  игр и упражнений. Проводится  гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика  для подготовки зрительного и моторного анализаторов к работе. Ребёнок вводится в проблемную ситуацию.
    2. Основной этап. Решаются поставленные коррекционно – образовательные задачи, отвечающие целям занятия.
    3. Заключительный этап. Необходим для совместной, а затем и самостоятельной  оценки ребёнком результатов деятельности, снятия эмоционального, зрительного и мышечного напряжения

       Важное значение  имеет правильный подбор компьютерной игры, который зависит, прежде всего, от физиологических и возрастных возможностей ребёнка. Учитывая принцип развивающего обучения, и в зависимости от текущих педагогических задач, рекомендуется чередовать разные компьютерные игры и упражнения, при этом важно учитывать тип нервной системы, интересы и склонности ребенка.

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ

    Постоянно пополняется медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно – развивающую информацию, а также созданных педагогами  нашего учреждения:            

    -   текстовая (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей, выступления, сценарии, стихи и т.п.);

    -  табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы и т.п.);

    -  графическая (графики обследования, диагностический материал);

    -  звуковая (мелодии без слов, песни,  стихи, звуки и звукоподражания);

    подобраны звуковые файлы по следующим темам:

    1. Звуки дома
    2. Звуки деятельности человека.
    3. Звуки, которые издают животные, птицы.
    4. Звуки, которые издают музыкальные инструменты.

    -  видеоинформация (фильмы и клипы);

    -  анимация; -  картинки; -  фотографии;

    - слайд – шоу (презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно – развивающего обучения);

         Разработаны авторские презентации, дидактические игры  по всем  лексическим темам «Времена года», «Цветы», «Космос», «Птицы», «Животные» и др.

    По математике «Счет», «Количество», «Дни недели» и др.  

    Презентации озвучены, включены клипы, сказки, стихи  по теме.

        Авторские презентации используем, как на подгрупповых занятиях, так и на индивидуальных занятиях, в зависимости от поставленных задач и  психофизиологических возможностей детей.

    - Нами было апробированы компьютерные игры и программы: «Компьютер для малышей», «Подготовка к школе»,; «Планета чисел для малышей»; «Занимательная арифметика»; «Занимательная геометрия», «Учимся считать»; «Развиваем мышление»; «Времена года»;  «Считаем с Хрюшей», «Уроки тетушки Совы», «Двенадцать месяцев», «Лесная школа» и другие.

    Представленные компьютерные программы отражают все аспекты  работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья; способствуют  развитию когнитивных функций, обогащению словаря, математических и сенсорных представлений, общему интеллектуальному  развитию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование нетрадиционных здоровьесберегающих методик и технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

    Проблема сохранения здоровья детей  является остроактуальной для современного социума. Однако в настоящее время проявляется стойкая тенденция ухудшения показателей здоровья наряду с уве...

    Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ

                      Развитие современного общества предъявляет новые требования к построению образовательного процесса. Введение в действие ФГОС ...

    «Интеграция учителя-логопеда и воспитателя в разработке и использовании игры «Логопедическое лото» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»

    Предлагаем вашему вниманию игру «Логопедическое лото». Игра разработана педагогами нашей группы: учителем –логопедом Статеевой Ириной Алексеевна и воспитателем Петровой Еленой Алексе...

    Использование ИКТ в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ

    Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в нашей стране является внедрение и активное использование средств информационно- коммуникационных технологий в работе д...

    Отчёт учителя-логопеда по теме самообразования "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи"

    С 2014 года широко использую ИКТ, которые применяю в работе с детьми для лучшего усвоения изучаемого материала, так и в работе с методическим материалом, что даёт возможность оперативно вносить измене...

    Использование Су Джок терапии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ

    Данный материал позволит коррекционным педягогам разнообразить работу по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ....

    Мастер-класс: «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и с детьми инвалидами»

    Под эмоциональной сферой личности ребенка - мы понимаем, сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), чувств (нра...