Доклад: "Модель инклюзивного образования МБДОУ №10"
статья по коррекционной педагогике

Основной целью инклюзивного образования в МБДОУ является реализация права детей с ОВЗ на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации, оказание коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Модель инклюзивного образования в МБДОУ № 10»

                                                Административная команда:

Кушнерова Н.Л.-заведующий МБДОУ №10

                                                            Макеева Е.В.-старший воспитатель

                                                                       Шерстобаева Е.А. – старший воспитатель

В МБДОУ должны быть созданы условия, которые отвечали бы специфическим особенностям той или иной категории детей. Гарантии права граждан с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. инвалидов, на получение образования закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно закону под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Кроме того, приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования" определяются особенности организации образовательной деятельности для лиц с ОВЗ.

Помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, разработаны соответствующие локальные акты, обеспечивающие эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями, где зафиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми, возникающими в процессе образования.

Положения о группах компенсирующей и комбинированной направленности.

На основании распоряжения Минпросвещения от 09.09.2019 г. №р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» разработано положение о ППк МБДОУ № 10.

Актуальность реализации модели инклюзивного образования в МБДОУ № 10 многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и Государственной политикой в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Наше муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10 «Алёнушка» насчитывает 285 воспитанника.  

В МБДОУ № 10 две возрастные группы компенсирующей направленности, и 3 группы комбинированной направленности (19 человек), компенсирующей направленности (2 группы – 30 человек),  в которых осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР и ЗПР.      

 

Количество детей с ОВЗ

49

Из них:

-дети с тяжелыми нарушениями речи

41

-дети с задержкой психического развития

6

Количество детей – инвалидов

2

Анализ существующих условий инклюзивного образования в ДОУ выявил  проблему:

Некоторые  педагоги пессимистично настроены на совместное обучение здоровых    и больных детей. Они считают, что снизится качество обучения дошкольников, ухудшится дисциплина воспитанников, меньше внимания будет уделяться здоровым детям, это  объясняется  нежеланием педагогов работать с особыми детьми.

Причинами является то, что:  

- воспитатель во время обучения в вузе ориентирован на работу с нормальными детьми и не имеет специальных дефектологических знаний;

- он не в состоянии оценить тяжесть дефекта ребёнка, не может построить с ним грамотную коррекционную работу;

- педагог не видит результата своей деятельности и отказывается работать с ребёнком.

Поэтому чрезвычайно важным аспектом является подготовка кадров, ориентированных на интеграцию, информированных в вопросах сопровождения детей с ОВЗ в массовых группах.

Цель: Основной целью инклюзивного образования в МБДОУ является реализация права детей с ОВЗ на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации, оказание коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и технологий.

Задачи:

  1. Создание эффективной системы психолого-педагогического социального сопровождения детей с ОВЗ в МБДОУ с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования предпосылок к учебной деятельности.
  2. Освоение воспитанниками адаптированной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО.
  3. Формирование у всех участников образовательных отношений толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.
  4. Укрепление  здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития;
  5. Создание  условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.

Для реализации цели и задач был составлен план мероприятий по развитию инклюзивного образования в МБДОУ№ 10 на 2019-2025 годы.

МБДОУ укомплектовано кадрами в соответствии со штатным расписанием (32 педагога, из них специалисты – 2 учителя-логопеда, 1-учитель дефектолог, 1 педагог-психолог, 4 воспитателя на компенсирующих группах, 6 воспитателей на комбинированных группах.  9 педагогов прошли курсы повышения квалификации «Организация инклюзивного образовательного процесса на дошкольном уровне общего образования».

Основной задачей  психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетомвозможностей детей, а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в  школу. Для нашего педагогического коллектива  важным является - выстроить систему сопровождения этих групп детей в единстве профилактики, диагностики и коррекции. В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным считаю комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ.

-Педагог-психолог -психодиагностику, коррекционную работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.

- Учитель-логопед - диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.

- Музыкальный руководитель, реализацию используемой программы музыкального воспитания.

- Инструктор по физическому воспитанию разработку и реализацию  программы по физическому воспитанию, определяет уровни физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, готовит  рекомендации для воспитателей.

- Воспитатель - обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, планирует (совместно с другими специалистами) и проводит фронтальные занятия, организует совместную деятельность всех воспитанников группы.

- Учитель-дефектолог - диагностический мониторинг, занимается коррекцией недостатков в развитии воспитанников с нарушением в развитии, разрабатывает рекомендации педагогам, специалистам, родителям.

Деятельность ППк педагогов дошкольного учреждения по работе с детьми ОВЗ в нашем учреждении проводиться по 4 этапам:

1.Диагностический этап.Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы позволяет достигать принципиально иных результатов в развитии ребенка.

В конце сентября, после проведения мониторинга, проводятся психолого-педагогические консилиумы (ППк), где происходит объединение информации отдельных составляющих статуса ребенка от всех специалистов, что позволяет увидеть ребенка, как целостную личность.

2. Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки.

3. Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ.

Деятельность с воспитанниками на данном этапе организуется как индивидуально, так и  с включением в подгрупповую работу,  с использованием традиционных психологических техник:

  • Игротерапия 
  • Песочная терапия 

В рамках проводимой образовательной деятельности,  используются самые различные виды деятельности, методы и приемы.

Индивидуальные занятия

Диагностика, определение задач развития и коррекции осуществляется командой специалистов, а каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком.

Взаимодействие детей в микрогруппах осуществляется через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности.

Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи.

4. Консультативно-просветительское сопровождение семьи. 

Основными задачами работы с родителями являются:

  • создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;
  • вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в совместных мероприятиях.

Для выполнения поставленных задач, педагоги и специалисты, работающие с детьми ОВЗ, осуществляют консультативную поддержку родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, разрабатывают и доводят до их сведения методические рекомендации, советы специалистов в области дошкольной психологии и педагогики по организации детской деятельности дома. Консультирование осуществляют через родительские стенды, папки–передвижки, индивидуальные беседы, родительские собрания.

В результате у родителей повысилась психолого-педагогическая компетентность в воспитании и обучении детей.

Предметно - пространственная  среда в ДОУ организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Во всех группах имеются центры развития. Выделено пространство для удовлетворения потребности в активном движении детей. Для сенсорного развития изготовлены и подобраны различные пособия: для мелкой моторики с липучками, пуговицами, кнопками, игры-шнуровки, игры на развитие тактильных и зрительных ощущений (домик с замочками, домик с креплениями). Используются различные музыкальные и шумовые игрушки. Созданы условия для проведения сюжетно-ролевых игр. Успешному обеспечению коррекции нарушений, развития различных категорий детей, способствует созданная в детском саду развивающая предметно – пространственная среда, соответствующая требованиям стандарта дошкольного образования. Она наполнена современным занимательным оборудованием, это и центр развивающих игр с логическими блоками Дьенеша, палочки Кюизенера, кубиками Никитина, световые планшеты, тико-конструкторы, бизиборды и т.д.

В результате проводимой работы дети с ОВЗ нашего ДОУ являются активными участниками мероприятий различного уровня.

№ п/п

Мероприятия /мероприятия инициируемые ОО

Уровень (мун-ный, межмун-ный, краевой, федеральный)

Очно/заочно/

дистанционно

Количество воспитанников

Результативность (победитель, призер, лауреат и др.)

Серебристый дождик. Танцевальный номер

Муниципальный

Очно

12

Серебристый дождик. Рисунки

Муницип.

Заочно

3

Выступление на концерте в ГДК, посвящённому  Международному Женскому дню – 8 марта

Муницип.

Очно

11

Квест-игра

Муницип.

Очно

6

1

IV городская демонстрационная площадка проектных и исследовательских «Мир открытий», посвящённому Году экологии

Муницип.

Очно

2

Вокальный конкурс

Муницип

Очно

2

2

Экологическая Акция «Живи, елочка!»

Муницип.

Заочно

6

2

Зимняя планета детства

Муницип.

Заочно

6

2

Литературно-творческий конкурс «Новогодние фантазии»

Муницип.

Заочный

6

ЧИП

Федер.

Дистанционно

63

7

Конкурс по ОБЖ «Простые правила – моё безопасное лето»

Федер.

Дистанционно

33

Итого (кол-во) по направлениям:

 87,5 Муницип.  

 13,5  % Федеральн.

50%  Очно

37,5 % Заочно

13,5%Д.

59,5%

10,1%

Возможности  организаций культуры и образования  дошкольное учреждение использует в образовательном процессе  для достижения результатов по реализации программы. Разработанный план мероприятий направлен на становление социальной компетентности воспитанников. Используемые эффективные формы сотрудничества, ориентированы на взаимодействие субъектов  в едином образовательном пространстве.

Для более эффективного управления развитием инклюзивным образованием

мы выделили ряд функций и соответствующие им управленческие действия

Функции управления

Управленческие действия

Анализ, целеполагание  и планирование деятельности

Системный анализ состояния проблемы.

Разработка модели и плана по ее реализации

Создание алгоритма взаимодействия учреждений, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ

Организация, координация деятельности

Разработка и совершенствование локальных нормативных актов ДОУ.

Организация оценки среды на предмет соответствия требованиям инклюзивного образования.

Проведение семинаров, консультаций, педсоветов и т.д.

Работа по наращиванию связей с другими образовательными учреждениями и учреждениями культуры.

Создание консультационного пункта для семей, имеющих детей с ОВЗ.

Методическое сопровождение, мотивация, руководство кадрами

Анализ потребностей ДОУ в педагогических работниках и специалистах для работы с детьми ОВЗ и инвалидностью. Методическая поддержка специалистов сопровождения.

Выявление образовательных дефицитов педагогических работников и специалистов и оформление персонифицированного заказа на  их обучение и повышение квалификации

Мониторинг и контроль

Проведение диагностических и мониторинговых мероприятий

 Результативно-оценочный компонент модели  включает в себя комплексную оценку развития инклюзивного образования:  

  -комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии.

-оценка среды, изучение удовлетворенности родителей инклюзивным образованием (анкетирование),
- анализ включенности детей с ОВЗ и их семей в мероприятия инклюзивной направленности,

-анализ исполнения плана  мероприятий по развитию инклюзивного образования в МБДОУ№ 10 на 2019-2025 годы.

 

Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.                      

Таким образом можно сделать вывод, что в  процессе реализации модели инклюзивного образования были выделены как проблемы, так и положительные результаты:

  • наличие у детей с ОВЗ желания посещать детский сад;
  • повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ;
  • привлечение к сетевому сотрудничеству ресурсные учреждения (тьюторы и специалисты);
  • взаимодействие детей с ОВЗ со сверстниками, умение взаимодействовать друг с другом и со взрослыми.

Целевая направленность реализации данной модели образования в МБДОУ №10 состоит в том, чтобы раскрыть ценности и смысл в инклюзивном образовании детей с ОВЗ, особенности проектирования, необходимость непрерывного психолого – педагогического сопровождения, разработки индивидуальных образовательных траекторий развития детей с целью индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей – инвалидов. Основными ориентирами работы специалистов и педагогов детского сада для организации инклюзивного образования детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ должны быть, как нормативно – правовые документы, так и дальнейшая реализация модели инклюзивного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В данной статье представлена модель инклюзивного образования в ГБДОУ компенсирующего вида....

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ

В этой статье представлена модель инклюзивного образования в ГБДОУ компенсирующего вида....

Создание условий для реализации модели инклюзивного образования в ДОУ

Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах.При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаютс...

Проект "Островок Надежды" по разработке и внедрению модели инклюзивного образования детей с разными возможностями

Одной из актуальных проблем современного общества является обучение и процесс социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). Инклюзивное образовани...

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...

Доклад на тему:Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...