Консультация для родителей: "Зачем ребенку с нарушением слуха использовать устно - дактильную речь?"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Родионова Мария Юрьевна

В данной консультации разьяснены особенности применения дактилологии и роль устно - дактильной речи в обучении детей со слуховой депривацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Тема: «Зачем ребенку с нарушением слуха

использовать устно - дактильную речь?».

          Дактилология (от греч. daktylos — палец, logos — слово) — дактильная речь, ручная азбука, служит для замены устной речи при общении   людей с нарушениями слуха между собой. Дактильные знаки заменяют буквы, поэтому в дактилологии столько знаков, сколько букв в алфавите данного языка. Обычно дактильные знаки изображаются пальцами одной руки, но в некоторых странах, например в Англии, Австралии, применяется и двуручная дактильная азбука. Дактилология используется в первоначальном периоде обучения  детей с нарушениями слуха.

В обучении неслышащих детей дактильная речь неотрывна от устной. Это называется           устно – дактильное проговаривание.

              Действующая в нашей стране система обучения   детей  с нарушениями слуха получила название коммуникационной. При коммуникационной системе дети овладевают языком непосредственно в процессе общения. С.А. Зыков (1977), разработавший теоретические основы коммуникационной системы, выдвигал  дактильную речь (устно - дактильную) как исходную в процессе обучения языку.

Аргументы С.А. Зыкова в пользу применения дактильной речи и устно – дактильного проговаривания:
1.        Дактильная речь легко воспринимается, ребенок видит каждый элемент слова.
2.        Она полностью контролируется самим говорящим. Ребенок  может проверить себя, сопоставляя свою речь со словом, данным учителем.

3.        При дактилировании формируются пальцевые кинестезии (мышечное чувство руки), благодаря которым структура слова запоминается быстрее и прочнее.
4.        Между пальцевыми кинестезиями и кинестезиями артикуляционного аппарата (мышечное чувство артикуляционного аппарата) устанавливаются прочные нейродинамические связи, благодаря которым дактильная речь становится опорой для устной речи.

5.        Устно – дактильная речь помогает овладевать членораздельной речью: ее грамматическим строем, словарным составом.

6.        Эта форма речи обеспечивает  ребенку на ранних этапах словесное общение, вытесняя жестовую речь.

            Исходная форма речи — дактильная (устно - дактильная) наиболее точно отвечает задачам начального этапа обучения. На этом этапе взрослый обращается с детьми устно-дактильно, используя также таблички с написанными словами, т. е. письменную речь. Дети воспринимают весь материал слухо-зрительно, их собственная речь в это время — устно-дактильное проговаривание. Обучение дактильной и устной формам речи осуществляется параллельно. Постепенно, к старшему дошкольному возрасту,  дети учатся понимать устную речь без дактилирования. При этом, новый материал сообщается устно-дактильно, затем те же высказывания произносятся только устно.

            В дальнейшем, в старшем дошкольном возрасте, дактилированием сопровождаются преимущественно слова и фразы, еще недостаточно отработанные в устной речи, трудные для восприятия. Педагогу  предлагается использовать дактильную речь в тех случаях, когда дети не поняли его дважды повторенного высказывания.

          В школе дактилология тоже используется, но как вспомогательное средство педагогического процесса. В такой роли дактильная речь выступает и дальше, вплоть до окончания учащимися школы. Общаясь с учащимися устно (и в классе, и во внеклассное время), педагог привлекает дактильную речь главным образом тогда, когда они затрудняются в слухо-зрительном восприятии его сообщения, реплики и т. д. Предусматривается, что ученики тоже могут в ряде случаев прибегать к дактильной речи, например если это облегчает им воспроизведение звуко-буквенной структуры каких-либо сложных и редко употребляемых ими слов, облегчая товарищам понимание ответа у доски и т. д. Однако главным средством общения учащихся должна быть устная речь.

Рекомендуемая литература.


1. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

2. Леонгард Э.И. Ранняя слухоречевая реабилитация детей с нарушениями слуха — основа их полноценного включения в общество слышащих // Проблемы младенчества. — М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Зачем рассказывать ребенку сказки"

Ребенок, которому регулярно читают сказки,вырастает более эмоционально и всесторонне развитым....

Консультация для родителей "Зачем вашему ребенку нужна музыка"

Данная консультация позволит более широко узнать отом, почему детям дошкольного возраста необходимо заниматься музыкой, что это дает....

Консультация для родителей "Зачем лечить ребенка у невролога?"

Рекомендации для родителей о важности лечения у невролога в дошкольном возрасте....

Консультация для родителей "ЗАЧЕМ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ МУЗЫКА"

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Речь, координация движений, концентрация внимания, способность...

Консультация для родителей «Воспитание ребенка с нарушением слуха в семье»

Родители, имеющие детей с нарушениями слуха, не всегда чувствуют себя уверенными воспитывая ребенка. Убедившись в том, что ребенок не слышит или очень плохо слышит, родители перестают с ним общаться р...

Консультация для родителей «Воспитание ребенка с нарушением слуха»

Консультация для родителей:«Воспитание ребенка с нарушением слуха»...