Консультация для родителей «Воспитание ребенка с нарушением слуха»
консультация (средняя группа)

Консультация для родителей:

«Воспитание ребенка с нарушением слуха»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_rebenka_s_narusheniem_sluha.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Воспитание ребенка с нарушением слуха»

Действительно, многие глухие дети выглядят более непоседливыми, упрямыми. Это связано с тем, что они не слышат речи взрослого, которая помогает им понять, что можно, а что нельзя, научиться искать оценку взрослых своим действиям. Если слышащий малыш, заинтересовавшись чем-то, попросит маму показать и объяснить «что это?», то глухой ребенок будет стараться сразу потрогать предмет. Он не понимает объяснений словами. Если родители не понимают этого и все время оттаскивают его от разных интересных вещей, то любознательный малыш будет проявлять упрямство. Глухой малыш чаще боится, потому что не слышит речи других людей и не понимает, что происходит. А его истерики возникают нередко потому, что он не понимает, за что его наказывают. Многих конфликтных ситуаций можно избежать если уметь правильно общаться с ребенком, учитывая его особенности.

Вот несколько советов по воспитанию малышей с нарушенным слухом:  

1.      Справляемся со сверхактивностью

  • Учите малыша понимать простые фразы и требования слухозрительно в сопровождении с жестом. Используйте выразительные мимику, голос, жесты,поощряя правильные («Молодец», «Хорошо», «Красиво») и осуждая неправильные действия ребенка («Ай-яяй», «Нельзя»). Чем быстрее малыш начнет понимать мимику, речь слухозрительно и на слух, тем меньше он будет нуждаться в непрерывных действиях, чтобы знакомиться с окружающими предметами и общаться с людьми.
  • Регулируйте режим дня и тщательно его придерживайтесь. Распорядок, повторяясь день за днем, помогает ребенку понять, что происходит и что ему нужно делать в определенное время. Это уменьшает его беспокойство.
  • Используйте двигательную активность в «мирных» целях. Например, ребенок не хочет убирать игрушки — сделайте из этого соревнование «Кто быстрее и больше уберет игрушек».
  • Играйте с ребенком в подвижные игры. Особенно хорош гимнастический комплекс — шведская стенка, качели и пр. Это позволит малышу использовать энергию для развития крупной моторики, координации движений, что ему так необходимо.

Если все это не помогает, проконсультируйтесь с неврологом — повышенная двигательная расторможенность может быть следствием нарушений нервной системы (органического поражения мозга, минимальной мозговой дисфункции). Возможно, ребенок нуждается в неврологическом лечении.  

2.      Приучайте ребенка  к порядку и дисциплине

  • Соблюдайте строгий режим дня. Режим помогает ребенку понять, что ему нужно делать в определенное время. Ребенок чувствует себя увереннее, более послушен.
  • Постоянным должно быть и ваше хорошее и спокойное отношение к ребенку — он должен быть уверен в вашей любви.

3.      Что делать с агрессивностью, упрямством, истериками

Прежде всего, надо подумать о возможной причине и попытаться ее устранить. Причиной агрессивности у малыша может быть ревность по отношению к брату или сестре, ему кажется, что родители любят и обращают на них больше внимания.

В более старшем возрасте ревность возникает потому, что брат слышит, а он нет, и значит, брату легче общаться с родителями. Не сравнивайте их друг с другом в отрицательном тоне («он хороший, а ты ведешь себя плохо»).

Старший, слышащий ребенок тоже может ревновать — ему кажется, что они только и занимаются малышом, а о нем забыли. Очень важно привлечь старшего ребенка к занятиям и заботе о малыше и не забывать о проявлении любви к старшему ребенку. Агрессивность может быть также способом привлечения внимания, если малыш чувствует, что родители его отвергают или не обращают внимания. Некоторые дети проявляют агрессию (могут ударить, укусить человека, бросить в него что-либо, бросить игрушку на пол и т. п.), если им что-то или кто-то не нравится.

Никогда не реагируйте смехом на агрессивное поведение ребенка по отношению к другим людям, животным или игрушкам, хотя иногда внешне эта ситуация может выглядеть немного комичной. Ребенок воспринимает ваш смех как одобрение, и его агрессивное поведение будет повторяться. А оно очень опасно и для самого ребенка, и по отношению к другим детям. Такого ребенка вы не сможете оставить играть с другими детьми — он может нанести им повреждение или вызвать агрессию по отношению к себе.

Но если истерик много, то часто это результат многочисленных запретов и осознания ребенком, что с помощью истерики он получает все, что хочет..

Старайтесь избегать возникновения истерик:

  • будьте последовательны в своих требованиях. Помните: запретов должно быть немного, но ребенок должен знать, что это не разрешают ВСЕ взрослые; 
  • отказывайте ребенку спокойно, мягко, терпеливо; 
  • когда что-то забираете у малыша, давайте ему что-то взамен; 
  • не ожидайте, что он должен вам подчиняться, поэтому всегда, когда ребенок хорошо себя ведет, хвалите его. В этом случае ребенок запоминает, какое его поведение вызывает одобрение родителей, и будет стараться вести себя так же, чтобы получить похвалу; 

Первые истерики возникают дома, потому что ребенок проводит там большую часть времени, поэтому если вы справитесь с первой истерикой, то избежите ее повторения в общественном месте. Ведите себя с ребенком разумно с самого начала — и вы предотвратите формирование у него такого поведения.

Помните: истерики и капризы ребенка вредны для его здоровья и развития. Если ребенок уже большой, а вы не боролись с таким поведением с самого начала, следуйте этим советам, но вам понадобится больше времени.

4.       Надо ли наказывать малыша?

  • Сначала попробуйте устранить причины плохого поведения в соответствии с советами 1, 2, 3. В большинстве случаев их соблюдение значительно уменьшает проблемы с поведением ребенка.
  • Наказывайте как можно реже. До 2 лет наказывать бесполезно. До 3 лет физические наказания недопустимы.
  • Причина наказания должна быть понятна ребенку.

Чаще всего после адекватного слухопротезирования или кохлеарной имплантации, когда ребенок научается слышать и понимать окружающих, даже самые трудные дети становятся более послушными, у них исчезает агрессивность, страхи, а при правильном поведении родителей у ребенка проходят истерики и капризы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Воспитание детей с нарушенным слухом в семье».

В консультации для родителей указано, как можно своевременно оказать помощь в слухоречевом развитии ребенку с нарушенным слухом....

Консультация для родителей «Воспитание ребенка с нарушением слуха в семье»

Родители, имеющие детей с нарушениями слуха, не всегда чувствуют себя уверенными воспитывая ребенка. Убедившись в том, что ребенок не слышит или очень плохо слышит, родители перестают с ним общаться р...

Консультация для родителей "Воспитание детей с нарушенным слухом в семье"

Консультация для родителей "Воспитание детей с нарушенным слухом в семье"...

Консультация для родителей "Воспитание ребенка с нарушениями речи"

Консультация для родителей "Воспитание ребенка с нарушениями речи"...

Консультация: «Роль родителей в воспитании ребенка с нарушением слуха»

Консультация: «Роль родителей в воспитании ребенка с нарушением слуха»...

Консультация для родителей: "Зачем ребенку с нарушением слуха использовать устно - дактильную речь?"

В данной консультации разьяснены особенности применения дактилологии и роль устно - дактильной речи в обучении детей со слуховой депривацией....