Коррекционно-развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста.
статья по развитию речи на тему

Николаева Маргарита Леонидовна

Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому развитие  моторики детских пальчиков  является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Кроме того, развитие мелкой моторики  поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста.

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем причина задержки речи?

Около ста лет назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями высшей нервной деятельности ребёнка Института физиологии детей и подростков АНН СССР.

 Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому развитие  моторики детских пальчиков  является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Кроме того, развитие мелкой моторики  поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.

Свою работу по развитию мелкой моторики мы начали с детьми раннего возраста (от 2 до 3 лет). В начале года в группу приходят дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Этих ребятишек отличает общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказывается трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряженные, темп даже самых легких упражнений замедленный. Для определения уровня развития мелкой моторики у детей был проведен мониторинг кинетического и кинестетического праксиса на момент поступления в ДОУ. На основании данного мониторинга было составлено перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики. В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей (игры «Шнуровки», «Пазлы», «Застежки», «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и многое другое). В течение года содержание этой полочки меняется, цели и задачи игр усложняются. Развивающую среду дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков», «Театр Петрушек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются.

В своей работе ставили и решали следующие задачи:

  • сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
  • сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время;
  • повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Работа по развитию мелкой моторики проводится в рамках игровых коррекционных занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям. На игровых занятиях по развитию мелкой моторики соблюдаются  основные педагогические принципы: последовательность, доступность, постепенное усложнение материала, наглядность и др. При организации игровых занятий по формированию навыков мелкой моторики используется интегративная форма, которая позволяет одновременно решать несколько дидактических задач: развитие мелкой моторики, речи и познавательных способностей.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Назовём те, которые мы используем в своей практике. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.

Работа по развитию движений пальцев и всей кисти рук мы проводим во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна. Упражнения подбираются так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

В своей работе я широко использовала фольклорные пальчиковые игры. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается  определенный темп речи, развивается речевой слух.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальце руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки; застегивание пуговки, кнопок, закрепление на липучках; наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки); игры с карандашами и крупой, «пальчиковый бассейн, работа с бумагой (складывание, обрывание). Хорошим средством для развития движений является игра «Пальчиковый театр».

Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыш овладевает двигательными умениями и навыками, у него развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Все эти упражнения играют положительную роль и в коррекционном обучении детей с нарушением речи.

К работе по развитию моторики я подключаю родителей. Многие мамы, бабушки лишают малышей возможности проявлять самостоятельность даже в застегивании пуговиц, кнопок, молний, потому что торопятся или считают своих детей слишком маленькими.

Советуем родителям учить ребенка манипулировать предметами – среди его игрушек обязательно добыть различные пирамидки, матрешки, строительный материал, машинки, конструкторы.

Наверняка ребенку нравится копаться в земле, в песке.  Следует поощрять его строить башню крепости из песка, возводить снежные городки. Где бы не находились: в саду, во дворе или на берегу водоема, предоставьте даже совсем маленькому возможность ближе познакомится с песком, глиной, водой. Ребенок должен научиться различать «строительный материал» на ощупь. Надо играть с ним и тренировать его: поместить отдельные коробочки (или мешочки) мелкий речной песок. Гальку, глину, щебенку, ракушки и попросите малыша закрыть глаза, потрогать ладошкой содержимое коробки и отгадать, что там лежит. Пусть попробует описать свои ощущения, скажет, на что похоже то, что он трогает, видит.

Зимой под рукой другой материал – снег. Перед ребенком открывается прекрасная возможность для снеговиков, метания снежков, постройки горок. Нужно учить его работать лопаткой: разгребать снег, сгребать его в кучу, расчищать дорожки, ровнять горку и т.д. К тому же на снегу, как и на песке, можно рисовать и писать.

Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движения детей положительно влияет на формирование познавательных процессов, восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а так же на развитее речи и готовит к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

 

Литература:

1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. - М.,1992.

2. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста. Автореферат.- М.,1975

3. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. - М.,1992.

4. Антакова - Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД). - М., 1974.

5. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., 2000 г.

6/Сенсорное воспитание в детском саду. /Под.ред. Н.П. Сеулиной и Н.Н. Поддъякова. -   М., 1969.

7. Ткаченко Т.А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М.: «ЭКСМО», 2010. 39. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику», М.:«ЭКСМО»,2007.

8. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.,1998.     9. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму.- Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 1999.

10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. // Дефектология. — 1985. — № 4.

 11. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт- Петербург: «Лань», 1996.

 12. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Влияние развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста».

Различные способы для развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста представлены в моей методической разработке....

Консультация: "Влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста"

Тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она  способствует улучшению артикулляционных движений....