Главные вкладки

    Консультация для воспитателей на тему "Коррекционно-развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста"
    консультация (младшая группа) по теме

    Халиуллина Альфина Музавитовна

    Консультация для воспитателей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 1.doc32.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Прежде всего, следует назвать различия в условиях жизни и воспитания детей. Ведь именно условия жизни и воспитания определяют развитие ребенка и являются его ведущими силами.

    Не следует вместе   с тем забывать, что на поведение и развитие маленького ребенка накладывает отпечаток и состояние его здоровья. Ослабленный болезненный  ребенок может быть капризным, раздражительным или, напротив, вялым , быстро утомляется . Он может отстать в физическом развитии, иметь   меньшие показатели и по росту и весу, развитию движений . Все это с особой очевидностью проявляется в первые же дни посещения детского сада.

    Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.

    На поведение детей накладывают отпечаток и особенности нервной системы, ее тип: сила, подвижность, уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения. Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают все режимные процессы, активно в них участвуют. Если содержание общения, возникшего в новых условиях, их удовлетворяет, они привыкают довольно легко и быстро.

    Дети, отличающиеся   легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то другой. Длительных игр они не развертывают, предпочтение отдают шумным играм. Обращаться с ними следует очень ровно, спокойно, не допускать перевозбуждения их нервной системы.

    В противоположность легковозбудимым есть и такие дети, которые отличаются спокойным, несколько медлительным, даже инертным поведением. Они очень неактивно выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися. Однако свойственная им заторможенность может в этот период усилиться. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии движении, в освоении окружающего, в овладении умениями и навыками. Они предпочитают играть подальше от детей, боятся их приближения.

    Важно помочь этим детям освоиться в новой обстановке. При этом нельзя раздражаться по поводу их медлительности. Надо настойчиво и спокойно учить их действиям с предметами и игрушками, терпеливо закреплять приобретенные навыки и формировать новые. В первые дни не рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками, так как им требуется длительное время для освоения нового, для знакомства с окружающим. Нетерпеливый подход к ребенку сможет привести к осложнениям в его поведении, к затруднениям в адаптации.

    Особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Они очень болезненно переносят любые перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они и не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. При этом рекомендуется постоянно поощрять и подбадривать детей, помогать им в освоении нового.

    Безусловно, не всегда тип нервной системы проявляется отчетливо. Один и тот же малыш в разных ситуациях может повести себя по-разному, особенно в период адаптации. Даже спокойный и общительный ребенок при расставании с близкими начинает плакать и просится домой, нелегко привыкает к новым требованиям, расстается с некоторыми сложившимися привычками.

    Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек так же приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Если не знает, как мыть руки в новой

    обстановке- плачет; не знает , где взять игрушку- плачет; не привык спать без укачивания - плачет; привык, чтобы ему завязывали шарф спереди, а в садике ему завязали сзади- плачет и т.д. Поэтому так важно знать привычки ребенка.

    Так, у уравновешенных и легковозбудимых детей привычки восстанавливаются и образуются быстрее и легче, чем у детей медлительных. Одному ребенку для освоения какого-то нового действия в новых условиях требуется один- два дня, другому -неделя. Одному достаточно однократного показа действия, другому необходимо многократное повторение. Образование привычек затрудняется при отрицательном эмоциональном состоянии, которое овладевает ребенком при расставании с близкими. В домашних условиях ребенок привыкает к характеру применяемых педагогических воздействий, выраженных не только спокойным ровным тоном, но и тоне строгой требовательности. Тем не менее, строгий тон может вызвать испуг. И наоборот, ребенок, привыкший к громким раздраженным указаниям матери не всегда выполнит тихие, спокойные указания воспитателя.

    Особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинством обращаются к воспитателю, к няне, чтобы узнать о чем-нибудь, обратить внимание взрослого на свою одежду, достижения в игре и т.п., спокойно отдают игрушку или берут протянутую другим ребенком куклу. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в контакт.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка на тему: «Влияние развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста».

    Различные способы для развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста представлены в моей методической разработке....

    Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста

    Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохра...

    Коррекционно-развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста.

    Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому развитие  моторики детских пальчиков  является ...

    Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста. Круглый стол с родителями.

    laquo;Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кончиках пальцев»     ...