Формирование и развитие дыхания у детей с речевыми нарушениями.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Карло Наталья Викторовна

Формирование  различных типов дыхания, обучение ребёнка разграничению типов дыхания и пользования ими в различных условиях, увеличение функционального объёма лёгких, ритмизация дыхания - это одно из наиболее важных направлений в работе учителя - логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование дыхания у детей с нарушением речи.

Умение правильно дышать при различной физической нагрузке обеспечивает повышение работоспособности организма, улучшает обмен веществ, укрепляет здоровье и способствует восстановлению речи у  детей.

У детей, страдающих речевыми расстройствами, обычно дыхание бывает слабое, поверхностное. Они плохо сочетают движения с дыханием, а многие страдают нарушениями речи, тесно связанными с отсутствием правильной постановки дыхания. Поэтому обучение ребёнка - логопата правильному дыханию является весьма существенным не только с точки зрения улучшения его общего состояния, но и для разрешения специальных коррекционных  задач. Так, у ребенка, обученного глубокому ритмичному дыханию, происходит расслабление спастичных мышц и в первую очередь мышц туловища, что способствует обучению его правильной речи.

При обучении ребенка дыханию важно правильно выбрать исходное положение, так как в зависимости от положения тела меняются условия для дыхания.

В положении лежа на спине несколько затруднен выдох и его нужно делать с некоторым усилием, сокращая мышцы брюшного пресса. В положении лежа на животе  преобладает подвижность нижних ребер. При лежании  на боку дыхательные движения с опорной стороны ограничены и свободны на противоположной, при этом выдох производится более свободно, чем вдох.  В положении стоя жизненная емкость легких достигает максимальных величин. В положении сидя с расслабленными мышцами живота преобладает нижнее грудное дыхание, а брюшное затруднено. При сидении с выпрямленным туловищем преобладает верхнее грудное дыхание и т. д.

Способ дыхания тесно связан с осанкой, так же как и осанка влияет на способ дыхания. Поэтому обучение нормальному дыханию надо сочетать с обучением правильному расположению всех частей тела в разнообразных исходных положениях.

Прежде чем подбирать специальные упражнения, надо проверить, как ребенок дышит и как он умеет управлять своим дыханием.

Рекомендуются упражнения под счет, с разной скоростью и длительностью вдоха и выдоха, производимые плавно, быстро, в различных сочетаниях. Например: 1) вдох быстрый, резкий на 1—2 счета; выдох медленный на 4 счета; 2) вдох медленный на 4 счета, выдох быстрый на 1—2 счета; 3) вдох спокойный на 2—4 счета; выдох тоже; 4) вдох с остановками 2—3 раза; выдох спокойный, медленный, без остановок и т. д.

Эти упражнения рекомендуется проводить в разных исходных положениях: лежа, сидя, стоя, руки вдоль туловища или на опоре. В дальнейшем рекомендуется давать упражнения с соответствующими дыханию движениями рук; на сочетание вдоха и выдоха с определенными движениями, выполняемыми быстро, медленно, резко, плавно; с перемещениями каких-либо предметов — с броском мяча и т. п., а также в сочетании с ритмичными движениями рук и ног — при ходьбе на месте и пр.

2.  Ребёнок не научился еще выделять отдельные типы дыхания, хотя произвольно выполняет вдох и выдох. В этих случаях рекомендуется оказать сопротивление на соответствующих участках грудной клетки. Сила давления изменяется вместе с дыхательными движениями. В начале вдоха и в конце выдоха нажим усиливается, а в конечной фазе вдоха и в начале выдоха — ослабевает.

При выделении верхнегрудного дыхания стимуляция в виде сопротивления может быть оказана под ключицами или на грудине. Для нижнегрудного дыхания сопротивление применяется к нижним ребрам с боков или с края реберной дуги, ближе к середине.

Например:

1)    вдох — лежа на спине, руки в стороны на 3 счета; выдох — опускание рук на 4 счета;

2)    вдох — сидя, согнув руки в локтях, поставив концы пальцев к плечам, на 2 счета; выдох — опустить руки вниз на 2 счета;

3)    вдох и выдох при ритмичных движениях (как ходьба или ее имитация). Дается задание делать вдох и выдох на определенное число счетов.

Для обучения правильному ритмичному дыханию на начальном этапе так же можно использовать дыхательную гимнастику А. Стрельниковой, адаптированную для детей С.М. Томилиной. Короткий вдох обозначается показом носа, а выдох – разжиманием кистей. При автоматизации звуков и их дифференциации  изменять положение или направление движения кистей рук в соответствии с артикулемой: С – нижнее положение языка, кисти рук направляются вниз, Ш – верхнее положение языка – кисти рук направляются вверх.

Постановка правильного дыхания, увеличение функционального объёма лёгких, разграничение типов дыхания очень важны для постановки и автоматизации звуков. Эти упражнения требуют регулярности занятий. Их необходимо включать в режим жизни логопедической группы на протяжении всего  учебного года. На этапе обучения занятия с детьми проводит логопед, на этапе закрепления – воспитатели группы либо тьютор. Так же после консультаций специалистов эти и подобные упражнения могут быть включены в физкультурные и музыкальные занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственно-временных представлений у детей с речевыми нарушениями

Данная статья отражает методы и приемы формирования пространственных,временных представлений у детей с речевыми нарушениями....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В статье описаны направления логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями...

"Современные игры и упражнения для формирования правильного дыхания у детей с речевыми нарушениями". Презентация игр.

«Dum spiro, spero» - «Пока дышу – надеюсь» - писал сосланный из имперской столицы на пустынные черноморские берега нынешней Румынии древнеримский поэт Овидий. Если без пищи человек и сухопутные млекоп...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Нетрадиционные методы формирования и развития связной речи детей с речевыми нарушениями"

Семинар-практикум разрабатывался и проводился на заседании районного методического объединения логопедов...

Речевой материал для формирования слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями

Коррекция слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями....

Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями

Важной частью речи является дыхание. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхате...

Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выраз...