Комплекс дидактических игр, используемых на разных этапах работы по формированию звукопроизношения
картотека по логопедии (старшая группа)

Палкина Анастасия Юрьевна

Комплекс дидактических игр, используемых на разных этапах работы по формированию звукопроизношения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12» г. Пласт

Комплекс дидактических игр, используемых на разных этапах работы по формированию звукопроизношения

Подготовила: учитель-логопед

Палкина А.Ю.

В методической литературе представлено большое количество дидактических игр, используемых при коррекции звукопроизношения. Изучив и проанализировав состояние звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, был подобран комплекс дидактических игр, используемых на разных этапах работы по коррекции звукопроизношения.

Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно. Традиционно выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения:

- подготовительный этап;

- этап формирования первичных произносительных умений и навыков;

- этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Целью подготовительного этапа в коррекции звукопроизношения является подготовка речедвигательного и речеслухового анализаторов к правильному восприятию и произнесению звуков.

Для подготовки к постановке звука необходимо формирование точных движений органов артикуляции с помощью приёмов артикуляционной гимнастики. С этой целью предложено использование дидактических игр: «Капельки», «Весёлый язычок».

Игра «Капельки»

Дидактическая задача игры: подготовка речедвигательного анализатора к правильному произнесению звуков.

Игровая задача: поместить все капельки на полянку так, чтобы из них образовалась лужица.

Оборудование игры: капельки с изображением символов артикуляционной гимнастики, прозрачный туб с прорезями сверху, оформленный в виде полянки.

Перед детьми раскладываются капельки с изображением артикуляционных упражнений и читается стихотворение:

«Будем весело играть,

Капли будем собирать.

Эти капельки помогут

Нам зарядку выполнять».

Правила игры: ребенку необходимо по очереди взять капельки с изображением артикуляционных упражнений, выполнить данное упражнение и опустить капельку в туб на полянку, чтобы образовалась лужица.

Результат: формирование правильных движений органов артикуляции.

Игра «Веселый язычок»

Дидактическая задача игры: подготовка артикуляционного аппарата к произношению звуков.

Игровая задача: по показу язычка выполнять артикуляционные упражнения: «Часики», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье» и другие.

Оборудование игры: язычок-кукла, картонный дом в виде ротовой полости.

Игровые действия: язычок-куклу надеть на руку, поместить в домик, показать положение языка при выполнении артикуляционных упражнений.

Правила игры: ребенку необходимо выполнить артикуляционное упражнение, опираясь на показанное положение языка.

Результат: формирование правильных движений органов артикуляции.

Также в содержание подготовительного этапа  входит формирование направленной воздушной струи. Для достижения этой цели нами предложены дидактические игры «Бабочки», «Весёлый шарик».

Игра «Бабочки»

Дидактическая задача игры: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Игровая задача: подуть на бабочек так, чтобы они полетели. Оборудование игры: 2-3 яркие бумажные бабочки, шнурок, нитки.

Игровые действия: прикрепленные на нитки бабочки подвязать к шнуру, шнур натянуть на уровне лица стоящего ребенка.

Правила игры: ребенку необходимо подуть на бабочек, не надувая щек. Результат: формирование длительного непрерывного ротового выдоха.

Игра «Веселый шарик»

Дидактическая задача игры: развитие сильного плавного  направленного выдоха; активизация губных мышц.

Игровая задача: подуть на шарик, чтобы он укатился на противоположный край стола.

Оборудование игры: пластмассовый теннисный шарик.

Игровые действия: шарик кладется на ровную поверхность стола на расстоянии 20 сантиметров от ребенка.

Правила игры: ребенку необходимо подуть на шарик, не надувая щек. Результат: формирование сильного плавного направленного выдоха.

Для подготовки речеслухового анализатора к правильному восприятию звуков необходимо развитие фонематических процессов. Достижению этой цели способствует использование дидактических игр «Баночки», «Гномы».

Игра «Баночки»

Дидактическая задача игры: развитие слухового внимания.

Игровая задача: послушать и отгадать, какая баночка издает данный

звук.

Оборудование игры: разноцветные баночки, наполненные различной

крупой.

Игровые действия: взрослый издает звук одной из баночек, ребенок отгадывает, какая баночка издаёт данный звук.

Правила игры: ребенок не видит, какой баночкой взрослый издает звук, затем отгадывает, прослушивая звук, издающий каждой баночкой.

Результат: формирование слухового внимания.

Игра «Гномы»

Дидактическая задача игры: развитие фонематического восприятия. Игровая задача: сравнить изображение картинки с ее названием,

поднять изображение соответствующего гнома.

Оборудование игры: предметные картинки, изображения двух гномов – грустного и веселого.

Игровые действия: взрослый демонстрирует картинку, называет, что на ней изображено, при этом дает несколько неправильных вариантов и один правильный. Если ребёнок слышит неправильный ответ, он поднимает карточку с изображением грустного гнома, если ребёнок слышит правильный ответ - карточку с изображением весёлого гнома.

Результат: развитие фонематического восприятия.

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков включает в себя: постановку звука, автоматизацию поставленного звука, дифференциацию звуков.

В содержание данного этапа входит объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции, создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса для постановки звуков, отработка произнесения изолированного звука.

Для этапа постановки звуков, целью которого является формирование правильного произношения изолированного звука, подобрана дидактическая игра: «Пускаем кораблики».

Игра «Пускаем кораблики»

Дидактическая задача игры: формирование правильного произношения звука.

Игровая задача: проводить корабликом по ручью, произнося заданный звук.

Оборудование игры: картинка с изображением кота, сидящего у ручья; бумажные кораблики.

Игровые действия: ребенку предлагается помочь коту запустить кораблик, для этого необходимо правильно произносить заданный звук.

Правила игры: предварительно ребенку объясняется артикуляционный уклад звука, затем по подражанию ребенок произносит звук и проводит кораблик по ручью.

Результат: формирование правильного звукопроизношения.

Для автоматизации звуков, целью которой является достижение правильного произношения звука в самостоятельной речи путем постепенного, последовательного введения поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь, нами подобраны дидактические игры: «Рыбалка», «Подсолнух».

Игра «Рыбалка»

Дидактическая задача игры: автоматизация поставленного звука.

Игровая задача: поймать всех рыб, назвав изображенные на них картинки.

Оборудование игры: предметные картинки на автоматизированный звук, металлические скрепки, удочка с магнитом, ведерко.

Игровые действия: ребенку предлагается поймать рыб и назвать изображенные на них картинки.

Правила игры: если ребенок произносит предмет неверно, рыбка с изображением этого предмета отправляется обратно в ведерко.

Результат: автоматизация звука.

Игра «Подсолнух»

Дидактическая задача игры: автоматизация поставленного звука.

Игровая задача: достать все семечки из подсолнуха, произнести, что на них изображено.

Оборудование игры: вырезанный из картона подсолнух, контурные

изображения семечек с изображением предметных картинок на автоматизируемый звук, прикрепленные в центре подсолнуха.

Игровые действия: ребенку предлагается поочередно доставать семечки и произносить названия предметов, изображенных на них.

Правила игры: если ребенок произнес слово правильно, он забирает семечко себе, если нет – отдает взрослому. У кого наберется больше семечек, тот выиграл.

Результат: автоматизация звука.

Целью этапа дифференциации звуков является обучение ребёнка различению смешиваемых звуков и правильного употребления их в собственной речи, которое проводят с помощью постепенной, последовательной дифференциации смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи. Достижению этой цели способствует использование дидактических игр: «Помоги зайцу посадить морковку», «Холодильник».

Игра «Помоги зайцу посадить морковку»

Дидактическая задача игры: дифференциация звуков.

Игровая задача: на одну грядку посадить морковки, на которых изображены картинки с одним дифференцируемым звуком, на вторую – с другим.

Оборудование игры: картинка с изображением зайца и грядок, которые обозначены дифференцируемыми звуками; контурные изображения морковок с картинками, в названии которых есть дифференцируемые звуки.

Игровые действия: ребенку предлагается помочь зайцу посадить морковку, распределив их по нужным грядкам.

Правила игры: ребенку необходимо назвать предмет, изображенный на морковке, выделив в нем дифференцируемый звук; поместить морковку на грядку, на которой обозначен этот звук.

Результат: дифференцированное произношение звуков.

Игра «Холодильник»

Дидактическая задача игры: дифференциация звуков.

Игровая задача: поместить картинки с изображением продуктов питания на нужные полки.

Оборудование игры: вырезанный из картона холодильник с кармашками под картинки.

Игровые действия: наполнить холодильник продуктами, распределив картинки на нужные полки: на одну полку поместить картинки с одним дифференцированным звуком, на другую – с другим.

Правила игры: ребенку необходимо назвать предмет, изображенный на картинке, выделив в нем дифференцируемый звук; поместить картинку в нужный кармашек.

Результат: дифференцированное произношение звуков.

Целью этапа формирования коммуникативных умений и навыков является формирование у ребенка умений и навыков безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Содержание данного этапа подразумевает моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

Направлениями работы на данном этапе являются: развитие умения использовать автоматизированные звуки на специально подобранном материале в самостоятельной речи и формирование способности контролировать свое умение правильного произнесения звуков в спонтанной речи. На данном этапе нами предложено использование дидактических игр

«Волшебный мешок», «Волшебные маски», «Звонок другу».

Игра «Волшебный мешок»

Дидактическая задача игры: формирование коммуникативных умений и навыков.

Игровая задача: достать из мешка два предмета, составить рассказ, в

котором оба предмета будут задействованы.

Оборудование игры: непрозрачный мешок, различные предметы, игрушки, знакомые ребенку.

Игровые действия: ребенку предлагается придумать рассказ с предметами из волшебного мешка.

Правила игры: постепенно количество предметов увеличивается. Результат: формирование коммуникативных умений и навыков.

Игра «Волшебные маски»

Дидактическая задача игры: формирование коммуникативных умений и навыков.

Игровая задача: надеть маску животного и составить рассказ от его лица.

Оборудование игры: различные маски животных.

Игровые действия: ребенку предлагается выбрать понравившуюся маску и придумать рассказ о жизни выбранного животного.

Правила игры: при затруднениях взрослый задает ребенку наводящие вопросы.

Результат: формирование коммуникативных умений и навыков.

Игра «Звонок другу»

Дидактическая задача игры: формирование коммуникативных умений и навыков.

Игровая задача: позвонить другу, рассказать о любом запомнившемся событии.

Оборудование игры: игрушечный телефон.

Игровые действия: ребенку предлагается позвонить другу и рассказать о том, чем запомнился сегодняшний день либо, что интересного произошло вчера.

Правила игры: при затруднениях взрослый может сыграть роль друга, задавая ребенку наводящие вопросы.

Результат: формирование коммуникативных умений и навыков.

Таким образом, соблюдение этапов и систематичность использования обучающих дидактических игр способствует коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня и повышению результативности логопедической работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

этапы работы по исправлению звукопроизношения

презентация " этапы  работы  по исправлению звукопроизношения" может быть использована  как учебный материал для начинающих логопедов (методобъединение молодых специалистов)...

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ    НА    РАЗНЫХ    ЭТАПАХ    ФОРМИРОВАНИЯ    НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...

Этапы работы по исправлению звукопроизношения у детей.

В данной публикации родители могут ознакомиться с этапами логопедического воздействия при коррекции звукопроизношения....

Этапы работы по коррекции звукопроизношения

Памятка для родителей. Как проходит работа по коррекции звукопроизношения у детей вместе с учителем-логопедом. Описанны 4 этапа по развитию звукопроизношения. А также представлен материал, как родител...

Конспект занятия на подготовительном этапе работы по коррекции звукопроизношения Тема: «Подготовка к постановке звука с»

Цель: закрепление умения выполнять арт.упражнения для звука с в полном объемеФормирование длительной и направленной воздушной струиРазвитие слухового вниманияОборудование:Ход занятияI....

Консультация для родителей и педагогов по формированию навыков чтения.ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ    НА    РАЗНЫХ    ЭТАПАХ    ФОРМИРОВАНИЯ    НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...