Консультация для воспитателей на тему «Коррекционные игры с мячом»
консультация по коррекционной педагогике

Габдуллина Альфина Рифкатовна

У воспитанников ДОУ с нарушениями речевого развития отмечается ограниченность словарного запаса. При этом понимание речи окружающих приближается к нормальным показателям, тогда как собственная речь представлена ограниченным кругом слов. Поэтому в непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, работа по коррекции словарного запаса является необходимой.

Опыт работы педагогов-логопедов показал, что хорошим инструментом в этом может стать обычный мяч, с помощью которого можно решить множество проблем. Так, игры и упражнения с мячом помогают решать психологические проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_temu.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский

      сад «Журавушка» села Бижбуляк муниципального района  

     Бижбулякский район Республики Башкортостан

       Консультация для воспитателей на тему

        «Коррекционные игры с мячом»

      Мой веселый звонкий мяч

Восприятие детьми окружающего мира и их предметной деятельности напрямую зависит от успешного речевого развития. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Развиваются его мышление, внимание, восприятие. Однако трудно представить, как бы этот процесс развития шел, не будь общения. Ребенок с хорошо развитой речью легко общается с окружающими, без проблем вступает в диалог, отвечает на вопросы взрослого, свободно чувствует себя в играх со сверстниками. Однако проблема различных нарушений речи замедляет этот процесс. У детей с речевыми затруднениями страдает прежде всего их личностное развитие, они становятся замкнутыми, неуверенными в себе, раздражительными, что в дальнейшем накладывает отпечаток на обучении в школе.

Качество и количество знаний дошкольников о родном слове и речи в целом зависят от того, насколько интересным и полноценным является общение ребенка и взрослого – родителя или педагога. Грамотная речь, которую ребенок слышит вокруг, формирует и обогащает его внутренний мир новыми словами, расширяет его возможности общения с окружающими.

Развитый словарный запас дошколят принесет плоды радости и удовлетворения стройностью речевых оборотов, их точностью и образностью как самим детям, так и их родителям.

Слово является самой важной единицей языка, выражающей понятие. Оно несет смысловую нагрузку и существует лишь в определенном звуковом оформлении и грамматической форме. Поэтому усвоение ребенком нового слова идет через закрепление за звуковой оболочкой слова его значения, а также вариантов грамматических изменений этого слова.

У воспитанников ДОУ с нарушениями речевого развития отмечается ограниченность словарного запаса. При этом понимание речи окружающих приближа0ется к нормальным показателям, тогда как собственная речь представлена ограниченным кругом слов. Поэтому в непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, работа по коррекции словарного запаса является необходимой.

Опыт работы педагогов-логопедов показал, что хорошим инструментом в этом может стать обычный мяч, с помощью которого можно решить множество проблем. Так, игры и упражнения с мячом помогают решать психологические проблемы: 

- переключают ребенка от его речевых затруднений;

- мотивируют к общению;

- позволяют сделать разнообразными виды деятельности детей на логопедических занятиях.

Физические проблемы:

- позволяют сделать занятие с ребенком более разнообразными в движениях;

- активизируют работу и развивают общую и мелкую моторику;

- уточняют и регулируют силу движений;

- развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;

- развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов: легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Психические проблемы:

- развивают эмоционально-волевую сферу ребенка;

- активизируют процессы произвольного и непроизвольного мнения.

Речевые проблемы:

- помогают уточнять значения имеющихся слов;

- активизируют усвоение разных категорий (рода, числа, падежа) использования предлогов.

Это показывает, что коррекционная работа с помощью мяча создает необходимые предпосылки для положительного развития у детей правильных речевых навыков и, в частности, является одним из эффективных методов, использование которого оказывает положительное влияние на обобщение и расширение словарного запаса воспитанников с речевыми нарушениями.

В разных странах используют игры с мячом как один из доступных и простых методов коррекции различных нарушений. И поскольку игра является ведущим видом деятельности школьников, в коррекционно-логопедической работе обучение с использованием мяча становится увлекательным и помогает ребенку, играя, самореабилитироваться, самовыразиться, самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи.

Упражнения с мячом, направленные на обобщение расширение словарного запаса воспитанников.

  • Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих понятий.

Игра «Мяч передай и слова называй»

Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч первому ребенку. Ребенок ловит мяч и передает следующему, при этом называет слова, относящиеся к этому понятию.

Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец…

Игра «Мяч поймай – не поймай»

Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку, при этом называет слова, относящиеся или не относящиеся к этому понятию. Ребенок ловит мяч только на правильное слово.

Ягоды – малина, голубика, береза, клубника.

Игра «Назови одним словом»

Взрослый называет видовое понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч, называет обобщающее слово, относящееся к видовому понятию.

Огурец, помидор, репа – овощи. 

  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Игра «Назови ласково»

Взрослый называет слово – имя существительное в единственном числе, при этом бросает мяч каждому ребенку. Ребенок ловит мяч и возвращает его, называя уменьшительно-ласкательную форму этого слова в единственном числе или в единственном и множественном числе.

(Тема «Зима».)

Зима – зимушка.

Снег – снежок.

Санки - …

Снежинка - …

(Тема «Игрушки».)

Кукла – куколка. 

Мяч - …

Вертолет - …

  • Закрепление умений в образовании частей речи множественного числа.

Игра «Один – много» (образование множественного числа существительного в родительном падеже).

Взрослый бросает мяч, при этом называет слово – имя существительное в именительном падеже, единственном числе. Ребенок ловит мяч и возвращает его взрослому, при этом называет это слово в измененной форме множественного числа.

(Тема «Осень».)

Лист – много листьев.

Зонт - …

Игра «Скажи правильно» (образование множественного числа глаголов, прилагательных и существительных).

Взрослый бросает мяч ребенку и произносит предложение. Ребенок ловит мяч и, возвращая его, строит предложение так, чтобы получилось множественное число.

Наступил весенний день – Наступили весенние дни. 

По дороге идет девочка – По дороге идут девочки. 

  • Формирование навыка словообразования.

Игра «Кто что делает?»

Взрослый бросает мяч, задает вопрос. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос.

На тракторе работает… - тракторист.

На кране работает…

Сады разводит…

Шьет…

Поет…

  • Обогащение глагольного словаря

Игра «Скажи, кто?»

Взрослый называет слово-действие. Ребенок ловит мяч и возвращает его, называя животное, которое соотносится с заданным словом-действием.

Летают… (птицы, бабочки, мухи, жуки…).

Плавают… (рыбы, дельфины, киты…).

  • Образование относительных прилагательных.

Игра «Какой пирог?» / «Какое варенье?»

Взрослый бросает мяч и задает вопрос. Ребенок ловит мяч и кидает обратно, при этом отвечает на вопрос.

Как называется пирог из яблок – Яблочный.

Как называется сок из персиков?

Как называется варенье из вишни? – Вишневое.

Как называется варенье из груш?

  • Расширение словаря и развитие слуховой памяти.

Игра «Передай другому и скажи»

Взрослый начинает игру, произнося предложение, например, «Я собрал(а) в огороде…огурцы», кидает мяч ребенку. Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет слово – название овоща: «Я собрал(а) в огороде огурцы и помидоры».

  • Расширение словаря, закрепление представлений о предметах.

Игра «Угадай по описанию».

Взрослый кидает мяч, при этом называет признаки предметов: «Красный, круглый, сладкий, растет на грядке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему "Коррекционная работа с детьми"

Консультация лля воспитателей "Коррецияонная работа с детьми" ( дети с ослабленным зрение)...

Консультация для воспитателей на тему: "Коррекционно-развивающие занятия с применением технологии биоэнергопластики для формирования мелкой моторной деятельности и артикуляционного праксиса у детей с различными нарушениями речи"

   Ежедневные занятия  артикуляционной гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных у...

Консультация для воспитателей на тему: «Речевые игры с мячом для детей дошкольного возраста»

Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инст...

Консультация для воспитателей на тему: «Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с нарушениями речи»

Основной контингент дошкольников в группах с нарушениями речи – это дети, имеющие речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются поздне...

Консультация для воспитателей на тему: «В игры играем – память развиваем»

Консультация для воспитателей на тему: «В игры играем – память развиваем»Подготовил воспитатель Шиянова Т.А.Дошкольный возраст – это период наиболее стремительного развития чел...