ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
статья (логопедия) по теме
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
На первом этапе ребёнок использует вспомогательные средства и символы звука. 1. Выдели звук
"Наковальня" ( "Кузница", "Ложкари", "Барабанщики") Для выделения звонких звуков
используется металлический молоток (палочка, ложка, другой предмет), а для глухих
согласных - деревянный. Дети стучат соответствующим молотком по ходу
проговаривания звуков, слогов слов, фраз, показа картинок, чтения текста,
стихотворения.
"Украсим ёлочку"
На ёлку-фланелеграф прикрепляются "ёлочные игрушки" (символы звуков), если произнесён заданный звук в названии этой игрушки. "Следопыт"
Найти на сюжетной картинке предметы на заданный звук, назвать их и отметить фишкой. "Поприветствуй звук"
Подними флажок и помаши им, если услышишь заданный звук. «
"Сломанный телевизор "
У телевизора пропал звук. По губам нужно определить произнесённый звук и показать символ звука. "Хлопочки"
Детям предлагается отхлопывать каждый услышанный заданный звук. "Топотушки"
Топнуть каждый раз. когда услышишь заданный звук. "Шифровальщик "
Дети рисуют рядом с картинкой символ заданного звука, который есть в слове. "Сигнальщик"
Дети показывают соответствующий заданному звуку сигнач ("звуковые сигналы"). "Комарики "
Дети "становятся" комарами и произносят звук 3, если услышат его в слове . "Паутина "
Соедини линиями все картинки, в названии которых есть заданный звук. "Вертолина "
На нескольких кругах, соединённых в центре, наклеены картинки на разные звуки. Поворачивая круги, совмещают их по радиусу так, чтобы картинки, в названиях которых есть заданный звук, оказались в ряд от центра. "Подарки "
Нужно выбрать в подарок картинку (игрушку, натуральный предмет), в названии которой есть заданный звук. "Что лишнее?"
Среди картинок (предметов, игрушек, рисунков) нужно выбрать те, в названии которых нет заданного звука и назвать (убрать, зачеркнуть, прикрыть) их. "Карнавал насекомых "
На карнавач приходят те насекомые, в названии которых есть заданные звуки. Первыми на танец приглашаются насекомые со звуком [К] в названии (дети манипулируют с игрушками - насекомыми). "Звуковые кружочки "
а) поднять тот графический символ гласного звука, который обозначает произносимый логопедом звук;
б) поднять тот графический символ гласного звука, который обозначает беззвучно артикулируемый логопедом звук;
в) произнести гласный звук, соответствующий данному графическому символу звука;
г) составить из графических символов гласных звуков схему звукокомплекса типа:
- как кричат заблудившиеся в лесу: АУ;
- как звали ослика в сказке про Вини - Пуха: Иа;
- как плачет ребёнок: УА.
"Песенки звуков"
Дети слушают сказку о том, как звуки «ходили» друг к другу в гости и пели песенки,
здороваясь друг с другом. Первым здоровался звук - гость, затем - хозяин (положить
рядом с одним графическим символом гласного звука второй).
Например: звук [А] пришёл в гости к звуку [И] , Получилась песенка: - АИ.
"Нарисуй звук"
Рядом с картинкой, изображающей лицо при произнесении гласного звука, нужно
нарисовать соответствующий графический символ гласного звука.
"Измени слово"
Детям предлагается изменить предложенное слово путём замены одного гласного звука
другим, который обозначен графическим символом.
Например: в слове бык заменить звук [Ы] на звук [А] , который был обозначен большим
красным крутом (БАК).
"Подбери слово"
Показать символ гласного звука. Дети придумывают с этим звуком слово.
"Звуковая линейка"
На звуковую линейку нужно положить графический символ заданного звука, определив
его место в слове (начало, середина, конец).
"Волшебные слова "
На карточке нарисована картинка и два графических символа гласных звуков. Первый
зачёркнут. Дети должны заменить в слове гласный звук на тот, который обозначен рядом
(дуб - зуб).
2. Определи место звука в слове
Ребёнку предъявляется и называется предмет или его изображение (силуэт, картинка, рисунок, контур) и предлагается указать место заданного звука в слове (начало середина, конец) словами или отметить на звуковой линейке для определения места звука в слове фишкой (символом звука). Звуковые линейки могут быть разные:
- Полоска, разделённая на три части разного цвета, обозначающие части слова (начало, середина, конец). Дети кладут фишку на начало, середину или конец полоски.
- Три полоски, на которых изображено по три предмета, два из которых одинаковые, а третий - другой. Он обозначает заданный звук в определённой части слова. Ребёнок показывает нужную полоску после называния слова.
Например, игра "Петушки". На полосках нарисованы по две ёлочки и по одному петуху на разных частях полосок. Дети определяют место звука [ К] в словах: куры, цыплёнок, утка и показывают соответствующую полоску.
- На схематичном изображении слова, отметить место звука в слове соответствующей фишкой.
- Верёвка с тремя узлами, завязанными в её начале, середине, конце. Нужно положить фишку на часть верёвки, соответствующую месту звука в слове.
3. Сосчитай заданные звуки.
Можно загибать пальцы, откладывать предметы или фишки, рисовать предметы или
значки, обозначающие заданный звук.
"Счетовод "
Ребёнок откладывает на счётах столько косточек, сколько услышал заданных звуков.
"Бантики "
Завяжи столько бантиков, сколько заданных звуков ты услышал.
"Звуковог^ сундучок"
Достань из сундучка столько символов звука, сколько заданных звуков ты услышан. "Аквариум "
Помести в аквариум столько рыбок, сколько заданных звуков я произнесла. "Кляксы"
Капни краской столько раз, сколько заданных звуков ты услышал. "Ромашка "
Оторви у ромашки столько лепестков, сколько заданных звуков я назвала. "Цифры и звуки "
Покажи такую цифру, которая соответствует количеству произнесённых заданных звуков. "Ёжик"
Нарисуй ёжику столько иголок, сколько звуков [И] ты услышал. "Городим забор для звука [И] "
У домика, в котором "живёт" звук [И], выкладывать столько палочек (кирпичиков,
полосок), сколько было произнесено звуков [И]. „ «
"Собираем пирамидку "
Надень на пирамидку столько колец, сколько заданных звуков ты услышал. "Снегопад"
Нарисуй столько снежинок, сколько звуков [Ж] я произнесла. "Строим башню" Построить башню из стольких кубиков, сколько заданных звуков было услышано.
4. Сосчитай количество звуков (в звукосочетании, слоге, слове)
"Звуки на ладошке"
Согнуть (разогнуть) столько пальцев; надеть на пальцы столько колпачков (напалечников,
игрушек из пальчикового театра); коснуться большим пальцем указательного столько раз,
сколько звуков в слове услышал.
"Звуковые дорожки "
Нарисовать столько символов звука (точек, значков, геометрических фигур); положить
столько предметов, сколько звуков в слове услышал.
"Раскрась "
Раскрасить столько предметов (мячей, шаров, геометрических фигур и т.п.), сколько
звуков было услышано в слове.
"Звуковая линейка"
На раздвижной звуковой линейке открой столько окошечек, сколько звуков услышал в
слове.
"Зажги в доме свет "
Аналогично раздвижной звуковой линейке - "открыть" окна в доме.
"Секретное послание "
Постучать по столу столько раз, сколько звуков в слоге, слове.
"Построй мост "
Положи столько "брёвен" (палочки), сколько звуков в слове. Чей мост длиннее?
"Гвоздика" Сколько звуков в слове, столько лепестков в гвоздике.
"Дождик"
Сколько звуков в слове, столько капель дождя упало из тучки (нарисовать)
5. Подбери картинку (предмет) е заданным количеством звуков
"Найди предмет (картинку) "
По определённому количеству открытых окошечек на раздвижной звуковой линейке, подбираются предметы (картинки), в названии которых соответствующее количество звуков. "Гирлянда"
Вывешен ряд флажков (вырезанных гирляндой предметов). В соответствии с их количеством подбирается картинка (предмет) с таким же количеством звуков в названии. «Рыболов»
Магнитной удочкой нужно поймать рыбок, на которых наклеены картинки, имеющие в названии заданное количество звуков. "Покупки"
В магазине покупают предметы, в названии которых заданное количество звуков. "Мыльные пузыри "
Выдуть мыльные пузыри, сосчитать их количество, придумать ( подобрать картинки, предметы) с таким же количеством звуков. "Звуковой кубик"
На гранях кубика написаны цифры от 3 до 8 (нарисовано от 3 до 8 кружков). Ребёнок бросает кубик. В соответствии с выпавшей цифрой (количеством кружков) нужно подобрать предмет (картинку) с таким же количеством звуков в названии. "Парочки "
К данной картинке (предмету) нужно подобрать другую, с таким же количеством звуков в названии. "Кто больше?"
На сюжетной картинке (среди предметов или предметных картинок) нужно найти как можно больше слов с заданным количеством звуков. "Засекреченные слова"
По звуковой схеме слова нужно подобрать картинки (предметы) с заданным количеством звуков в названии. "Подбери шифр"
К названию картинки (предмета) нужно подобрать соответствующую звуковую схему слова.
"Зашифруй слово"
Рядом с картинкой (предметом) выкладывается или рисуется звуковая схема слова.
"Секретная переписка "
Дети составляют схемы задуманных слов и предлагают их "прочитать" друг ДРУГУ-
"Звуковые кубики "
Дети составляют схему заданного слова из объёмных символов звука ("звуковые кубики"). "Бал звуков"
Звуки пришли на бал (дети в шапочках или накидках с символом звука), танцуют, соединяются по 2, 3,4. 5, составляя схему заданного слова.
Второй этап — формирование действия звукового анализа в речевом Плане
Исключается опора на материализацию действия. Слово называется, определяются первый, второй, третий и так далее звуки, уточняется их количество. Все задания выполняются в речевом плане.
"Звуки - непоседы "
Какой звук убежал? Например: крот - кот; коты - кот.
"Цепочка слов"
Логопед начинает, а дети продолжают подбирать и называть слова на последний звук
предыдущего слова.
"Добавь звук"
Дети добавляют звук в начало или конец слова, чтобы получилось новое слово.
Например: шар - шарф; уха - муха.
"Подбери словечко "
Дети подбирают слова на заданный звук.
"Путаника" ("Незнайкипы ошибки", "Звук заблудился", "Чудеса". "Озорные звуки ",
"Небылицы ")
Дети находят ошибки в звучании .слов при проговаривании логопедом фразы.
стихотворения, текста.
Например:
- Цветёт душистая лапа (липа).
-Дым (дом) на улице стоит, Дом (дым) из труб его валит.
-Незнайка очень торопился написать письмо своим друзьям. Вот что у него получилось:
"На клумбе выросли козы (розы). Днём на розах распустились батоны (бутоны). Я сорвал
цветы и поставил их в вату (вазу). Потом я пошёл в магазин и купил бутоны (батоны) к
чаю.
"Замени звук" ("Ты - волшебник")
В предложенных словах замените один звук другим, чтобы получилось новое слово. Вот
так: норка - корка; палка - полка, палка - гшжа.
"Какой звук заблудился?"
Дети слушают стихотворение и называют слова, в которых один звук заменён на другой.
Например: - На болоте нет дорог.
Я по кошкам (кочкам) - скок да скок!
"Рассмеши царевну - несмеяну"
Измени заданное слово так, чтобы стало смешно.
Например: В стихотворении: - Синеет море перед нами,
Летают чайки над волнами, измени слово чайки (майки) и прочитай его.
На третьем этапе ребёнок выделяет звук из собственной речи по Представлению
Все задания по отбору картинок или игрушек на заданный звук выполняются молча.
"Молчанка"
Отбери картинки на заданный звук. Отбери картинки, в названии которых 3 , 4 звука.
"Сосчитай "
Подними цифру, соответствующую количеству звуков в названии предмета. Определи
место звука в слове и обозначь его на звуковой линейке фишкой.
"Фантазёры "
Закрой глаза и представь себе предмет, название которого начинается с заданного звука.
"Перфокарты "
Листы с отверстиями - перфокарты. На них расположены предметные картинки, часть из
которых содержит в названии один и тот же звук. Под каждой картинкой проделано
отверстие. Предлагается найти все картинки с заданным звуком и закрасить отверстия под
ними соответствующим символу звука цветным карандашом.
«Замкни цепочку»
Для игры подготовлены предметные картинки. Цепочку из картинок ребёнок должен
выкладывать по следующему правилу: первый звук названия последующей картинки
должен совпадать с последним звуком предыдущего названия. Если задание выполняется
правильно, то последняя картинка подойдёт к первой и цепочка замкнётся. Первая
картинка помечается специальным значком.
Например: стол - лампа - аист - топор - рыба - ананас.
"Копилка "
В предмет с прорезью (копилку) складывать заданные схемы слов.
Список используемой литературы
1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. «Логопедические игры и задания». СПБ, «КАРО», 2000г.
2. Ванюхина Г. «Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников». Книга первая. Екатеринбург, 1993г.
3. Васильева С.А., Соколова Н.В. «Логопедические игры для дошкольников». Москва. «»Школа-Пресс», 1999г.
4. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение. Книга для родителей, учителей и милых детей». Москва, «Просвещение», 1994г.
5. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. М.: «Питер», 1997.
6. Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников». Москва, 1985г.
7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». Москва, 1990г.
8. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке». Москва. «Баласс», 1999г.
9. Колесникова Е. В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Еном-Пресс», 1995.
10. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Еном и Д», 2000.
11. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5—6 лет. М.: «Еном и Д», 2000.
12. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей». Москва, 1995г.
13. Максаков А.И.Думакова Е.А. «Учите, играя». Москва, 1979г.
14. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». Москва, «Просвещение», 1991г.
15. Пожиленко Е.А. «Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников»// Дефектология.-№3, 1995г., стр. 76-81.
16. Савичев В. Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997.
17. Ткаченко Т. А Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М.: «Еном и Д», 2000.
18. Тумакова Е.А. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом». Москва, 1981г.
19. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». Москва, «Просвещение». 1989г.
20. Чернякова В.Н. «Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: сборник упражнений». Москва, «ТЦ Сфера», 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры для формирования фонематического слуха, анализа и синтеза у детей с ТНР подготовительной группы.
Процесс обучения должен быть построен на психологическом взаимодействии педагога и ребёнка, использовании тех методов, которые будут легкодоступны и интересны детям. Например, игра.Игра, как фор...
Использование специальных символов в играх по формированию навыка звукового анализа и синтеза.
Презентация: "Использование специальных символов в играх по формированию навыка звукового анализа и синтеза"...
Опыт работы на тему"Дидактическая игра как средство развития фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников»
Предлагаемый материал может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, при подготовке к обучению грамоте детей старших и подготовительных групп, учителям –...
Игры для развития звуко-слогового анализа и синтеза слов
Игры для развития звуко-слогового анализа и синтеза способствуют развитию слухового восриятия: умения различать на слух звуки и слова, близкие по звучанию. Ребенок учится определять количество звуков,...
«Игры для формирования звуко-буквенного анализа и синтеза слов»
Целью данных игр является: научить детей слышать звуки в словах, развивать слуховое внимание,закрепить правильное и четкое звукопроизношение....
Игры для формирования навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с нарушениями речи
Актуальность проблемы формирования навыков анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем слу...
Комментарии
Надеюсь кому-нибудь
Игры и приемы.
Формирование звукового
Формирование звукового анализа слова важно и нужно начинать в дошкольном возрасте. Оно имеет огромное значение для подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе. Наталья Михайловна, показала, что использование разнообразных приёмов позволяет достичь эффекта в формировании звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста. Формируя звуковую строну речи, мы воспитываем у детей звуковую культуру, а также любовь к родному языку.