Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР и ОНР на этапе узнавания и различения неречевых звуков
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

Назарова Мария Вадимовна
Слуховое восприятие активно развивается с младенчества, и важнейшая задача родителей проследить, чтобы все шло своим чередом. В случае отклонений от нормы ребенку следует помочь развить неречевой слух с помощью игровых упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР и ОНР на этапе узнавания и различения неречевых звуков.

          Неречевой слух – это один из первых факторов, влияющих на речь и развитие малыша. Сначала дети улавливают и дифференцируют простые звуки окружающего мира – стук, скрип, шум, мяуканье кошки, музыку, гудок машины. И только затем становится возможным различение более сложных  звуков – фонем (составляющих родного языка). Слуховое восприятие активно развивается с младенчества, и важнейшая задача родителей проследить, чтобы все шло своим чередом. В случае отклонений от нормы ребенку следует помочь развить неречевой слух с помощью игровых упражнений.
           Слух – достаточно сложная система. Уши улавливают упругие волны колебаний в окружающей среде и передают их мозгу, который анализирует, запоминает, отличает разные звуки. Иными словами, слушаем мы ушами, а слышим мозгом. Слух тесно связан с речью, умением воспроизводить те или иные звуки, двигаться в такт музыке. Речевой слух отвечает за способность слышать и анализировать звуки речи.

           Слуховое восприятие человека начинает формироваться с момента рождения. От различения примитивных, громких звуков ребенок постепенно переходит к дифференциации тональностей, фонем и звуков речи. Наиболее важный этап развития неречевого слуха приходится на первые 3 года жизни: Новорожденный слышит громкие звуки и реагирует на них вздрагиванием. В 1–2 месяца ребенок пытается определить источник звука, поворачивает глаза и голову на шум. На 3–4-м месяце малыш дифференцирует разные по качеству звуки (рояль и колокольчик), а также однородные звуки различной громкости. В 3–6 месяцев развивается способность различать интонации, а следом и выражать свои эмоции с помощью оттенков голоса. С 6 месяцев и до года ребенок воспринимает все более тонкие звуки окружающей среды (шорох пакета и шорох бумаги), улавливает ритм слова (часы – тити, карандаш – тататат). Он отличает голоса людей и реагирует на них различным образом. В 1 год ребенок накапливает свои представления о предметах и их звучании. Он узнает и запоминает, как лает собака, как падает его любимая игрушка. Малыш начинает понимать родную речь, но все слова и фразы слышит все еще недостаточно расчленено. На 2–3-м году жизни активно формируется речевой слух. Ребенок дифференцирует разные звуки в слове, звуковой состав слова. К концу 3-го года он уже знает все звуки, но пока воспроизвести их не может в силу неразвитости артикуляционного аппарата. К примеру, дошкольник без проблем отличит фальшь, если взрослый произнесет «каландаш» вместо «карандаш», хотя сам еще не выговаривает «р». В дальнейшем неречевой и речевой слух совершенствуются путем многократного повторения и проговаривания звуков и слов.

            Как уже говорилось выше, основной этап формирования неречевого слуха приходится на возраст 0-3 года. В этот период важно предоставить ребенку возможность изучать разные инструменты и просто окружающие предметы. Кидание игрушек на пол, смятие бумаги, стучание по кастрюлям и тарелке – все это способствует развитию слухового восприятия и памяти. Нельзя запрещать малышу таким способом исследовать окружающий мир. Задача родителей сделать среду безопасной: выдать игрушки и предметы, которые не страшно сломать, порвать, которые не навредят здоровью малыша. Развитию неречевого слуха способствует пение, прослушивание музыки, игра на инструментах. Также его можно развивать целенаправленно, используя игровые упражнения. Во время занятий слуховое восприятие поначалу следует подкреплять зрительными образами («смотри, так звенит колокольчик») и только затем использовать звуки изолированно («что это звенит?»).
            Следующие игры подходят для детей разного возраста – 2-3 года, 4-5 и 6-7 лет. Для дошкольников старшего возраста задания можно усложнять: использовать большее количество инструментов, комбинации звуков. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

«Угадай инструмент»

            Игра развивает слуховое внимание, учит ребенка различать неречевые звуки. Правила: Взрослый знакомит малыша с разными музыкальными инструментами: барабаном, бубном, дудочкой, трещоткой, ксилофоном. После этого он предлагает сыграть в игру, где нужно закрыть глаза и угадать, какой инструмент только что звучал. Ребенок показывает инструмент пальцем и пробует на нем сыграть, чтобы соотнести реальный звук со звуком в памяти.

«Магазин»

            Игра развивает слуховое восприятие, внимание, коммуникативные навыки и речь. Правила: Взрослый наполняет спичечные коробки гречкой, песком, монетками, горохом, скрепками, ватой (наполовину). Он будет играть роль продавца, а ребенок – покупателя. Малышу нужно купить определенный продукт (например, песок) полагаясь исключительно на собственный слух. Коробки можно встряхивать, но не открывать.

«Длинный и короткий звук»

            Игра развивает умение воспринимать и дифференцировать неречевые звучания. Правила: Взрослый выдает ребенку две карточки – с нарисованной короткой и длинной полоской. Малыш должен показать правильную карточку, в зависимости от продолжительности шума, создаваемым взрослым. Это может быть игра на инструменте, свист или просто стук ложкой по миске. Издавая шум, нужно спрятаться за ширму или попросить ребенка закрыть глаза.

«Громкий и тихий звук»

            Игра учит различать высоту неречевых звуков. Правила: Ребенку выдается две карточки с большим и маленьким барабаном. Взрослый, спрятавшись за ширму, бьет в барабан с разной силой. Когда он стучит легонько, ребенок должен показать картинку с маленьким барабаном. А когда бьет сильно, нужно поднять карточку с большим инструментом.

«Часовой»

            Групповая игра, развивающая слуховое восприятие, неречевой слух и ориентацию в пространстве. Правила: Посередине площадки дети чертят круг, а в центр ставят часового (определяется путем жеребьевки). Ему завязывают глаза. Остальные игроки тихонько перебираются через круг на другую сторону площадки. Часовому нужно прислушаться, и услышав шорох, скомандовать «стой!». Все останавливаются, а он идет в направлении звука и пытается схватить нарушителя. Если ему это удается, часовым становится тот, кого поймали, нет – игра продолжается.

«Самое большое ухо»

           Игра развивает слуховое внимание и восприятие неречевых звуков. Правила: Ребенок и взрослый вслушиваются в окружающие звуки и по очереди называют их: гудок машины, работающий телевизор, шаги члена семьи, тиканье часов и т. д. Кто не сможет назвать очередной звук в течение 3 минут, проигрывает.

«Горячо – холодно»

Педагог назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину у одного у детей и т. д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка барабан бьет громко, если удаляется - тихо.

Эту игру целесообразно повторять на многих занятиях. Чтобы поддерживать у детей интерес, можно варьировать звуки, направляющие поиски ребенка, например ударять в бубен, звенеть колокольчиком, хлопать в ладоши, стучать молоточком по столу и т. п. Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно: от сильного к среднему и тихому.

«У кого?»

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка прозвенел колокольчик.

«Два зайца»

Педагог сажает на стол двух игрушечных зайцев - большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, сильно, и как маленький - тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

Эту игру нужно разнообразить, заменяя зайцев куклами разной величины, мишками, обезьянами и т. д.

«Что звенит?»

Педагог   расставляет   на    столе   несколько    предметов    (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит.

Эту игру можно варьировать, увеличивая количество предметов, (игрушек), заменяя их новыми, постепенно, усложняя для детей задачу определения звуков.

Последние варианты этой игры должны быть такие: в ряд ставят несколько игрушек или предметов. Слева направо каждый последующий предмет должен быть больше похож по звучанию на предыдущий. Например, стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая, деревянный бочонок.

Количество звучащих предметов надо постепенно увеличивать от двух до пяти.

«Чей звук?»

Педагог знакомит детей со звуками, которые издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол; шарик, перекатываясь в стеклянной банке, керамической  кружке;  газета,  если  ее разрывать,  и т.  д.  Затем  эти  же действия, но  в другой  последовательности он производит за напольной ширмой.; Дети должны возможно полнее и точнее рассказывать, что они слышат каждый раз.