Развитие моторики у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством использования традиционных и нетрадиционных методик
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Марсакова Ирина Владимировна

В статье рассмотрены возможности применения традиционных и нетрадиционных методик моторного развития у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в коррекционной работе учителя-дефектолога. Представленная система работы направлена не только на моторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок к учебной деятельности.

Ключевые слова: дошкольники с нарушениями опорно-двигательного аппарата, здоровьесберегающие технологии, комплексные внешние стимулы, развитии двигательных функций, высшие психические функции, нейропсихологический подход, коррекционные игры и упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие моторики у дошкольников с нарушениями

опорно-двигательного аппарата посредством использования

традиционных и нетрадиционных методик

Марсакова Ирина Владимировна,
учитель-дефектолог

Аннотация: в статье рассмотрены возможности применения традиционных и нетрадиционных методик моторного развития у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в коррекционной работе учителя-дефектолога. Представленная система работы направлена не только на моторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок к учебной деятельности.

Ключевые слова: дошкольники с нарушениями опорно-двигательного аппарата, здоровьесберегающие технологии, комплексные внешние стимулы, развитии двигательных функций, высшие психические функции, нейропсихологический подход, коррекционные игры и упражнения.

Развитие двигательной активности, мелкой моторики является одним из основных условий развития психических процессов детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА).

Основной состав группы компенсирующей направленности – дети с ДЦП; у большинства детей отмечаются отставание в формировании моторных функций, отрицательно сказывающихся на физическом развитии, ограничивающих практические действия с предметами и восприятие окружающей действительности. В работе с этой категорией детей необходимо раннее начало коррекционных мероприятий для развития навыков и умений, требующихся для самообслуживания, игровой и учебной деятельности, социальной адаптации. 

При коррекции особенностей моторного развития учитываются возрастные и характерные особенности ребенка. Решением данной проблемы является использование традиционных и нетрадиционных методик моторного развития в коррекционной работе. Большая часть упражнений предлагаются в виде занимательных игр с использованием здоровьесберегающих технологий.

Развитие общей моторики проводится поэтапно во время индивидуальной работы с учетом степени сформированности основных движений.

Перед проведением работы по развитию движений применяют методы, направленные на регуляцию мышечного напряжения (психогимнастика, артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики, релаксация, использование балансировочной чаши, упражнения на большом мяче). Особенное внимание уделяется двигательным действиям, необходимым для жизни: ходьбе, предметной деятельности и самообслуживанию.

При развитии двигательных функций важное значение имеет использование комплексных внешних стимулов:

  • зрительных (использование зеркала и зрительных схем);
  • тактильных (ходьба по дорожкам с разнофактурной поверхностью; массаж с использованием «сухих» бассейнов, мячиков и колец Су-джок, массажных щеток, массажных ортопедических ковриков);
  • температурных;
  • проприоцептивных («Чудесный мешочек», «Тактильное домино», «Кормушка», «Ателье», «Рисунок на спине», «Сенсорные гномики», «Сенсорные пирожки», «Сенсорные рыбки» и др.).

При наличии насильственных движений проводятся игры с использованием музыки: «Сказки-шумелки», «Игровой массаж», «Забавные уроки» (Е. Железнова). Существенное значение имеют ясная речевая инструкция и способность воспринимать позы и направление движений («Алфавит телодвижений», пальчиковая гимнастика и пр.).

Для развития мелкой моторики у дошкольников с выраженными нарушениями рук используется крупный дидактический материал: пирамидки, мягкий конструктор, мозаика, и т.д. Для развития пальцевой моторики рук предлагаются упражнения с природным материалом (семена, орехи, камешки, шишки), мячами разной фактуры и размера, разнообразные эспандеры, массажеры. Для выработки правильного удержания карандаша и развития начальных графических навыков у детей практикуются трехгранные карандаши, тренажеры для ведущей руки.

В коррекционной работе учитываются функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук. Разжимание кисти облегчается проведением рукой по песку, шероховатой поверхности («Алфавит» с использованием букв, изготовленных из наждачной бумаги). Для стимуляции отдельных движений используется надавливание на кнопки, выключатели, клавиатуру, пластилин, игра на пианино, рисование цветным песком. Для тренировки отведения-приведения большого пальца применяется сдавливание мягких звуковых игрушек пальцами, работа с ножницами, резинкой, «Пальчиковыми куклами». Для тренировки захвата предметов дошкольники собирают предметы различного размера (крупные, мелкие), используют рисование восковыми мелками, пальчиковыми красками. Движения приведения и отведения кисти тренируются при штриховке, работе с ластиком.

Действенными упражнениями являются перекладывание счетных палочек, сортировка предметов по размеру, цвету («Разноцветные коробочки»), определение их веса и дальнейшая классификация по тяжести, нанизывание бусин, колечек, пуговиц на нитку; работа со счетами; упражнение с прищепками и пинцетом; подбор крышек к закручивающим емкостям; упражнения с дыроколом; лепка из пластилина и теста; работа с мозаикой различной величины (от наиболее крупной до мелкой).

Для развития навыков самообслуживания используются такие упражнения, как застегивание-расстёгивание пуговиц на рамке, на одежде куклы, на собственной одежде; шнурование плоскостного изображение ботинка, на своей обуви; выкладывание букв (цифр) из мелких предметов; преобразование одной буквы в другую; завязывание узлов на веревочках, шнуровки, пальчиковые игры с прищепками, рамки-вкладыши; сортировка семян; подкрашивание воды с помощью пипетки; подбор ключей к различным по величине замкам.

Для совершенствования навыков самообслуживания применяются развивающие игры:

  • «Солнышко» для отработки навыков плетения косичек и завязывания бантов;
  • «Разноцветная книга» с крючками, липучками, лентами, шнурками;
  • Монтессори–материал;
  • «Геометрическая мозаика»;
  • стол «Песок-вода» («Отпечатки», «Сюрприз», «Следы» и др.).

Развитию плавности и точности движений способствуют раскрашивание картинок, рисование предметов по точкам (цифрам), соединение точек линиями разного направления и др. Ловкость и точность движений пальцев развиваются у детей в процессе вырезания ножницами по контуру, симметричного вырезания и изготовления оригами.

Для формирования графомоторных навыков используются графические диктанты, корректурные пробы, рисование в тетрадях в крупную клетку, различные виды обводок.

Для развития концентрации и распределения внимания старших дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представлений используется цветная таблица Шульте. Ребенок проговаривает числа от 1 до 9 (одного или нескольких цветов) в прямом и обратном порядке.

Для улучшения слухомоторной координации и дикции на занятиях по развитию речи практикуется чтение считалок и стихотворений под хлопки, стук, с использованием кинезиологических мячей.

Для развития межполушарного взаимодействия, пространственных представлений, активизации словаря, закрепления графического образа цифр и букв применяются таблицы и лабиринты для работы двумя руками (по лексическим темам, по дифференциации звуков, букв и цифр).

На занятиях по обучению грамоте для дифференциации твердых-мягких согласных звуков с помощью шариков ребенок выкладывает «узор» (синий цвет обозначает твердый звук, зеленый – мягкий звук).

Для улучшения мыслительной деятельности и развития межполушарного взаимодействия в работе учителя-дефектолога используется нейропсихологическая игра «Посмотри и повтори». Повторяя движение на картинке, ребенок одновременно произносит слова со сложной слоговой структурой.

У воспитанников с НОДА отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик на знакомство с традиционными и нетрадиционными методиками развития моторики. В результате раннего коррекционного воздействия на детей отмечается динамика в формировании двигательных возможностей, расширение словарного запаса, развитие внимания, памяти, воображения и познавательной активности. Представленная система работы направлена не только на моторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок к учебной деятельности.

Список использованных источников:

  1. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. – СПб.: Литера, 2005.
  2. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.  – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
  3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001.
  4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  5. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения. Практическое пособие  М.: Айрис-Пресс, 2019.
  6. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учебно-методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  7.  Солнцева Е.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики /Е.А. Солнцева, Т.В. Белова, – М.: Астрель, 2007.
  8. Сорокина М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика – М.: Академия, 2003.
  9. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей дошкольников в учреждении дополнительного образования посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культу...

Развитие творческого потенциала дошкольников в условиях введения ФГОС посредством ТРИЗ-технологии

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и ...

Взаимосвязь развития речи и развития моторики рук дошкольников

В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости....

Материал выступлений на педагогических советах и семинарах по теме: «Развитие связной речи у детей с ОНР с использованием традиционных и нетрадиционных методик»

Представляю материал выступлений на педагогических советах и семинарах по теме «Развитие связной речиу детей с ОНРс использованием традиционныхи нетрадиционных  методик». В данном мат...

Обобщение опыта «Развитие моторики у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством использования традиционных и нетрадиционных методик»

В статье рассмотрены возможности применения традиционных и нетрадиционных методик моторного развития у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в коррекционной работе учителя-дефектолога. Пре...

Педагогический проект «Развития речевой активности у детей среднего дошкольного возраста, посредством сказки как нетрадиционной формы образовательной деятельности»

Именно сказка благотворно влияет на развитие речи и способствует формированию разносторонней  личности дошкольника. Посредством сказки дети осваивают культурные нормы и правила, речевые и коммуни...