Ребенок с нарушением слуха в общеобразовательной школе
статья по коррекционной педагогике

Родионова Мария Юрьевна

В данной статье отражены положительные и отрецательные моменты обучения ребенка с нарушением слуха в общнобразовательной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

М.Ю. Родионова

учитель – дефектолог,  сурдопедагог

Государственное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27  компенсирующего вида
Московского района  Санкт - Петербурга «Надежда»

Дети с нарушением слуха – это дети, которые входят в категорию лиц с ОВЗ,  имеющие дефекты развития слухо – речевой зоны, не позволяющие им овладеть речью как средством  общения и познания окружающего мира в полной объеме без специальной коррекционной помощи [2].

Классификация нарушений слуха основана на разных критериях повреждения механизма преобразования звуковых  сигналов в слуховой системе. В ней выделяют: кондуктивную тугоухость  – нарушение механизма звукопроведения; сенсоневральную  тугоухость – нарушение механизма звуковосприятия и слуховую нейропатию – резкое нарушение восприятия (разборчивости) речи, особенно в шумных условиях[2].  Для определения степени потери слуха проводят специальное аудиологическое обследование.  По данной таблице, можно определить степень нарушения слуха [7]:

Степень потери слуха

Средние пороги слуха

в дБ

Восприятие  

разговорной речи

Тугоухость 1 степени

20-40

6 - 7м

Тугоухость  2 степени

41-55

3м - у уха

Тугоухость  3 степени

56-70

Громкая речь у уха

Тугоухость  4 степени

71-90

Крик у уха

Глухота

свыше 91

0

Детям с 4 степенью сенсоневральной тугоухости специалисты предлагают операцию по вживлению кохлеарного импланта (КИ).

В структуре  дефекта нарушения слуха определяют первичные и вторичные нарушения. Первичным нарушением слуха можно считать  тугоухость или глухоту, а  последующие (вторичные нарушения) – это отсутствие речи или ее глубокое недоразвитие, что приводит к  нарушению всех психических процессов: внимания, памяти, мышления и других  компонентов личностного развития.

Происходит это за счет того, что несвоевременное и неполное формирование речи, отсутствие общения в достаточном объеме и естественной речевой форме тормозит овладение свойственными возрасту видами практической деятельности.  В структуре речевой деятельности и приобретаемой  языковой системы длительное время сохраняются специфические отклонения: фонетические дефекты, обедненный словарный запас, аграмматизмы,  низкий уровень языковых обобщений и др.

После завершения обучения ребенка  в дошкольном учреждении перед родителями воспитанников остро встает вопрос выбора дальнейшего пути. Все чаще, этот выбор падает на общеобразовательные школы.

Бесспорно, что ребенок с нормой развития и ребенок с ОВЗ развиваются по единым законам. Однако педагогам, которые обучают детей в общеобразовательных школах, следует помнить, что у детей с потерей слуха школьного и дошкольного возраста:

 - мышление длительное время продолжает оставаться на ступени наглядно – действенного,  а затем наглядно – образного, когда  дети мыслят не словами, а образами, картинками. В формировании словесно – логического мышления они отстают от слышащих сверстников, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности. Только к 10 – 11  годам уровень наглядного мышления приближается к уровню слышащих детей;

- память  отличается кратковременностью и имеет свои особенности. Прежде всего, дети с нарушением слуха усваивают существительные, имеющие прямую предметную отнесенность. Сложнее запоминаются глаголы и прилагательные. Плохо слышащие школьники затрудняются в передаче  содержания текста своими словами, стремятся к дословному воспроизведению. Это можно еще отнести на счет  неразвитого воображения;

- внимание  характеризуется  медленной переключаемостью.  Продуктивность внимания детей с нарушением слуха остается более низкой по сравнению со слышащими сверстниками [6].

При обучении слабослышащего ребенка в общеобразовательной школе необходимо учитывать  желание самого ребенка учиться и наличие у него определенных умений и навыков, которые включают в себя личностную,  интеллектуальную, мотивационную, эмоционально – волевую и коммуникативную готовность. Необходимым условием эффективного обучения ребенка является возможность организации специальной коррекционной помощи в условиях общеобразовательного учреждения:

- согласованная система работы педагогического персонала, включающего работу группы сопровождения (учителя – дефектолога, сурдопедагога, логопеда, врача, психолога и пр.);

- согласие образовательного учреждения принять на обучение ребенка  с нарушенным слухом;

- материально – техническое оснащение школы;

- обеспечение комфортного пребывания ребенка с нарушением слуха, воспитание толерантного отношения к нему со стороны окружающих;

- взаимосвязь педагога и родителей ребенка с ОВЗ,  реальные возможности семьи оказывать ребенку постоянную необходимую помощь.

Несмотря на созданные благоприятные условия для обучения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательной школе у него может возникать ряд личностных трудностей, о которых необходимо знать педагогам. Это может быть утрата лидерства, боязнь насмешек со стороны слышащих сверстников, неумение работать в большом коллективе,  недостаток речевой практики, задержка физического развития. К особенностям физического развития можно отнести двигательную расторможенность, чрезмерную возбудимость или, наоборот, малоподвижность, заторможенность.

Для преодоления  трудностей и обеспечения максимально эффективного обучения детей со слуховой депривацией, педагогам можно предложить ряд советов и рекомендаций.

Важно правильно определить место ребенка в классе – за первой или второй партой. Он   должен хорошо слышать и видеть все, что происходит в помещении. Если ребенок протезирован на одно ухо или носит КИ, необходимо посадить его так, чтобы ученик протезированным, или просто лучше слышащим, ухом находился ближе к учителю. 

Учитель должен пользоваться голосом разговорной громкости, говорить естественно, в спокойном темпе, четко артикулируя произносимый речевой материал. Это крайне важно, поскольку речь педагога является образцом для подражания. Кроме того, учитель должен уделять внимание коррекции грамматического строя речи ребенка с нарушенным слухом, исправлять его аграмматизмы.

Обязательным условием эффективности работы является тесная взаимосвязь педагога и врачей общеобразовательного учреждения, которые должны следить за изменениями в состоянии слуха ребенка,  направлять его на систематическую аудиологическую проверку.

Перед началом занятий педагогу необходимо поговорить с ребенком и убедиться, что тот его слышит.  Если ребенок не слышит обращенную  речь – заменить батарейку в индивидуальном слуховом аппарате или КИ. Детям с КИ, на второе ухо необходимо носить слуховой аппарат, чтобы он воспринимал речь бинаурально, т.е. как ребенок с нормой слуха.

Ребенок с нарушенным слухом должен активно участвовать в работе класса, но не задерживать темп ведения урока. Если ребенок затрудняется в ответе, следует дать ему время подумать, продолжая опрос детей, но затем вернуться к работе с учеником. Учитель должен контролировать работу такого ученика, выяснять, правильно ли он понял объяснения.  Оставленный без внимания даже небольшой пробел в знаниях приведет к непониманию последующих разделов учебного предмета. Поэтому школьников со сниженным слухом необходимо  контролировать на каждом занятии  в разных формах, например: «Повтори, что я сейчас сказала», «Что сказал Саша?», «Продолжи, пожалуйста», и т.п.  

Не рекомендуется предлагать слабослышащему ученику выполнять письменную самостоятельную работу в то время, когда класс работает устно.  Поскольку в этом случае ребенок «выпадает» из определенного вида работы и может даже не знать, чем занимались в это время одноклассники. Кроме того, ребенок не совершенствует своих умений и навыков в устной фронтальной работе, не закрепляет умения участвовать в диспутах и спорах. Но это очень индивидуально. Если учитель заметил, что ребенок стесняется, что он замкнулся, лучше дать ему письменную работу, но обязательно затем спросить устно.

Кроме того, учитель должен работать в тесном контакте с родителями, проводя опережающую подготовку  (предварительную разъяснительную работу) перед  уроками  чтения или математики (например, при решении задачи), т.к. ребенку сложно сразу включиться в работу. У него могут возникнуть  языковые проблемы (непонятные слова или грамматические конструкции),  проблемы в понимании смысла отдельных частей текста, диалогов, описания. Непонятные слова и выражения можно разобрать дома или перед началом урока.

Необходимо отметить, что зная особенности детей  с нарушением слуха и методику работы с ними, а так же, работая в тесном контакте с родителями и специалистами, можно инклюзивно обучать ребенка с ОВЗ в любом образовательном учреждении.

Литература

  1. Готовность слабослышащего ребенка к обучению в школе, М. Владос, 2000
  2. Л.А. Головчиц. Дошкольная сурдопедагогика, М. Владос, 2001
  3. И.В. Королева. Кохлеарная имплантация  и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых, СПб,  2000,
  4. Л.П. Назарова. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха, М. Владос, 2001
  5.  М.И. Никитина, Г.Н. Пенин, З.А. Пономарева. Воспитание младших школьников с нарушениями слуха, СПб сб. РГПУ им А.И. Герцена, 1996
  6. Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина. Учителю о детях с нарушениями слуха, М. Просвещение, 1975
  7. Т.В. Пелымская,  Н.Д. Шматко. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом, М. Владос, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи ребенка с нарушениями слуха в семье. Речевые игры.

Представлены рекомендации  и речевые игры по  развитию речи ребенка дошкольного возраста с нарушениями слуха  в семье....

Роль семьи в обучении и воспитании ребенка с нарушением слуха.

В консультации отмечается важность взаимодействия семьи и ДОУ, преемственность коррекционно-развивающего взаимодействия в семейном общении. Педагоги предлагают практические рекомендации и советы по ус...

Организация рабочего места ребенка с нарушением слуха

Консультация поможет Вам правильно организовать рабочее место ребенка с нарушением слуха во время образовательной деятельности....

Консультация для педагогов: "Организация рабочего места ребенка с нарушением слуха"

Консультация поможет Вам правильно организовать рабочее место ребенка с нарушением слуха....

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим для детей с нарушениями слуха подготовительной к школе группы. «Профессия - спортсмен».

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим  для детей с нарушениями слуха  подготовительной к школе группы.«Профессия - спортсмен»....

Особенности построения ИОМ ребенка с нарушением слуха в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности разработки ИОМ (индивидуалього образовательного маршрута) ребенка с нарушением слуха в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....