Картотека пальчиковой гимнастики
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Данная картотека пальчиковой гимнастики предназначена для работы с детьми 3-7 лет. В своей работе я использую эти игры с детьми с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_pg.docx83.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         ДЕТСКИЙ САД

«ДЕТСКИЙ САД» (пальчиковая гимнастика )  

Детский сад, детский сад,

Он всегда ребятам рад.                                  (хлопки на каждое слово)

Буду в садике играть                                      (показ жеста «ку-ку» - спрятаться)

И конструктор собирать,                               (пальцы кистей соприкасаются)

И игрушки убирать.                                       (руки движутся вправо-влево)

Буду бойко танцевать                                    (приседание)

И лепить, и рисовать,                                    (имитировать лепку, рисование)

Песни буду напевать.                                    (руки сложить "замком" перед собой)

«ДЕТСКИЙ САД»

Этот пальчик хочет спать,                           (Загибают пальцы, начиная
Этот пальчик - прыг в кровать,                    с мизинца, на одной руке.
Этот пальчик прикорнул, 
Этот пальчик уж заснул. 
Встали пальчики - "Ура!"                            Разжимают и сжимают

В детский сад идти пора!                            все пальцы)

«Дружба»

Дружат в нашей группе                              (Хлопают в ладоши.)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим                               (Стучат кулачками друг об друга.)

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять                         (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)

Будем снова мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять                        (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др.  

                                                                       руке.)

Мы закончили считать.

«Как живёшь?»

- Как живёшь? - Вот так!                           (Показать большой палец)

- А идешь? - Вот так»!                               («Шагать» пальчиками по столу)

-Как даешь? - Вот так!                               (Протягивать открытую ладонь)

- Ждёшь обед? - Вот так!                           (Кулачок подпирает лицо)

- Машешь вслед? - Вот так!                       (Помахать рукой)

-Утром спишь? - Вот так!                          (2 ладошки под щекой)

- А шалишь? - Вот так!                              (Щёки надули и руками лопнули)

                                           ИГРУШКИ

«МОИ ИГРУШКИ» (пальчиковая гимнастика )  

Покажу я вам игрушки

Это курочки пеструшки, :      (Указательный и большой пальцы каждой руки соединить  

                                                  подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка      

                                                  согнуть (гребешок).

Это зайка,                                Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки  

                                                  зайца), остальные прижать к ладони.

Это пёс.                                    Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец

                                                  направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колёс.          Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой

                                                   руки.

Это книжки-раскладушки.     Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем

                                                   раскрыть.)

Вот и все мои игрушки.

 «ИГРУШКИ»

Есть у нас игрушки:                (Сжимают и разжимают все пальцы на одной руке 

Это – погремушки,                   пальцы сжаты в кулак – «трясём»                                                   

Это – толстый мишка,              пальцы сжаты в кулак
Это – чудо-книжка,                  кулак разжать – ладонь вверх
Это – неваляшка,                      пальцы сжаты в ладонь – кистью  вверх и вниз

Это – кукла Машка!                 пальцы сжаты в ладонь – кистью влево и вправо                                 Раз, два, три, четыре,  пять,     загибают пальцы, начиная с мизинца
Будем с ними мы  играть!        разжимают и сжимают все  пальцы)

«Танины игрушки»

На большом диване в ряд           (попеременно хлопают в ладоши, стучат кулаками.

Куклы Танины сидят:                  загибают поочередно все пальцы.

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.          разгибают поочередно все пальцы.

Помогаем нашей Тане                  попеременно хлопают в ладоши и

Мы игрушки сосчитать.               стучат кулаками.)

                             

                          МОЯ СЕМЬЯ

«МОЯ СЕМЬЯ» (пальчиковая гимнастика)

Раз, два, три, четыре,                                 (Хлопки в ладоши на счет.

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять!                     Хлопки в ладоши на счет.

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка,                     Поочередное поглаживание пальчиков.

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я,

Вот и вся моя семья.                              Массаж всех десяти пальчиков.)

Моя семья

Знаю я, что у меня                                 (Поднимают руку ладонью к себе)

Дома дружная семья:                            (И в соответствии с текстом)

Это – мама,                                            (В определенной последовательности загибают пальцы)

Это – я,                                                   (Сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец)

Это – бабушка моя,                               (Средний и большой)

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.                             (Хлопки)

«Пальцы - дружная семья»

Пальцы - дружная семья.

Друг без друга им нельзя.                           (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их)

Вот большой! А это – средний.                  (Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца.)

Безымянный и последний - наш мизинец, малышок!

Указательный забыли.                                 (Дети показывают указательный палец)

Чтобы пальцы дружно жили,                      (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)

Будем их соединять и движенья выполнять. (Каждый палец руки соединяем поочередно с

                                                                             большим).

«ДОМ» (пальчиковая гимнастика)

Я хочу построить дом,                    (Руки над головой "домиком".
Чтоб окошко было в нём,               Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".
Чтоб у дома дверь была,                 Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.
Рядом чтоб сосна росла                  Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял,                Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Пёс ворота охранял.                        Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.
Солнце было,                                   Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
Дождик шёл,                                    "Стряхивающие" движения
И тюльпан в саду расцвёл               Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)

                                 

                                ОСЕНЬ

«Осень, осень»  (пальчиковая гимнастика)

  Осень, осень,                                       ( трем ладошки друг о друга

  Приходи!                                              зажимаем кулаки по очереди

  Осень, осень,                                        трем ладошки друг о друга

  Погляди!                                               ладони на щеки

  Листья желтые кружатся,                   плавное движение ладонями

  Тихо на землю ложатся.                     ладони гладят по коленям

   Солнце нас уже не греет,                   сжимаем и разжимаем кулаки по очереди

   Ветер дует все сильнее,                     синхронно наклоняем руки в разные стороны

   К югу полетели птицы,                      «птица» из двух скрещенных рук

   Дождик к нам в окно стучится.         барабанить пальцами по ладоням                                                                                                                        

   Шапки, куртки надеваем                    имитируем

   И ботинки обуваем.                             топаем ногами

   Знаем месяцы:                                     ладони стучат по коленям

   Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.        кулак, ребро, ладонь)

«ОСЕННИЙ БУКЕТ» (пальчиковая гимнастика)

Раз, два, три, четыре, пять                      Поочерёдно загибают пальчики на руке,начиная с большого.

Будем листья собирать                            Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Листья берёзы, листья рябины,              Поочерёдно загибают пальчики на руке,            

листики тополя, листья осины,               начиная с большого.

Листики дуба мы соберём

Маме осенний букет отнесём.                «Шагают» по столу средним и указательным

                                                                    пальчиками.

«ЛИСТОПАД» (пальчиковая гимнастика)

Листопад, листопад!                           (Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону,

                                                               медленно опускать руки (листья опадают).

Листья по ветру летят:

С клёна – кленовый,                            Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый,                                Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый,                           Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый.                         Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят!                     Хлопки в ладоши)

"ОСЕНЬ".

Ветер северный подул: "С-с-с-с",                                (дуем)

Все листочки с веток сдул...                                         (пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились         (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!"                         (постучать пальцами правой руки по  ладошке левой руки)

Град по ним заколотил,                               (щепотью правой руки постучать по левой  ладошке)

Листья все насквозь пробил.                  (постучать кулачком правой руки  по  левой ладошке)

 Снег потом припорошил,                       (плавные движения кистями рук вперёд-  назад)

 Одеялом их накрыл.                               (положить правую ладонь на левую)

"ОСЕНЬ"

Ветер по лесу летал,                           (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)

Ветер листики считал:

Вот дубовый,                                       (загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки           (спокойно укладываем ладони на коленочки)

Ветер бросил на тропинку.

"ХОДИТ ОСЕНЬ В НАШЕМ ПАРКЕ"

Ходит осень в нашем парке,                      (пальчиками шагаем по столу)

Дарит осень всем подарки:                        (показываем две ладошки сложенные вместе)

Бусы красные – рябине,                              (загибаем поочередно пальчики)

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам.                            (прикладываем обе ладошки к груди)

                                               ОВОЩИ- ФРУКТЫ

«ОДНАЖДЫ ХОЗЯЙКА С БАЗАРА ПРИШЛА» (пальчиковая гимнастика)

Хозяйка однажды с базара пришла,           (Шагают пальцами по столу.

Хозяйка с базара домой принесла               Загибают по одному пальчику.

Картошку, капусту, морковку, горох

Петрушку и свеклу. Ох!..                            Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе –              Попеременно ударяют кулачками.

Кто лучше, вкусней

И нужней на земле.                                     Загибают по одному пальцу на название.

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!..                        Хлопок.

Хозяйка тем временем                                 Стучат ребром ладони.

Ножик взяла.

И ножиком этим

Крошить начала                                           Загибают по одному пальчику на руке.

Картошку, капусту

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..                             Хлопок.

Накрытые крышкою,                                   Складывают руки накрест.

В душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста,                                      Загибают по одному пальчику на руке.

Морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох!                               Хлопок.

И суп овощной оказался неплох!                 Показывают, как едят суп.)

«КОМПОТ» (пальчиковая гимнастика)

Будем мы варить компот,                (Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,                    Загибают пальчики начиная с большого.

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.                Опять «варят» и «помешивают».

Угостим честной народ.                   Развести руки в стороны.)

   «ЯБЛОКИ» (пальчиковая гимнастика)

Большой пальчик яблоки трясёт.          (Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.

Второй их собирает.                                Разгибаем указательный палец.

Третий их домой несёт.                           Разгибаем средний палец

Четвёртый высыпает.                              Разгибаем безымянный.

Самый маленький – шалун.                    Разгибаем мизинец)

Всё, всё, всё съедает.

«Ягоды»

Раз, два, три, четыре, пять,             (Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого)

В лес идем мы погулять.                 (Обе руки идут по столу)

За черникой,                                     (Загибают пальчики, начиная с большего)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.                       (Сжимаем – разжимаем кулачки)

«Апельсин»

Мы делили апельсин;            (на каждую строчку сжимают пальцы рук в кулак, начиная загибать

                                                  их с  большого)

Много нас, а он один.

Эта долька — для ежа,

Эта долька — для стрижа,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура.

Он сердит на нас, беда!        (бросательное движение правой рукой)

Разбегайтесь кто куда!         (бегут пальцами по столу)

«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,               (движение прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капусту солим-солим                (поочередное поглаживание подушечек пальцев)

Мы капустку трем-трем,                  (потирать кулачок о кулачок)

Мы капусту жмем-жмем.                 (сжимать и разжимать кулачки)

Попробовали… Пересолили…        (мимика)

«Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой              (разгибают большие пальцы)

Из земли большую репку.                  (разгибают указательные)

К ним пришла тут внучка,                 (разгибают средние)

Подбежала Жучка,                              (разгибают безымянные)

Кошка тоже потянула.                        (разгибают мизинцы)

Берут репку.

Хоть держалась крепко —

Вытянута репка!                                 (поднимают руки вместе)

 «Овощи»

Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от подушечки к основанию пальца.

Левая рука:

Вырос у нас чесночок,           (дети разминают указательный)

Перец, томат, кабачок,          (дети разминают средний)

Тыква, капуста, картошка,    (дети разминают безымянный)

Лук и немного горошка.       (дети разминают мизинец)

Правая рука:

Овощи мы собирали.            (дети разминают мизинец)

Ими друзей угощали,           (дети разминают безымянный)

Квасили, ели, солили,          (дети разминают средний)

С дачи домой увозили.        (дети разминают указательный)

Прощай же на год,

Наш друг-огород.

                  «ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

«Звери»  (пальчиковая гимнастика)

Зайцы спрятались от волка.              (Прячут по одному пальцы одной руки в «норку» - колечко,  

                                                              сделанную другой рукой)

Чья- то им досталась норка…

Серый волк зубами щёлк-                 (Соединяют по очереди большой палец с другими)

Ах, какой зубастый волк!                  (Руки к щекам, качают головой)

Белочка в своём дупле

Орешки щёлкает в тепле.                   (Щелчки пальцами)

Пересчитала мама медвежат-

В берлоге все послушные лежат.       (Соединяют соответствующие пальцы рук друг с другом, затем

                                                                соединяют пальцы в « замок»)

«БЕЛОЧКА» (пальчиковая гимнастика)

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.

Прыгает по веточкам

Невеличка белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

«КОТЯТА» (пальчиковая гимнастика)

(Ладошки складываем,пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.)
У кошечки нашей есть десять котят,     (Покачиваем руками, не разъединяя их. )
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых

И самых красивых.               (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к  

                                                 мизинцу).

«Домашние животные»

Раз, два,три,четыре,пять,

Как животных нам назвать?              (поочередно загибаем пальчики на левой руке)

Самых близких, самых верных —

Каждый знает их, наверно                 (хлопаем в ладоши).

Лошадь, корова, собака и кошка       (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой

                                                                руке).

Как назовем их? Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).

В доме с хозяином дружно живут      (изображаем руками крышу дома над головой),

Значит, домашними все их зовут.

«Пять поросят»

Пять веселых поросят                     (Левая рука ребром на столе.

За калиткою стоят                            Кисть правой руки лежит на столе, пальцы полусогнуты.)

Поросята эти ждут,

Что им кушать принесут.

 Пять веселых поросят

 Снизу в щелочку глядят,                (Просунуть пальцы правой руки между пальцами левой «в  

                                                            щелочки»)

Бегают туда – сюда:

«Где же вкусная еда?»                     (Шевелим пальцами правой руки)

Пять веселых поросят

 В дверь копытцами стучат.            (Стучат пальцами правой руки по ладони левой «калитке»)

Вдруг открылась эта дверь:            (Ладонь левой руки немного отвести назад «калитка

                                                            открывается»)

Можно выбежать теперь!                (Пальца правой руки «поросята» бегут по столу)

Пять веселых поросят

Громко, радостно визжат:

«Во корыто, да, да, да,                     (Левую ладонь сложить «ковшиком» (корытце)

А в нем вкусная еда!»                      (Пальцами правой руки «поросята» скрести полодони левой

                                                            «корытцу»)

«Кто зимой спит?»

Раз, два, три, четыре, пять.                 (Поочерёдно разгибаем пальцы, начиная с большого пальца, на

                                                               правой и левой руке одновременно

В зимний лес идём гулять:                  Покажем ладони обеих рук. Покачаем ладони вправо-влево.

Заяц, волк, лиса не спят,                      На каждое слово сжимаем пальцы обеих рук в кулачки и резко

                                                                разжимаем.

А медведи – все храпят:                       Наклоним голову, положим ладошку под щёку, спим.

Ёжик в норочке сопит                          Соединяем пальцы правой и левой руки.

И барсук всю зиму спит.                      Разводим пальцы в стороны.

Кто зимой впадает в сон –                   Соединяем пальцы в "замок".

Из игры выходит вон!                          «Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки по

                                                                 левой руке.

Самомассаж «Мишка и шишка»

Левой рукой массаж правой руки.

Мишка косолапый по лесу идёт,                     (Большой палец.

Шишки собирает, песенку поёт.                      Указательный палец.

Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.       Средний палец.

Мишка рассердился, и ногою — топ!              Безымянный палец.

Не пойду я больше по лесу гулять!                  Мизинец.)

Правой рукой массаж левой руки.

Не пойду я больше шишки собирать!             (Большой палец.

Холодно зимой по лесу гулять,                        Указательный палец.

Лучше я в берлоге буду сладко спать!             Средний палец.

Мишка косолапый спит и видит сны.              Безымянный палец.

Сладко спать в берлоге будет до весны.          Мизинец.)

                                      НАСЕКОМЫЕ

На ромашке – две букашки,           (руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять пальцы

                                                            рук)

А на лютике – жучок,

В колокольчике – кузнечик,

На гвоздике – паучок.

А на маке-то – пчела,                      (пальцы одной руки в кулаке, круговые движения указат. пальца –

                                                            пчела жужжит)

Собирает мед она.

«Паучок»

У тропинки под рябиной               (сжимают и разжимают пальцы)

Сеть раскинул паучок,                   (стучат пальцами по столу)

Нить прозрачной паутины             (держат в пальцах воображаемую нить)

Намотал на кулачок.                       (наматывают воображаемую нить на кулак)

 «Жук»

Я большой веселый жук.
Знаю все сады вокруг.                     (Сжать кулачок...

Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-Жу.                       Поводить рукой как - будто жук летит…

Я могу часами
Шевелить усами.                              Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»)

                                                            И пошевелить пальцами)

Гусеничка, гусеничка               (ползем пальчиками по руке вверх)

Бабочкина дочка                       (ползем обратно)

По травинке ползает                 (ползем вверх по другой руке)

Кушает листочки                      (ползем вниз)

Ам-ам-ам-ам                              («откусываем» пальчики, ребенок их загибает)

Поела                                          (погладили по животику)

Спать захотела                           (ладошки вместе под голову)

Проснулась                                (потянулись)

Бабочкой обернулась                (скрещиваем ладони в районе запястий)

Полетела-полетела!                   (машем ладонями)

                             РАСТЕНИЯ

«Деревья»

Всем в лесу на удивленье           Открыть ладони, пальцы растопырены – деревья.

Разные растут деревья:

Вот уперлась в небеса                 Локти соединить – ствол, ладони раскрыть – крона.

Вся смолистая сосна.                  Трут ладони друг о друга.

Распустила ветви-косы               «Фонарики» с движением сверху вниз.

Белоствольная береза.

Как во полюшке былинка,

Тонкая растет осинка.

Дуб раскинул свои ветви,            Вытянуть руки вверх, пальцы растопырены.

И не страшен ему ветер.              Показать указательный палец, остальные в кулаке.

Липа цветом зацвела,                   Пальцы рук собраны в щепотку – бутон.

Пчелок в гости позвала.               Круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят.

Ель иголки распушила                 Руки в стороны вниз, пальцы растопырены.

И грибочки все закрыла.             Указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка.

Шелестят листвой деревья,         Трут ладони друг о друга

Словно разговор ведут,

Руки-ветви распустили,               Стряхнуть ладони.

Птичек в гости к себе ждут.        Сцепить большие пальцы рук, ладони в стороны – птицы.

Самомассаж «Цветочек»

Левой рукой массаж правой руки.

В горшочек посажу росток,                    Большой палец.

Поставлю на окне.                                   Указательный палец.

Скорей, росток,                                        Средний палец.

Раскрой цветок –                                      Безымянный палец.

Он очень нужен мне.                               Мизинец.

Правой рукой массаж левой руки.

Промчатся ветры за окном                            Мизинец.

Со снежною зимой,                                        Безымянный палец.

Но будет выше                                                Средний палец.

С каждым днём                                               Указательный палец.

Расти цветочек мой…                                     Большой палец.

«Цветы»

Посадили в землю зернышко,                     ("положите" в ладонь ребёнка «зернышко»)

На небе выглянуло солнышко.

Свети, солнышко, свети!                             (сжимаем кисти и по очереди разжимаем)

Расти, зернышко, расти!                              (ладони соединить вместе и поднимать руки вверх)

Появляются на стебельке листочки,           (соединить ладони, пальцы один за одним соединить с

                                                                         большим пальцем и одновременно на двух руках)

Распускаются на стебельке цветочки,         (сжимаем кисти и по очереди разжимаем)

                                           

                                 ЗИМА

 «СНЕЖОК»

Раз, два, три, четыре,                                    Загибают пальчики, начиная с большого

Мы с тобой снежок слепили.                       «Лепят», меняя положение ладоней

Круглый, крепкий, очень гладкий               Показывают круг, сжимают ладони                                                                                                                                                                                  Вместе, гладят одной ладонью другую

И совсем – совсем не сладкий.                     Грозят пальчиком

Раз – подбросим.                                            Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый  снежок

Два – поймаем.                                               Приседают, ловят воображаемый                                                                                    

Три – уроним                                                  Встают, роняют воображаемый снежок

И… сломаем.                                                  Топают

 «На дворе у нас мороз»
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.                           (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём.                                  (Плавательные движения руками.)

Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке.                            (Ходьба на месте.)

 «СНЕГОВИК»

Давай, дружок, смелей, дружок               Хлопки

Кати по снегу свой снежок -                    Показать руками, как лепим снежок.

Он превратится в толстый ком                Сомкнуть и округлить кисти рук

И станет ком снеговиком.                        Обвести руками в воздухе две окружности

Его улыбка так светла!                             Хлопки

Два глаза… шляпа…нос…метла…        Показывать по тексту

Но солнце припечет слегка -                  Ладонь правой руки приложить к левой,

                                                                   пальцы растопырить (солнце)

Увы! – и нет снеговика.                          Развести руками.

 « СНЕЖИНКИ»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,                                 Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в

                                                                 форме шара (туча).

Туча по небу плыла                               Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны

Вдруг из тучи над землёй                     Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки

                                                                 летят).

                                                               

Полетел снежинок рой.

Ветер дунул, загудел –                         Подуть на кисти рук(губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.               Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.                      Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

«Зимние забавы»

Лепим мы из снега ком,                        (Дети сжимают и разжимают кисти рук)

Из комочков слепим дом.                     (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в

                                                 стороны)

Звери будут в доме жить,                      (Хлопают в ладоши)

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить                     (Соединяют руки в «замок»)

                                 

                                      ТРАНСПОРТ

«ТРАНСПОРТ»

Будем пальчики сгибать-                        (Сжимать и разжимать пальчики.

Будем транспорт называть:                     Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.

Машина, вертолёт,

Трамвай, автобус, самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,           Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.)

Пять видов транспорта назвали.

«ТРАНСПОРТ»

Будем ручками играть

И про транспорт вспоминать.                 (Соединяют пальцы с большим пальцем)

Полетим на самолёте,

Облака, вы как живёте?                           (Изображают крылья самолёта)

В лодочке качаемся

И волнам улыбаемся                             (Ладошки « в лодочку», изображают волны)

Мотоцикл мы разгоняем,

Наперегонки играем                             (Сжимают пальцы в кулак, расслабляют)

С ветром, солнцем и друзьями.           (Руки в трубочку-дуют « ветерком»; руки вверх - это лучи

                                                                 солнца. Руки показывают на друзей)

Называйте транспорт с нами.              (Надавливают подушечками пальцев друг на   друга на  

                                                                 соответствующих руках)

Пальчиковая игра "Автобус"

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.                                   (вращаем сжатые кулачки)

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит руль, руль                                 (изображаем как крутим руль)

Едет-едет наш автобус,

Дворниками бжик-бжик бжик-бжик                 (параллельно двумя руками влево-вправо)

Едет едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.

Двери открываются — двери закрываются.    (ладошки сводим и разводим)

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.

Едет-едет наш автобус

Всем сигналит биииииип                                    (нажимаем себе на нос)

Пальчиковая игра "Светофор"

Помогает с давних пор

Верный друг наш — светофор.    (хлопают три раза в ладоши, на каждый слог слова «светофор»)

У него больших три глаза,

Не горят они все разом.                 (показывают три пальца)

Если красный загорелся,               (поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе круг)

То нельзя переходить,

Надо ждать на тротуаре                 (качают головой)

И машины пропустить.                  (имитируют кручение руля)

Если жёлтый загорелся,                   (поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе второй круг)

Значит, скоро мы пойдём.

Глаз зелёный загорелся —              (поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе третий круг под

                                             вторым)

Стоп, машины, мы идём!

Мы дорогу перешли,

По делам своим пошли.                    (маршируют по помещению)

Помогает с давних пор

Верный друг наш — светофор.      (хлопают три раза в ладоши, на каждый слог слова «светофор»)

     

                                        ПОСУДА

 « ПОМОЩНИКИ»

Раз, два, три, четыре,                        (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли:                      (Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку,  ковшик,ложку,            (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)                                                              

И  большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                          (Опять трут ладошкой ладошку.)

Только чашку мы разбили.                   (Загибают пальчики.)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть  сломали.

Так мы  маме помогали.                       (Сжимают и разжимают кулачки.)

«Посуда»

Посуду моет наш Антошка.       (Потирают ладошки друг о друга)
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан,           (Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
И закрыл покрепче кран.            (Выполняют имитирующее движение.)

                                             ОДЕЖДА.ОБУВЬ

«НАША ОБУВЬ» 

Посчитаем первый раз,                          (Попеременные хлопки ладонями и удары

Сколько обуви у нас.                          кулачками по столу

Туфли, тапочки. Сапожки              На каждое название обуви загибают по одному  

Для Наташки и Серёжки,               пальчику, начиная с большого)

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

«Я ПЕРЧАТКУ НАДЕВАЮ»

Я перчатку надеваю,              ( Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают  

                                                   перчатки.

Я в неё не попадаю.

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять.        Загибают пальчики.)

Маша варежку надела:                               (Сжать пальцы в кулачок.

«Ой, куда я пальчик дела?                          Все пальцы разжать, кроме большого.

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал».                                   

Маша варежку сняла:                                   Разогнуть большой палец

«Поглядите – ка, нашла!                                      

Ищешь, ищешь и найдёшь,                          Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)

Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

«Гномики-прачки»

Жили были в домике                           (дети сжимают и разжимают кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.         (загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять,                  (разгибают пальчики, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать:                       (трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки, Чики – носочки,       (загибают пальчики, начиная с больших)

Пики – платочки, Мики умница был,

Лики – штанишки, Всем водичку носил.

                                                        ВЕСНА

 «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,    (Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка  

                                                                округлить.)

Утром весенним раскрыл лепестки.  (Развести пальцы рук.)

Всем лепесткам красоту и питанье    (Ритмично двигать пальцами вместе - врозь.)

Дружно дают под землей корешки.   (Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к

                                                                другу, пальцы развести.)

«ВЕСНА»


Стучат всё громче дятлы,            (Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.
Синички стали петь.                     Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем  

                                                        ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.               Движения повторяются.

Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,                     Выполняем руками волнообразные движения (пальцы

                                                         выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из- под старой травки                Ладони сомкнуты "ковшом".

Уже глядит цветок...                      Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы

                                                          раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)
Раскрылся колокольчик                Движения повторяются.
В тени там, где сосна,                    Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак.
Динь-динь, звенит тихонько,        Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены

                                                         (чашечка колокольчика).
Динь-динь, пришла весна.            Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь".
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

«КАП, КАП, КАП»

Кап, кап, кап – звенит капель.                (Ритмично на каждый слог стучат по столу

Приближается апрель.                             Подушечками пальцев, начиная с большого

Вырос цветок на весенней полянке,       Неплотно соединяют ладони

Нежную голову робко поднял.               Поднимают руки перед собой

Ветер подул - он качнулся неловко,      Покачивают ладонями перед собой

Вперед и назад, налево, направо            Вперед и назад, налево, направо)

                                       

                                         КОСМОС

«Мы по глобусу шагаем» 

Мы по глобусу шагаем,
Пальцы дружно поднимаем.
Перепрыгнули лесок,
На гору забрались,
Оказались в океане –
Вместе покупались.
Пошагали в Антарктиду,
Холодно, замерзли.
На ракету все мы сели –
В космос улетели.

«ПЛАНЕТЫ»

Раз, два, три, четыре, пять,             (хлопаем в ладоши)

планеты будем мы считать.

К Солнцу ближе всех Меркурий,    (загибаем пальцы на каждое название планеты)

На Венеру полюбуюсь,

Вот Земля — наш дом родной,

Шар любимый голубой.

Мимо Марса пролетаю,

И Юпитер наблюдаю.

Вот Сатурн и Уран

Показали кольца нам.

Вот Нептун,

А вот Плутон,

Дальше всех от Солнца он.

Все планеты хороши,                        (хлопаем в ладоши)

полетали от души!                             (пальцы сжаты, большой палец)

«Будем в космосе летать»

(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)

1,2,3,4,5.                            (Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)

Будем в космосе летать.  (Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)

1 – комета.

2 – планета.

3 – луноход.

4 – звездолет.

5 – земля,                             (Дети машут кистями рук, как бы прощаясь)

До свидания друзья!

«Космонавт»

В звёздном небе звёзды светят,           (показываем звёзды, пальчики переплетаются)

Космонавт летит в ракете.                   (изображаем полёт ракеты: руки вверху соединить)

День летит, ночь летит,                        (загибаем пальцы)

И на землю вниз глядит.                      (изображаем иллюминатор)

                                 ПРОФЕССИИ

«Повар»

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.                   (ребром ладони стучат по столу)

 Повар леща берёт

 И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье.

 Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьёт поварёшкой.

Сахар сыплет в бульон.               (загибают пальчики, начиная с большого)

И очень доволен он!                    (разводят руками)

«ПОМОЩНИК»

Посуду моет наш Антошка,        (Потирать ладошки друг об друга «мыть посуду».

Моет вилку, чашку, ложку,         (Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.             (Выполнять имитирующие движения.

 «Профессии»

Много есть профессий знатных,         (соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.                     (соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель              (последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,                       (сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.               (вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

«Строим дом»

Целый день тук да тук -

Раздаётся звонкий стук.            (руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает

                                                      по указательным пальцам.)

Молоточки стучат,                     (стучать кулаком о кулак.)

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).   (пальцы соединить, показать «крышу».)

Вот какой хороший дом,           (сжимать-разжимать пальцы.)

Как мы славно заживём.            (вращать кисти рук.)

«Мы пожарные» 

(Поочередное соединение всех пальчиков, начиная с мизинчика

и заканчивая большими пальчиками, затем сжать пальчики в кулачок и выпрямить пальчики)

С огнем бороться мы должны,

Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? Пожарные

 

                                           ПТИЦЫ

«Птичка» 

Птичка летала,                                   (скрестить ладони рук)

Птичка устала.

Птичка крылышки сложила,            (сделать замок)

Птичка пёрышки помыла.                (вращение замком)

Птичка клювом повела                     (выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв

Птичка зёрнышки нашла.                 (соединённые мизинцы стучат по столу)

Птичка зёрнышки поела,                 

Снова крылышки раскрыла,

Полетела.                                           (скрещенные ладони делают взмахи).

"ПТИЧКИ И ВЕТЕР"

Маленькие птички,                        (сжимаем и разжимаем кулачки)
Птички-невелички, 
По лесу летают,                            
Песни распевают.                          (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел,                  (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло          (соединили пальцы в "замок")
Там не тронет их никто.

«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Есть у курицы цыплёнок,     (Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши,     (Показать все пальчики, «играя» ими)

Все красивы хороши!

 

«ПЕТУШОК»

Наш красивый петушок                   (Обе руки сжаты  в кулачки).

Кверху поднял гребешок.                ( Разжать ладони).

Крылышками машет.                       (Кистями помахать в воздухе)

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт.                  (Указательными пальцами постучать по столу).

Пёстрых курочек зовёт.                   (Кистями рук сделать манящие движения).

 «КОРМУШКА»

Сколько птиц к кормушке нашей           (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.                    (На каждое название птицы загибают по  одному пальчику)

Шесть щеглов и голубей

Две синицы, воробей,                                                            

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек.                          (Опять сжимают и разжимают кулачки)

«Десять птичек стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка.               (Хлопаем в ладоши)

Эта птичка – соловей,                  (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,              (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)

Серенькое перышко.

Эта – зяблик.

Эта – стриж.

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан.                   (Держим большой палец левой руки)

Птички, птички – по домам!         (Машем ручками, как крылышками).

«Птицы прилетают»

С наступлением весны,

Птицы прилетают.         (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют,  

                                          остальными машут, как крыльями).

Возвращаются скворцы,

Работяги и певцы.          (Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются).

А грачи у лужицы          (Ладони раскрыты, соединены чашечкой.)

Шумной стайкой кружатся.      (Круговые движения кистями рук).

Журавли летят торопятся,         (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы  

                                                       соединяют, остальными машут, как крыльями).

А малиновка и дрозд,

Занялись устройством гнезд.     (Пальцы рук в замок ладони открыты).


«Дятел»

Дятел-дятел (помахивать кистями рук, как крыльями).

Сел на сук.

Тук-тук-тук (одновременно стучать большими пальцами обеих рук по столу,

Тук-тук-тук (одновременно стучать указательными пальцами обеих рук по столу,

Тук-тук-тук (одновременно стучать средними пальцами обеих рук по столу,

Тук-тук-тук (одновременно стучать безымянными пальцами обеих рук по столу,

Тук-тук-тук -(одновременно стучать мизинцами обеих рук по столу.)

Долбит сук.

«Птичка»

Птичка-птичка                                                (водим пальчиком по ладошке).

Вот тебе водичка!                                           (Барабаним пальчиками по ладошке)

Вот тебе крошки на моей ладошке.              (Стучим пальчиками по ладошке).

                                         

                                          МЕБЕЛЬ

«МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ» 

Раз, два, три, четыре,                               (Загибают пальчики, начиная с большого на обеих руках)

Много мебели в квартире.                       (Сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,                 (Загибают пальчики, начиная с большого)

А в сервант поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть- чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.                   (Попеременно хлопают в ладоши  и стучат кулачками)

Много мебели в квартире.                                

    

 «МЕБЕЛЬ» 

Мебель я начну считать:                 (Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки).

Кресло стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал –

Десять пальчиков зажал!                (Поднимать зажатые кулачки вверх)

«Мебельный магазин»

Эту мебель мы купили                    (Ребенок ритмично сжимает и разжимает пальцы рук.)

С папой вместе в магазине.

Это стул, на нем сидят.                   (Загибает или разгибает пальцы на руке, перечисляя мебель)

Это стол, за ним едят.

На диване отдыхают,

Книги умные читают.

На кровати крепко спят.

Вещи все в шкафах хранят.

                           «День защитников Отечества»

«БОЙЦЫ-МОЛОДЦЫ»

Пальцы эти все бойцы,                                                 (Показать раскрытые ладони)

Удалые молодцы.

Два-больших и крепких малых

И солдат в боях удалых.

Два-гвардейца-храбреца,

Два-сметливых молодца.

Два героя безымянных,                                         (Сжать пальцы в кулаки и поочередно)

Но в работе очень рьяных!        (Разжимать пальцы на обеих руках)

Два –мизинца-коротышки-        (Одновременно, начиная с больших).

Очень славные мальчишки!

«Праздник отцов» 

 Сегодня праздник всех отцов,                         (сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех кто готов,                          (хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить,                             (из ладошек делают «домик)

Всех нас от бед отгородить!                             (сжимают и разжимают пальцы)

«Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять!                  (Шагают пальчиками по столу)

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,                  (Загибают по одному пальчику)

Этот пальчик гриб нашел,                   (Начиная с мизинца)

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

«Ягоды»

Раз, два, три, четыре, пять,              (Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого)

В лес идем мы погулять.                  (Обе руки идут по столу)

За черникой,                                      (Загибают пальчики, начиная с большего)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

 

 «Электроприборы»

Что за шум на кухне этой?               (сгибание мизинцев)

Будем жарить мы котлеты.              (сгибание безымянных пальцев)

Мясорубку мы возьмем                    (вращение средних пальцев вокруг друг друга)

Быстро мясо провернем.                   (вращение указательных пальцев вокруг друг друга)

Миксером взбиваем дружно            (вращение больших пальцев)

Все, что нам для торта нужно,         (соединение мизинцев)

Чтобы торт скорей испечь,               (соединение безымянных пальцев)

Включим мы электропечь.                (соединение средних пальцев)

Электроприборы – это чудо!             (движение указательными пальцами)

Жить без них нам было б худо.         (пожимаем плечами)

                                               ЛЕТО

«РАДУГА»

Гляньте: радуга над нами,               (Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями,                                 (Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты).
Домами,                                             (Руки сложены над головой крышей).
И над морем, над волной,                (Нарисовать волну рукой).
И немножко надо мной.                   (Дотронуться до головы).


«Я рисую лето»

Я рисую лето:                                     (рисуют пальчиком по столу)

Красной краской –                             (рисуют в воздухе «солнце»)

Солнце,

На газонах розы,                               (сжимают и разжимают пальцы)

На лугах покосы,

Синей краской – небо                       (рисуют в воздухе «облака»)

И ручей певучей.                               (на столе рисуют пальцем «ручей»)

«КОЛОКОЛЬЧИКИ»

В прятки пальчики играют                     (Сжимать и разжимать пальцы рук).

И головки убирают,                                 (Открывать и закрывать глаза).

Словно синие цветки,

Распускают лепестки                              (Сводить и разводить пальцы «веером»).

Наверху качаются,

Низко наклоняются.                                (Качание и наклоны кистей вправо-влево).

Колокольчик голубой

Поклонился, повернулся                        (Круговые движения кистями)

К нам с тобой.

Колокольчики-цветы                     (Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол)

Очень вежливы, а ты?

 «ЧТО ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ДОЖДИКА?»

Что делать после дождика?                      (Соединяем по очереди все пальцы с большими)

По лужицам скакать!                                (Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой).

Что делать после дождика?                      (Соединяем все пальцы рук с большими).

Кораблики пускать!                                   (Рисуем обеими руками восьмёрку).

Что делать после дождика?                      (Соединяем все пальцы с большими).

На радуге кататься!             (Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу)

Что делать после дождика?                      (Соединяем все пальцы с большими).

Да просто улыбаться!                             (Улыбаемся)

                                            КНИГИ

 «Колобок»

1.Жили-были дед да баба

На поляне у реки.                                 (Стучим кулачком о кулачок.

2.И любили очень-очень

На сметане колобки.                             Сжимаем, разжимаем кулачки.

3.Хоть у бабки мало силы,

Бабка тесто замесила.                           Встряхиваем кисти рук.

4.Ну, а бабушкина внучка

Колобок катала в ручках.                     Трем ладошки.

5.Вышел ровный, вышел гладкий,

Не соленый и не сладкий.                     Гладим поочередно руки.

6.Очень круглый, очень вкусный,

Даже есть его мне грустно.                   Хлопаем в ладоши).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковой гимнастики

картотека пальчиковой гимнастики...

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа...

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....

Картотека Пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы

Картотека пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы....

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников. картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников.картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)Для чего нужна пальчиковая гимнастика?Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем...