Индивидуальная программа для дошкольников с нарушением интеллекта
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Разработка индивидуального маршрута для воспитанников с нарушением интеллекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная адаптированная программа
коррекционно-развивающей работы с дошкольником                                  с нарушением интеллекта

ФИО ребенка, дата рождения


Результаты обследования: состояние ребенка характеризуется низкой работоспособностью, повышенной отвлекаемостью, бедностью эмоций и воли, отсутствием познавательного интереса, недостаточной сформированностью высших психических функций, мелкой и крупной моторики, нарушением социально-личностных и моторно-двигательных сфер

Основные направления коррекционно-развивающей работы

1. Ознакомление с окружающим миром

Задачи:
- развивать стремление действовать вместе со взрослым и сверстниками;
- вызвать интерес к разнообразию окружающего мира;

- формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;

- формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем

социальном окружении («я и взрослый», «я в семье», «я в детском саду»);

- учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);

- развивать восприятие сверстника как объекта взаимодействия на положительной эмоциональной основе;

- привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека,

учить выражать свои эмоции действием (жалеет – обнимает, гладит по голове,

радуется – хлопает в ладоши);

- формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых для жизни человека (мебель, посуда, одежда, обувь);

- формировать первоначальные представления о макросоциальном окружении (двор, магазин, деятельность людей, транспорт);

- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения

и практического экспериментирования;

- знакомить с назначением и способами использования бытовых предметов, орудий по подражанию действиям взрослого, по образцу его действий и по

словесной просьбе взрослого;

- формировать первичные представления о домашних и диких животных и

птицах, детенышах, внешнем виде и образе жизни;

- знакомить с праздниками (Новый год, день рождения, спортивный праздник).

2. Речевое развитие

Задачи:
- учить использовать невербальные и вербальные средства для привлечения внимания к собственным действиям и их результату;

- расширять понимание речи, закреплять понимания слов;

- накапливать пассивный словарь;

- воспитывать потребность в речевом общении;

- развивать понимание и выполнение одно и двухступенчатых инструкций;

- обучать пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы);

- создавать условия для пробуждения речевой активности детей в быту, в играх, в самообслуживании, на занятиях;

- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения.
3. Формирование элементарных математических представлений

Задачи:
- учить обыгрывать предметы, действовать с ними в процессе игр с математическим содержанием;

- учить действовать по подражанию, по образцу, по словесной инструкции, выполняя игровые упражнения с математическим содержанием;
- знакомить со способами проверки, используя приемы наложения и приложения для определения количества, величины, формы предметов, их объемных и плоскостных моделей;

- осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию);

- развивать зрительно-двигательную координацию, учить прослеживать взглядом за движением руки, игрушками, расположением картинок и т.п.;

- знакомить с некоторыми самыми общими принципами счета: представления об устойчивости порядка числительных при счете;

- знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), учить находить фигуры из ряда картинок.

4. Сенсорное развитие

Задачи:
- развивать положительное эмоциональное отношение к предметам и действиям с ними;

- развивать внимание и сосредоточение, учить выделять из фона и узнавать объекты зрительно, на слух и на ощупь;

- развивать систему зрительной, слуховой и двигательной связи;

- развивать тактильно-кинестетическое восприятие, развивать познавательные функции руки;

- развивать ориентировку в цвете (сначала на уровне сличения, затем на уровне показа по слову);

- учить узнавать целый предмет по его фрагментам (для развития целостного образа).

5. Развитие психических функций

Задачи:
- воспитывать слуховое внимание при восприятии тихой и громкой речи;

- воспитывать слухоречевую память при восприятии одно- и двухступенчатых инструкций;
- развивать зрительное внимание и память при работе с парными и разрезными картинками;
- развивать мыслительную деятельность при конструировании из кубиков, из палочек по подражанию и образцу;

- учить ориентировке в схеме собственного тела;

- учить изменять и определять собственное местонахождение в пространстве (перемещение в групповой комнате, по лестнице, на игровой площадке и т.д.), направления движения (вниз – вверх, вперед – назад) в процессе специальных игр и упражнений с использованием указательного жеста и символических средств;
- учить выполнять простейшие постройки по подражанию педагогу и по образцу после его предварительного анализа под руководством педагога;
- развивать операционно-технические умения (захватывать, удерживать, перемещать, совмещать части предмета);

- массаж кистей и пальцев рук;

- развивать мелкую моторику рук в процессе пальчиковых игр и упражнений;

- учить складывать пирамидку по подражанию, затем самостоятельно;
- упражнять в складывании матрешки из 3-4 частей по подражанию, затем самостоятельно;
- упражнять в усвоении навыков работы с ящиком форм;

- учить выкладывать фигуры из счетных палочек (4 – 5) по подражанию и по образцу.

Уровень развития по результатам диагностики:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    

Литература:
1. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, - М.: «Просвещение», 2005
2. «Программно-методические материалы для подготовки к школе детей с задержкой психического развития (ЗПР)» под ред. С.Г.Шевченко - М.: Школьная Пресса, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

«Автоматизация звука [Л] в словах с открытыми и закрытыми слогами» (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Цели:-образовательные:- закрепить моторный и слуховой образ звука [л];- автоматизировать звук [л] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях;- развивать словарный запас, через введение слов...

Моделирование комплексной коррекционно-развивающей программы дошкольников с нарушением интеллекта в условиях интегрированного обучения.

Дети с отклонениями в развитии  нуждаются в коррекционно-педагогической и психологической помощи.     Успешность воспитания, обучения, социально...

Индивидуальная адаптированная программа для детей с нарушением интеллекта

Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с нарушением интеллекта в возрасте 6 лет.   В Программе пр...

Технологическая карта индивидуальной непосредственно образовательной деятельности «Транспорт» с использованием здоровьесберегающей технологии «песочная терапиядля дошкольников с нарушением интеллекта четвертого года обучения

Технологическая карта индивидуальной непосредственно образовательной деятельности«Транспорт» с использованием здоровьесберегающей технологии «песочная терапия» для до...