Паспорт кабинета
статья по коррекционной педагогике

Ольга Ильинична Таршина

Паспорт кабинета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_kabineta.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 7» города Смоленска 

Паспорт кабинета.

        

Учитель-дефектолог

Таршина О.И.

2022г.

Назначение помещений:

       Осуществление образовательной деятельности с детьми с амблиопией и косоглазием в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из разного материала, изобразительной, двигательной формы активности), диагностическое, взаимодействие с семьями воспитанников.

 Перечень основного оборудования        

  • Стол детский -1 шт.
  • Стулья детские -2 шт.
  • Стол -1шт
  • Стул -1 шт.
  • Настенная магнитная доска (большого размера);
  • Полки для игрушек– 2 шт.
  • Шкаф для учебных пособий, игр -2 шт.
  • Тумба для документов, книг-1 шт.
  • Переносные магнитные доски (малого размера);
  • Подставка

Пособия по развитию зрительного восприятия (фронтальные и индивидуальные):

        пособия по формированию сенсорного восприятия: цвета (дифференцировки, соотношения, локализации насыщенности, оттенков), формы (объемные и плоскостные изображения), величины;

        алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию;

        по формированию предметных представлений: натуральные предметы, муляжи, игрушки, цветные картинки разного размера в разных модальностях, типичное контурное и силуэтное изображение предметов, трафареты (внутренние и внешние);

        по развитию зрительно-слуховой памяти;

        по развитию нестереоскопических способов анализа глубины пространства (перекрытие, удаление и т. д.).

Пособия по ориентировке в большом и малом пространствах:

        звукоориентиры,

        вспомогательные средства,

        иллюстрации поз ребенка при ходьбе и др.

Пособия по развитию мыслительной деятельности:

        кубики,

        разрезные картинки,

        танграммы и др.

Пособия по развитию мелкой моторики рук:

        бусы,

        шнуровка,

        застежки и др.

Пособия для восприятия и понимания различных видов картин

(предметных, сюжетных, пейзажных):

        для развития соотношения образа и слова (подбор картинок, аппликаций, контурного и силуэтного изображения к картине, выполненного в разных ракурсах для моделирования картин);

        для развития неречевых (мимика, поза, жест) и речевых средств общения ребенка.

Учебно-методическое обеспечение Программы

Реализация Программы обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим:

1. Нормативно-правовое обеспечение

• Международная конвенция о правах ребёнка.

• Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».

• Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.08.1998 № 124-ФЗ.

• Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (с изменениями).

• Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.03.2010г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

• Постановление Правительства РФ от 10.07.2013г. №582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"".

• Письмо Министерства образования РФ от 15.01.2002 г. № 03-51-5ин/23-03 "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях».

• Приказ Министерства образования Нижегородской области от 04.06.2010г. № №16-01-52/2194 «О выполнении Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

• Приказ Департамента образования администрации г. Сарова от27.02.2014г. № 42 «Об утверждении Положения о психолого - медико-педагогической комиссии (ПМПК) Департамента образования Администрации г. Сарова.

• Приказ Департамента дошкольного образования администрации г. Сарова от 09.11.2011г. №113-п «Об утверждении Положения о группах компенсирующей направленности муниципальных дошкольных образовательных учреждений, подведомственных Департаменту дошкольного образования Администрации г. Сарова.

• Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 7

• Локальные акты: «Положение о педагогическом совете», «Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме МДОУ «Детский сад 7».

• Должностная инструкция учителя-дефектолога МДОУ «Детский сад 44».

• Инструкции по охране труда, пожарной безопасности, действующие в МКДОУ «Детский сад 44», по которым инструктируется учитель-дефектолог – И3 «Оказание первой помощи пострадавшим при несчастном случае», ИОТ 32-06 «Инструкция по организации охраны жизни и здоровья воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений», ИПБ 36-01 «Инструкция о мерах пожарной безопасности», ИОТ 19 «Инструкция по охране труда при эксплуатации электротехнических изделий оргтехники, электрических бытовых приборов, аудио-видеотехники», ИОТ 44 «Инструкция по охране труда при работе на копировально-множительных аппаратах».

Программно-методическое обеспечение кабинета

1        Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.        ФГОС        Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы", "Мозаика-Синтез",  2019 г.

2        Плаксина Л.И.        «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)»

3        Плаксина Л.И.        «Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения» Москва: Обруч, 2014.

4        Т.В. Волокитина, А.А. Зотова, Е.В. Попова, Е.Ю. Синицкая.         «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ»

5        Дружинина Л.А., Шестакова И. А., Шержукова Н. Е.        «Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями  зрения»

6        сост Л. А. Дружинина и др.        Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации /— Челябинск : АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.

7        Влпдимирова Т.В., Хамидулина Л.А.        «Путешествие во времени. Занятия по ознакомлению дошкольников с историческим и астрономическим временем.»

8        Мухаев М.П., Трубачев Ю.В.        «Ориентировка в пространстве»

9        Нагиева Т.И.        «Нарушение зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки». Ростов-на-дону. 2008

10        Демирчоглян Г.Г.        «Улучшаем зрение» (Книга-тренажер для сохранения детского зрения) М., «Эксмо»,2003г.

11        Филатова И.А.        «Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи» М., 2010

12        Серебрякова Н.В.        «Коррекционно-развивающая работа с детьми». СПб, 2008

13        ВойлоковаЕ.Ф., Андрухович Ю.В., КовалеваЛ.Ю.        «Сенсорное воспитани». СПб, 2005

14        Фопель К.        «Привет,глазки». М. 2010

15        Никулина Г.В.        «Охраняем и развиваем зрение» С-П, «Детство-пресс» 2002г

16        Плаксина Л.И.        «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математики», Калуга: Адель,1998г.

17        Плаксина Л.И. Григорян Л.А.        «Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения» М, 1998г.

18        Плаксина Л.И.        «Математика в детском саду для детей с нарушением зрения» (методическое пособие). М., 1992г.

19        Плаксина Л.И.        «Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для  детей с нарушением зрения», М. Город, 1998г.

20        Подколзина Е.Н.        «Дошкольники с нарушением зрения» М, 2014г.

21        Подколзина Е.Н.        «Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения», М., 2009г.

22        Подколзина Е.Н.        «Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры», М, 2006г.

23        Подколзина Е.Н.        «Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения», М., 2007г.

24        Савельева Ю.        «Методы улучшения зрения». М.,2004г.

25        Солнцева Л.И.        «Тифлопсихология детства». М.2000г.

26        Солнцева Л.И. Хорош С.М.        «Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста» М.1998г.

27        Солнцева Л.И. Денискина В.З.        «Психология воспитания детей с нарушением зрения»,

 М.2004г.

28        Тюрлик И.В.        «Шаг к общению», Петрозаводск 2005г.

29        Фомичева Л.В.        «Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения» С-П., 2007г.

Создание и обновление предметно-развивающей среды
по направлениям развития

       Основной задачей дефектологического кабинета является обеспечение

условий для оптимального развития детей с отклонениями в развитии. В

кабинете создана предметная среда с корригирующим, развивающим и

оздоравливающим компонентами, систематизировано научно-методическое

сопровождение образовательного процесса, ведется дефектологическая

документация, в помещении раздевалки группы функционирует

информативный блок для педагогов и родителей.

       Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для

индивидуальных занятий с детьми. Предметная среда

дефектологического кабинета проектируется в соответствии с Программой,

которая реализуется в образовательном учреждении. Развивающая среда

кабинета создавалась на основе принципов построения предметного

пространства.

Здоровьесбережение: достаточное естественное основное и искусственное

освещение, проведена пожарная сигнализация. Окна снабжены жалюзи,

позволяющих защитить от прямых солнечных лучей глаза воспитанников во

вторую половину дня. Стены кабинета имеют светлый цвет, цвет мебели

естественных тонов.

Мобильность: дидактические пособия, легко снимаются и

переносятся, детские столы отодвигаются, пространство кабинета динамично.

Вариативность: наглядно-методический материал и многие пособия

многовариантны в зависимости от возраста детей, задач обучения.

Эстетичность: наглядно-методические пособия и игры выполнены из ярких

материалов, эстетически оформлены.

Перечень дидактических и методических материалов по образовательным областям

Зрительное восприятие.

Солнышко и тучки.

Сбор урожая.

Разноцветные шары.

Найди и раскрась фигуры.

Елочка.

Создай гамму.

Чья тень.

Танаграм.

Собери треугольник.

Звездное небо.

Посчитай сколько предметов.

Зашумленные картинки.

Наложение.

Найди силуэт.

Продолжи ряд.

Создай гамму.

Ориентировка в пространстве.

Лабиринты.

Укрась комнату.

План комнаты.

Елочка

Перспектива.

Мелкая моторика.

Узнай на ощупь.

Сенсорная коробка.

Тренажёр для вырезания.

Ежики.

Повтори ряд.

Сделай бусы.

Составь узор из спичек и палочек.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Предметные картинки по лексическим темам

Сюжетные картинки для развития связной речи

Опорные схемы для составления рассказов

Разрезные картинки

Раскраски

Психические процессы.

Судо-ку

Расставь квадраты с картинками.

Цветочная поляна.

Собери треугольник.

Таблицы.

Подбери иероглиф.

Разрезные картинки.

Нейроигры.

Кулак – ребро – ладонь.

Умные дорожки.

Нейротаблицы на внимания

Развитие речи.

Схемы слов

Отгадай загадку

Отгадай фигуру

Живые слова

Дополни предложение

Придумай предложение.

Сюжетные картинки.

Картотеки.

Зрительные гимнастики.

Логоритмические игры.

Графические диктанты.

Стихи.

Упражнения на закрепление сенсорных эталонов.

Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

Картотека игр по развитию психических процессов

Картотека пальчиковых игр и упражнений на развитие мелкой моторики

Картотека загадок по лексическим темам

Картотека презентаций и компьютерных игр

Документация кабинета

  • Должностная инструкция учителя-дефектолога
  • Инструкция по охране жизни и здоровья детей
  • Инструкция по охране труда
  • Рабочая программа
  • Календарный план коррекционно-образовательной работы
  • Перспективный план коррекционно-образовательной работы
  • Расписание НОД
  • Педагогическая диагностика
  • Тетрадь по самообразованию
  • Паспорт кабинета
  • Циклограмма рабочего времени
  • Журнал рекомендаций для воспитателей группы
  • Журнал рекомендаций для родителей воспитанников

Консультативно-информационный материал для родителей.

Нормы развития детей.

Правила организации занятий дома.

Как сберечь детские глазки.

Правила ношения очков.

Упражнения для снятия усталости глаз.

Родителям о гигиене зрения детей.

Профилактика нарушений зрения.

Правила просмотра телевизионных передач.

Профилактика близорукости.

Лето – это маленькая жизнь.

Роль родителей в обогащении словарного запаса детей

Готов ли Ваш ребёнок к школе?

Развиваем пальчики – развиваем речь

Рекомендации родителям по закреплению материала занятий дома

Игры на кухне

Роль развивающей игры в развитии пространственной ориентировки.

Где право, где лево

Тренируем память

Ребенок — непоседа

Общаться с ребенком. Как?

Домашняя игротека

На пути к школе

Коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов

Леворукий ребенок в праворуком мире

Некоторые виды логических задач

Игры по дороге домой

Подготовка руки ребенка к письму

Как предупредить возможные трудности в обучении?

Нейропсихологические игры: чем они полезны для ребёнка с нарушением зрения?

Перспектива развития развивающей предметно-пространственной среды кабинета

Изготовить новый дидактический материал для развития памяти, внимания, речи, мелкой моторики, дыхания, дополнить картинный раздаточный материал по лексическим темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт кабинета психологической помощи

В паспорте кабинета представлена информация о методическом и организационном оснащении деятельности службы.Паспорт кабинета помогает лучше организовать работу специалиста, показать направления деятель...

Паспорт кабинета

Примерное описание содержимого кабинета - дефектолога...

Паспорт кабинета

Творческий подход к оформлению сопутствующей документации логопеда. Для полноценного ознакомления рекомендую файл скачать....

Паспорт кабинета учителя-дефектолога детского сада

Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. ...

Паспорт кабинета музыкального руководителя

Паспорт кабинета музыкального руководителя...

Паспорт кабинета дефектолога и логопеда.

Данный паспорт представляет обобщенный опыт систематизации и хранения, использования и применения учебно-дидактических пособий и материалов дефектолога и логопеда....

Паспорт кабинета изодеятельности

Паспорт кабинета изодеятельности МБДОУ "ДСКВ №68"...