Моя презентация на тему: " Тьюторское сопровождение детей с Расстройством аутистического спектра" и коррекция поведенческих проблем.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Гучетль Эльмира Мадиновна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые коллеги .

Тема моего мастер класса : Тьюторское сопровождение детей с Расстройством аутистического спектра  и коррекция поведенческих проблем.

Хочу начать свое выступление с разъяснения-Тьютор – это педагог наставник.

 - Что же  такое тьюторство? Феномен тьюторства происходит из Великобритании и зародился примерно в 14 веке в классических английских университетах- Оксфорде и Кембридже. Педагогом тьютором может быть только  педагог-профессионал, с такими личностными преимуществами , как:

-аналитико-рефлексивные способности

-умение помогать ребенку в его саморазвитии, обучение его самостоятельности.

--анализировать индивидуальные особенности ребенка  и возможности преодоления его неуспешности.

-владение приемами рефлексии и методами психологической работы

- коммуникативные способности

- организаторские способности

Тьютор – это прежде всего не помощник воспитателя , а помощник ребенка. Ребенок должен полностью доверять своему помощнику, обращаться к нему за помощью и получать от тьютора подсказки, чтобы быть успешным и не бояться учиться и общаться со взрослыми и сверстниками. Таким образом реализуется концепция безошибочного обучения. Тьютор также должен давать поощрения ребенку за правильно выполненные задания и при этом четко знать, что они ребенку интересны в данный момент. Поэтому очень гипертрофированно хвалить ребенка даже за малейшее выполнение или инициативу.

Вы можете наглядно увидеть основные подсказки, которые может использовать не только педагог – тьютор, но и воспитатель.

Виды подсказок для детей с Расстройством аутистического спектра  и коррекция поведенческих проблем.

1.Полная физическая или подсказка «рука в руке».(Тьютор  молча делает все сам, используя руки ребенка. Тьютор стоит сзади и держит руки ребенка в своих. При этом говорит и хвалит ребенка учитель.)

2. Частичная физическая подсказка(..Тьютор частично помогает ребенку правильно ответить .Например, если мы учим ребенка махать рукой на прощание, то частичная физическая подсказка будет выглядеть как прикосновение к локтю ученика.)

3. Жестовая подсказка(. Самая распространенная. Это указывание на нужный предмет)

4. Моделирование. (Мы моделируем правильное поведение. Например, учитель говорит ребенку «встань» и тьютор встает при этом, показывая ему, что делать. Можно показать ребенку видео, где выполняется это действие. Это имитация действия.)

5.Визуальная подсказка. (Это картинки, знаки, текст.  Например, мы просим ребенка показать картинку с курицей. При этом курица должна быть крупнее других персонажей. Или мы просим дать зеленый квадрат, то есть выбрать его из двух или трех  квадратов. При этом нужный квадрат  должен быть крупнее по размеру.)

6. Позиционная подсказка(Например, ребенок собирает пирамидку. Чтобы он собрал ее правильно, мы выстраиваем на столе нужную последовательность. Если надо выбрать какой-то предмет, то его надо положить ближе других Например, учитель просит дать красный кубик. Мы кладем красный кубик ближе других ,и ребенок сразу егоз заметит.)

7. Вербальная подсказка. Полная вербальная подсказка – это полное произнесение всей фразы или слова. Например, мы учим ребенка называть предметы. Учитель  задает вопрос: «Кто это?, а тьютор говорит: медведь». Частичная вербальная подсказка, когда произносится не все слово целиком, а его часть. Например «ме», а ребенок заканчивает произнесение слова.

Следующий вопрос, на котором мне очень хочется акцентировать ваше внимание, это поведение.

Для детей-аутистов  очень часто характерно проблемное поведение. Эти дети очень любят валяться на публике, бить окружающих, кусаться щипаться, громко кричать.

Я работаю с такими детьми первый  год  и я  понимаю, что , такое поведение зависит от внимания окружающих. Ребенок либо хочет его привлечь таким способом, либо хочет чего-то избежать. Он видит, если он орет, пинается, то от него все отстанут, и он не будет рисовать птичку, как другие дети. Это избегание. Если же ребенок стучит по столу, и он при этом вскрикивает, то аутист испытывает огромное удовлетворение от происходящего. Его нельзя ругать, нельзя наказывать, так как в данном случае его цель-привлечь к себе внимание. Если мы реагируем на это, то такое поведение будет снова повторяться в будущем и может стать чертой характера и быть опасным для окружающих. Поэтому, наша задача – свести внимание к нежелательному поведению к минимуму, но при этом обеспечить безопасность.

Исходя из вышесказанного следуют, последствия проблемного поведения.

Формами проблемного поведения являются:

Агрессия:( она может проявляться)

- по отношению к самому себе- самоагрессия: укусы, вырывание ресниц, битье головой о стену,крики.

Самостимуляция: раскачивание тела, бег по кругу, постукивание предметами, декламация фраз из мультфильмов, закатывание зрачков глаз, ковыряние в носу, размахивание руками.

Абсцессивно-компульсивное поведение.

Выстраивание предметов в ряд, верчение волос, открывание и закрывание дверей.

(пауза )

Что можно попробовать для коррекции проблемного поведения!?

Используйте поведенческий импульс. Говоря кратко, поведенческий импульс означает, что вы позволяете ребенку быть успешным, и только потом предъявляете более сложное задание или требование.

Ведите себя весело и эмоционально. Лучший способ привлечь внимание, конечно, зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. 

Поймайте мотивацию. Если вы правильно определили, что мотивирует ребенка, то это обязательно приведет к повышению внимания.

Полезный совет

Внимание — это сложный навык, и не надо считать по умолчанию, что он у ребенка есть. Возможно, ребенок просто не знает, как и на чем сосредоточиться во время занятия. В этом случае, вы можете использовать АВА для обучения этому навыку. Вот несколько примеров программ, которые могут улучить внимание во время занятий: имитация, рецептивная речь, реагирование на имя, слежение за предметом.

 Проблема аутизма в настоящее время очень актуально. Все ученые и врачи бьют тревогу, так как количество таких детей с каждым годом постоянно увеличивается. По мнению ученых, такие дети – это результат на 50 процентов экологических факторов и на 50 процентов генетических. По мнению некоторых врачей, аутизм это результат ЭКО или прививок. Для профилактики проблемного поведения предлагается уменьшить просмотр телепередач и побольше гулять на свежем воздухе и играть в подвижные игры. Многие звезды имеют детей-аутистов, которые смогли приспособиться в нашем мире и быть успешными.

Спасибо за внимание!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сопровождение детей, имеющих расстройства аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении»

Одной из приоритетных задач современной образовательной политики нашего государства является развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг ...

EduQuest (ЭдуКвест) технология как ресурс повышения качества сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовании

В статье описана современная технология EduQuest (ЭдуКвест), используемая при оказании психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (далее &nda...

Дискуссия-вертушка «Педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»

В статье рассматриваются условия для максимальной включенности педагогов в обсуждение всех аспектов по проблеме обучения и развития детей с расстройствами аутистического спектра...

Статья из опыта работы на тему: «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенч...

Тьюторское сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в ДОУ

В статье рассматривается важность тьюторской поддержки в образовательном процессе детей с РАС и приводятся основные принципы, методы и подходы к проведению такой поддержки. Также в статье подчеркивает...

Статья из опыта работы на тему: «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»

В дошкольной образовательной организации сегодня оказываются не только дети с нарушениями речи, опорно-двигательной системы, снижением слуха и зрения, но и те категории детей, которые до этого практич...