Консультация для воспитателей на тему «Коррекционные игры с мячом»
консультация по коррекционной педагогике
У воспитанников ДОУ с нарушениями речевого развития отмечается ограниченность словарного запаса. При этом понимание речи окружающих приближается к нормальным показателям, тогда как собственная речь представлена ограниченным кругом слов. Поэтому в непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, работа по коррекции словарного запаса является необходимой.
Опыт работы педагогов-логопедов показал, что хорошим инструментом в этом может стать обычный мяч, с помощью которого можно решить множество проблем. Так, игры и упражнения с мячом помогают решать психологические проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_temu.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад «Журавушка» села Бижбуляк муниципального района
Бижбулякский район Республики Башкортостан
Консультация для воспитателей на тему
«Коррекционные игры с мячом»
Мой веселый звонкий мяч
Восприятие детьми окружающего мира и их предметной деятельности напрямую зависит от успешного речевого развития. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Развиваются его мышление, внимание, восприятие. Однако трудно представить, как бы этот процесс развития шел, не будь общения. Ребенок с хорошо развитой речью легко общается с окружающими, без проблем вступает в диалог, отвечает на вопросы взрослого, свободно чувствует себя в играх со сверстниками. Однако проблема различных нарушений речи замедляет этот процесс. У детей с речевыми затруднениями страдает прежде всего их личностное развитие, они становятся замкнутыми, неуверенными в себе, раздражительными, что в дальнейшем накладывает отпечаток на обучении в школе.
Качество и количество знаний дошкольников о родном слове и речи в целом зависят от того, насколько интересным и полноценным является общение ребенка и взрослого – родителя или педагога. Грамотная речь, которую ребенок слышит вокруг, формирует и обогащает его внутренний мир новыми словами, расширяет его возможности общения с окружающими.
Развитый словарный запас дошколят принесет плоды радости и удовлетворения стройностью речевых оборотов, их точностью и образностью как самим детям, так и их родителям.
Слово является самой важной единицей языка, выражающей понятие. Оно несет смысловую нагрузку и существует лишь в определенном звуковом оформлении и грамматической форме. Поэтому усвоение ребенком нового слова идет через закрепление за звуковой оболочкой слова его значения, а также вариантов грамматических изменений этого слова.
У воспитанников ДОУ с нарушениями речевого развития отмечается ограниченность словарного запаса. При этом понимание речи окружающих приближа0ется к нормальным показателям, тогда как собственная речь представлена ограниченным кругом слов. Поэтому в непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, работа по коррекции словарного запаса является необходимой.
Опыт работы педагогов-логопедов показал, что хорошим инструментом в этом может стать обычный мяч, с помощью которого можно решить множество проблем. Так, игры и упражнения с мячом помогают решать психологические проблемы:
- переключают ребенка от его речевых затруднений;
- мотивируют к общению;
- позволяют сделать разнообразными виды деятельности детей на логопедических занятиях.
Физические проблемы:
- позволяют сделать занятие с ребенком более разнообразными в движениях;
- активизируют работу и развивают общую и мелкую моторику;
- уточняют и регулируют силу движений;
- развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;
- развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов: легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Психические проблемы:
- развивают эмоционально-волевую сферу ребенка;
- активизируют процессы произвольного и непроизвольного мнения.
Речевые проблемы:
- помогают уточнять значения имеющихся слов;
- активизируют усвоение разных категорий (рода, числа, падежа) использования предлогов.
Это показывает, что коррекционная работа с помощью мяча создает необходимые предпосылки для положительного развития у детей правильных речевых навыков и, в частности, является одним из эффективных методов, использование которого оказывает положительное влияние на обобщение и расширение словарного запаса воспитанников с речевыми нарушениями.
В разных странах используют игры с мячом как один из доступных и простых методов коррекции различных нарушений. И поскольку игра является ведущим видом деятельности школьников, в коррекционно-логопедической работе обучение с использованием мяча становится увлекательным и помогает ребенку, играя, самореабилитироваться, самовыразиться, самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи.
Упражнения с мячом, направленные на обобщение расширение словарного запаса воспитанников.
- Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих понятий.
Игра «Мяч передай и слова называй»
Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч первому ребенку. Ребенок ловит мяч и передает следующему, при этом называет слова, относящиеся к этому понятию.
Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец…
Игра «Мяч поймай – не поймай»
Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку, при этом называет слова, относящиеся или не относящиеся к этому понятию. Ребенок ловит мяч только на правильное слово.
Ягоды – малина, голубика, береза, клубника.
Игра «Назови одним словом»
Взрослый называет видовое понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч, называет обобщающее слово, относящееся к видовому понятию.
Огурец, помидор, репа – овощи.
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Игра «Назови ласково»
Взрослый называет слово – имя существительное в единственном числе, при этом бросает мяч каждому ребенку. Ребенок ловит мяч и возвращает его, называя уменьшительно-ласкательную форму этого слова в единственном числе или в единственном и множественном числе.
(Тема «Зима».)
Зима – зимушка.
Снег – снежок.
Санки - …
Снежинка - …
(Тема «Игрушки».)
Кукла – куколка.
Мяч - …
Вертолет - …
- Закрепление умений в образовании частей речи множественного числа.
Игра «Один – много» (образование множественного числа существительного в родительном падеже).
Взрослый бросает мяч, при этом называет слово – имя существительное в именительном падеже, единственном числе. Ребенок ловит мяч и возвращает его взрослому, при этом называет это слово в измененной форме множественного числа.
(Тема «Осень».)
Лист – много листьев.
Зонт - …
Игра «Скажи правильно» (образование множественного числа глаголов, прилагательных и существительных).
Взрослый бросает мяч ребенку и произносит предложение. Ребенок ловит мяч и, возвращая его, строит предложение так, чтобы получилось множественное число.
Наступил весенний день – Наступили весенние дни.
По дороге идет девочка – По дороге идут девочки.
- Формирование навыка словообразования.
Игра «Кто что делает?»
Взрослый бросает мяч, задает вопрос. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос.
На тракторе работает… - тракторист.
На кране работает…
Сады разводит…
Шьет…
Поет…
- Обогащение глагольного словаря
Игра «Скажи, кто?»
Взрослый называет слово-действие. Ребенок ловит мяч и возвращает его, называя животное, которое соотносится с заданным словом-действием.
Летают… (птицы, бабочки, мухи, жуки…).
Плавают… (рыбы, дельфины, киты…).
- Образование относительных прилагательных.
Игра «Какой пирог?» / «Какое варенье?»
Взрослый бросает мяч и задает вопрос. Ребенок ловит мяч и кидает обратно, при этом отвечает на вопрос.
Как называется пирог из яблок – Яблочный.
Как называется сок из персиков?
Как называется варенье из вишни? – Вишневое.
Как называется варенье из груш?
- Расширение словаря и развитие слуховой памяти.
Игра «Передай другому и скажи»
Взрослый начинает игру, произнося предложение, например, «Я собрал(а) в огороде…огурцы», кидает мяч ребенку. Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет слово – название овоща: «Я собрал(а) в огороде огурцы и помидоры».
- Расширение словаря, закрепление представлений о предметах.
Игра «Угадай по описанию».
Взрослый кидает мяч, при этом называет признаки предметов: «Красный, круглый, сладкий, растет на грядке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему "Коррекционно-развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста"
Консультация для воспитателей....
Консультация для воспитателей на тему "Коррекционная работа с детьми"
Консультация лля воспитателей "Коррецияонная работа с детьми" ( дети с ослабленным зрение)...
Консультация для воспитателей на тему: "Коррекционно-развивающие занятия с применением технологии биоэнергопластики для формирования мелкой моторной деятельности и артикуляционного праксиса у детей с различными нарушениями речи"
Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных у...
Консультация для воспитателей на тему: «Речевые игры с мячом для детей дошкольного возраста»
Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инст...
Консультация для воспитателей на тему: «Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с нарушениями речи»
Основной контингент дошкольников в группах с нарушениями речи – это дети, имеющие речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются поздне...
Консультация для воспитателей на тему: «В игры играем – память развиваем»
Консультация для воспитателей на тему: «В игры играем – память развиваем»Подготовил воспитатель Шиянова Т.А.Дошкольный возраст – это период наиболее стремительного развития чел...