Методические разработки
методическая разработка

Дряннова Анна Михайловна

Конспект мастер - класса "Использование экспрессивных этюдов для развития интеллекта детей".

Экспрессивный этюд при определённых условиях выполняет психотерапевтическую функцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnye_etyudy.docx66.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ УСПЕНСКАЯ СОШ ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ -ДЕТСКИЙ САД №32

Конспект: Мастер - класс для воспитателей

"Использование экспрессивных этюдов для развития интеллекта детей"

                                Воспитатель высшей категории

                                                                                                  Дряннова А.М

                                 

                                                      12.03. 2018г

Мастер - класс

"Экспрессивный этюд для развития эмоционального интеллекта."
Уважаемые коллеги! ФГОС ДО определяет развитие эмоционального и интеллекта как составляющую социально-коммуникативного развития. Один из методов развития эмоционального интеллекта – экспрессивный этюд.
Экспрессивный этюд – вид психогимнастических упражнений. Термин
«психогимнастика» в практику ввела М.И. Чистякова. В книге
«Психогимнастика» автор определяет это понятие как «курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)».
Н.Ю. Хрящева рассматривает понятие «психогимнастика» как: «очень широкий
круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Они могут
выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы
вместе, быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику или оказывать более генерализованннное
воздействие».
Таким образом, экспрессивные этюды – вид психогимнастики, направленный на
развитие экспрессивной грамотности ребёнка: умения понимать эмоции других
людей по экспрессии и умения управлять собственными эмоциями, активно
используя личные экспрессивные средства.
Экспрессивный этюд при определенных условиях выполняет
психотерапевтическую функцию. Но в контексте развития эмоционального
интеллекта ребёнка следует учитывать только функцию развития экспрессивной
грамотности. В своей книге Чистякова М.И. приводит примеры этюдов на
выражение различных эмоций. Однако, как пишет автор, они лишь «закваска» для вариаций на тему.
Как действует экспрессивный этюд на развитие детей.
В экспрессивном этюде есть две стороны (роли). Роль действующих детей
возникает, когда педагог просит воспитанников показать какой-либо персонаж
истории: как он действует, что он чувствует, что и как говорит в определенной
ситуации. Тем самым педагог создаёт условия для того, чтобы дети развивали
свои средства экспрессии: мимику. Пантомимику, жесты и интонацию.

1.Например
педагог просит: покажи, как Мишка шёл; покажи всем телом, как Мишка шёл;
покажи лицом, телом, руками и движениями, как Мишка шёл и т.д.

2
Ещё одно задание – показать персонаж в эмоционально значимой ситуации:
радостного зайку или грустную мышку. Если ребёнок делает это произвольно,
значит, он начинает управлять собственной экспрессией и эмоциями. Например,
педагог просит показать: как Лиса испугалась; как Заяц обрадовался, как Ёж
удивился, как Медведь рассердился.
Другая роль в экспрессивном этюде – дети наблюдающие. Когда одни
воспитанники показывают экспрессию, другие смотрят. Тем самым у
наблюдающих детей расширяется багаж образного восприятия экспрессии, в т.ч.
экспрессии эмоций у разных людей.
Наблюдаемая экспрессия связана со словом, которое обозначает эмоцию.
Например, дети видят, как их ровесники показывают персонажей сказки:
радующуюся мышку, испугавшегося зайца или удивленного слона. За счёт этого
происходит обогащение понимания эмоций других людей по их экспрессивному
выражению.
В результате участия в экспрессивных этюдах в роли действующего
(показывающего) и наблюдающего экспрессивная выразительность каждого
ребёнка существенно обогащается. Дети неосознанно перенимают экспрессивную выразительность от других.
Экспрессивные этюды развивают экспрессивную грамотность дошкольника как
компонент его эмоционального интеллекта: умение понимать эмоции других
людей и умение выразить собственную эмоцию, использовать экспрессивные
средства.
Когда и как использовать экспрессивные этюды.
Экспрессивные этюды нужно включать в образовательную деятельность с детьми.
При этом важно учитывать методические особенности их проведения.
Рекомендации, которые помогут воспитателям.
1. Используйте экспрессивные этюды во время чтения сказки (произведения
детской литературы), а не как отдельное задание.

2. Экспрессивные этюды помогают детям войти в роль, почувствовать и передать: эмоциональное состояние персонажа (радость, грусть, злость, обиду);
 его характер (хитрая, трусливый, храбрый)
физические особенности (большой, маленький, неуклюжий и т.д.)
Разыгрывайте экспрессивный этюд в эмоционально ёмкой ситуации, когда
действия одного персонажа вызывают эмоции, а затем и действия другого. Так.дети лучше поймут смысл и причины поступков героев, важность одних форм поведения и неприемлемость других.
3. Количество экспрессивных этюдов во время чтения сказки должно быть 3-7.
Это позволит удерживать внимание дошкольников на сюжете. Экспрессивные
этюды должны не отвлекать ребёнка, а служить средством лучшего
восприятия, понимания и переживания. Вариативность (для отдельных детей
или всей группы) и количество этюдов зависят от сюжета сказки и темпа
работы в группе. В одних случаях воспитанникам требуется больше времени
для восприятия, в других – показ происходит быстро.
3. Организуйте показ одного экспрессивного этюда 2-3 раза разными детьми.
Пусть каждый дошкольник показывает этюд своим способом. Это даёт
возможность:
 Тренировать экспрессивные возможности большему количеству детей;
 Увидеть разные экспрессивные оттенки выражения одной и той же
эмоции разными детьми;
 Накопить багаж образного восприятия эмоциональной экспрессии.
4. Организуйте общеколлективный показ, когда все дети сразу показывают
эмоцию персонажа с места, не выходя в центр. Это эффективный приём,
особенно если речь идёт о постепенном увеличении одной эмоции. Например,
эмоции удивления: удивился – ещё больше удивился, поражён.
5. Учитывайте желание воспитанников, когда выбираете их для участия в
экспрессивных этюдах. Застенчивые или не готовые выступить публично дети
могут участвовать в общеколлективных этюдах с места. Получив опыт
наблюдения и действия совместно со сверстниками, они начнут стремиться
самостоятельно показывать этюд перед остальными детьми.
6. Поддерживайте ребёнка, который показывает экспрессивный этюд,
аплодисментами вместе с другими детьми. Аплодисменты в данном случае –
одобрение самого действия ребёнка, а не качество исполнения.
7. Учитывайте возрастные особенности детей каждой группы: динамику
«открытия» эмоций, готовности воспитанников к их пониманию. Важно
помнить, что эмоции в различных оттенках открываются дошкольниками
постепенно и в определённом порядке.
8. Включайте экспрессивный этюд в развивающие и коррекционные ситуации.
Но не злоупотребляйте этим. Только непосредственная включённость в
сказочный сюжет делает их естественными. В этом случае дети их понимают и
принимают.

Спасибо за внимание!
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...