"Влияние мелкой и общей моторики на речь детей дошкольного возраста".
консультация (младшая группа) на тему

Голдина Елена Григрьевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx119.79 КБ

Предварительный просмотр:

                            Консультация для родителей.

      «Влияние мелкой и общей моторики на речь детей дошкольного возраста».  

                          МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 95».

                                           Воспитатель 1КК Голдина Елена Григорьевна

http://primdou-8.spb.ru/public/users/994/img/081120152318.JPG

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики

Вы когда-нибудь задумывались, почему не находя подходящего слова, мы начинаем помогать себе жестами? А ребенок, увлекшись рисованием или письмом, непроизвольно высовывает язык?

Дело в том, что мелкая моторика и речь связаны между собой исторически и физиологически.

Во все времена люди постоянно использовали жесты при общении, которые часто сопровождались эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями. Речь находится в постоянной связке с активной жестикуляцией. Именно поэтому в коре головного мозга области, отвечающие за речь и действия руки, находятся по соседству.

Когда в деятельности человека задействованы тонкие движения кисти и пальцев, активизируется не только зона мелкой моторики, но еще и речи.

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни. Лечили, учили и учились. По рукам судили о здоровье, о положении человека, его силе, энергичности, профессии, о характере, темпераменте. Не случайно в языке так много выражений связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», « Рукой подать», «Как рукой сняло». По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её « святая святых» — мозга. Даже психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности: общей двигательной и ручной. Движение пальцев и кистей рук имеют и особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка. А речь, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь — основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка. Люди давно догадались о взаимосвязи мелкой моторики и речи. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Существуют методы «пробуждения» речи через развитие ладошек и пальчиков у детей с помощью подручных средств (грецких орехов, металлических шариков и так далее). Как правило, дети с хорошо развитой моторикой рук умеют логично рассуждать, имеют обширный словарный запас, отличную память и более общительны. Есть такой метод определения речевого развития ребенка: надо попросить малыша показать один, два и три пальчика (при этом сначала показать самому, как это сделать). Дети, которым легко удаются изолированные движения пальчиков, уже умеют хорошо говорить. Если пальчики не слушаются, поднимаются все вместе или совсем вялые, речь следует развивать интенсивнее. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения  «Сорока – белобока кашку варила...». Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи. Во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

 Игры:

— «Золушка» (дети перебирают горох и фасоль в разные тарелки);

— « Угадай на ощупь» (различные овощи и фрукты в мешочке);

— «Из чего предмет» (определи материал предмета);

— « Найди такой же»;

— «Чудесный мешочек»;

— « Строим забор» (игры со счётными палочками);

— «Покатай, покатай» — катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками;

 «Шнуровки».

Рисование на песке.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятного влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Усложнение должно происходить постепенно.

Игры с пальчиками:

— Запускать пальцами мелкие волчки.

— Разминать пальцами пластилин, глину.

— Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

— Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу. Сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.

— Показать отдельно только один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

— Показать отдельно только один палец — большой.

— Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

.— Кистями рук делать «фонарики»

— Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.

— Собирать все пальчики в щепотку ( пальцы собрались вместе, разбежались).

— Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

— Наматывать тонкую проволоку на катушку, на собственный палец получается колечко или спираль.

— Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

— Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

— Закручивать шурупы, гайки.

 Игры с конструктором.

— Складывание матрешек.

— Игра с вкладышами

— Рисование в воздухе.

 Игры водой.

— Мять руками поролоновые шарики, губку.

— Рисовать, раскрашивать, штриховать.

— Резать ножницами.

— Рисовать различными материалами. (Ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем). К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок — полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» – это инсценировка сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Необходимым условием работы является — доброжелательная, эмоционально-насыщенная атмосфера совместного творчества детей и взрослых. Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста.

В  моей  работе представлена как теория, так и практические занятия, игры. В своей работе,я отразила,необходимость использовать пальчиковые игры и упражнения в повседневной деятельности. Что...

Коррекционно-развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста.

Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому развитие  моторики детских пальчиков  является ...

Профилактические коррекционные занятия по развитию мелкой и общей моторики рук у детей дошкольного возраста

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе я, конечно, используют накопленный опыт по данному направлени...

Консультация: "Влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста"

Тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она  способствует улучшению артикулляционных движений....