Использование ИКТ в коррекционно - развивающей работе с детьми с ОВЗ, как способ оптимизации педагогического процесса.
статья по теме

Никифорова Светлана Юрьевна

 

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение  и значительно повысить эффективность педагогической  работы в целом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИКТ 31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Наш детский сад посещают дети с нарушениями опорно – двигательного аппарата(70% -дети с ДЦП,  30% - другие нарушения ОДА).

      При всем разнообразии врожденных и приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект, который сочетается с нарушениями познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, нарушениями речи и других анализаторных систем: зрения, слуха, тактильного и кинестетического восприятия.

 Особенности развития детей:

• Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности, т.е. отмечается недостаточность одних интеллектуальных функций, задержка развития других, сохранность третьих.

• Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем. Затруднения познания окружающего мира в процессе предметно – практической деятельности. Снижение или отсутствие потребности в познании,  общении.

•  Различные формы речевых отклонений (задержка речевого развития,  дизартрия и алалия).

•    Нарушение координированной деятельности различных анализаторных  систем.

•  Нарушение мышечного тонуса, ощущений движений. Невозможность произвольных движений.  Наличие насильственных движений. Нарушение равновесия и координации движений.  

• Низкая работоспособность, замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения.

• Повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, капризность, расторможенность или заторможенность.  Колебания  настроения. Слабость волевых усилий и мотивации.

       В последние годы отмечается увеличение числа детей с данными нарушениями и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение  и значительно повысить эффективность педагогической  работы в целом.

     Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне.

Использование информационных компьютерных технологий предлагает следующий список преимуществ. Доступ к разнообразным источникам информации - Интернет; возможность опосредованного консультирования и просвещения; точность и быстрота обработки диагностического материала; большой интерес детей к современным информационным технологиям (а, следовательно, это можно использовать для повышения учебной мотивации); наличие компьютерных развивающих тренажеров; высокое качество и наглядность стимулирующего материала.

    Применение компьютерных технологий позволяет:

  1. использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;
  2. задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и  аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал;
  3. оптимизировать процесс формирования правильной речи, психических процессов и коррекции их  недостатков;  
  4. интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы детей.

     Каждое занятие с использованием компьютерных технологий является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка.

    Помимо того, обязательным является включение в занятия учителя - дефектолога  игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

     Занятия с использованием компьютера необходимо проводить, при соблюдении определенных условий для сбережения здоровья ребенка (соблюдение СанПиНов):

Гигиенические нормы и рекомендации при организации занятий:

  1. Максимальная одноразовая  длительность работы:

Для детей 6 лет 1 -2 групп здоровья                15 минут в день

Для детей  6 лет 3 группы здоровья                 10 минут в день

Для детей 5 лет  1 – 2 группы здоровья           10 минут в день

Для детей 5 лет 3 группы здоровья                   7 минут в день

  1. В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера.
  2. Рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера:

- первая половина дня – оптимальна

-вторая половина дня – допустима, однако занятие следует проводить в период второго подъёма суточной работоспособности, в интервале  от 15 ч.30 мин. до 16 ч. 30 мин., после дневного сна и полдника.

  1. Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей 6 лет – 2 раза в неделю.
  2.  Рекомендуемые дни недели для занятий с компьютером: вторник, среда, четверг – оптимальные; понедельник – допустимый. В первый день недели  работоспособность ещё не достигает желаемого уровня ( нарушение режима в выходные). В пятницу заниматься на компьютере  нежелательно, происходит резкое снижение работоспособности в силу накопившейся недельной усталости.
  3. Недопустимо проводить занятия с компьютером во время, отведённое

           для прогулок и дневного отдыха.

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ  УЧИТЕЛЯ  - ДЕФЕКТОЛОГА   С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ:

  1. Коррекционно-оздоровительное  направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
  2. Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
  3. Занятия по формированию математических представлений.
  4. Работа над развитием и коррекции  познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение).
  5. Формирование зрительно-пространственных отношений.
  6. Сенсорное развитие (цвет, форма, величина).

Организация  занятий с использованием  ИКТ:

  1. Подготовительный этап. Направлен на эмоциональную и физическую подготовку ребёнка к использованию компьютерных  игр и упражнений. Проводится  гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика  для подготовки зрительного и моторного анализаторов к работе. Ребёнок вводится в проблемную ситуацию.
  2. Основной этап. Решаются поставленные коррекционно – образовательные задачи, отвечающие целям занятия.
  3. Заключительный этап. Необходим для совместной, а затем и самостоятельной  оценки ребёнком результатов деятельности, снятия эмоционального, зрительного и мышечного напряжения

   Важное значение  имеет правильный подбор компьютерной игры, который зависит, прежде всего, от физиологических и возрастных возможностей ребёнка. Учитывая принцип развивающего обучения, и в зависимости от текущих педагогических задач, рекомендуется чередовать разные компьютерные игры и упражнения, при этом важно учитывать тип нервной системы, интересы и склонности ребенка.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ

Постоянно пополняется медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно – развивающую информацию, а также созданных педагогами  нашего учреждения:            

-   текстовая (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей, выступления, сценарии, стихи и т.п.);

-  табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы и т.п.);

-  графическая (графики обследования, диагностический материал);

-  звуковая (мелодии без слов, песни,  стихи, звуки и звукоподражания);

подобраны звуковые файлы по следующим темам:

  1. Звуки дома
  2. Звуки деятельности человека.
  3. Звуки, которые издают животные, птицы.
  4. Звуки, которые издают музыкальные инструменты.

-  видеоинформация (фильмы и клипы);

-  анимация; -  картинки; -  фотографии;

- слайд – шоу (презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно – развивающего обучения);

     Разработаны авторские презентации, дидактические игры  по всем  лексическим темам «Времена года», «Цветы», «Космос», «Птицы», «Животные» и др.

По математике «Счет», «Количество», «Дни недели» и др.  

Презентации озвучены, включены клипы, сказки, стихи  по теме.

    Авторские презентации используем, как на подгрупповых занятиях, так и на индивидуальных занятиях, в зависимости от поставленных задач и  психофизиологических возможностей детей.

- Нами было апробированы компьютерные игры и программы: «Компьютер для малышей», «Подготовка к школе»,; «Планета чисел для малышей»; «Занимательная арифметика»; «Занимательная геометрия», «Учимся считать»; «Развиваем мышление»; «Времена года»;  «Считаем с Хрюшей», «Уроки тетушки Совы», «Двенадцать месяцев», «Лесная школа» и другие.

Представленные компьютерные программы отражают все аспекты  работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья; способствуют  развитию когнитивных функций, обогащению словаря, математических и сенсорных представлений, общему интеллектуальному  развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Использование информационно – коммуникационных технологий в коррекционно–развивающей работе с детьми как способ оптимизации процесса коррекции устной речи и ознакомления ребенка с окружающим миром.

Компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка. Ученые уже доказали это. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок и даже предметы окружающего мира, цифры и буквы. ...

Отчёт учителя-логопеда по теме самообразования "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи"

С 2014 года широко использую ИКТ, которые применяю в работе с детьми для лучшего усвоения изучаемого материала, так и в работе с методическим материалом, что даёт возможность оперативно вносить измене...

Системно-векторный подход как средство оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста

Представлена презентация по системно-векторному подходу к мониторингу, который поможет найти приемы и методы в работе с детьми с ОВЗ....

Программа "Использование игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом раннего детского аутизма"

В связи с увеличением количества детей с аутизмом актуальным вопросом становится проведение игровых занятий с этими детьми. В программе отражены этапы и перспективное планирование коррекционной работы...

Использование «Акваметода» в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия. Особ...