Игры для развития звуко-слогового анализа и синтеза слов
план-конспект урока по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Игры для развития звуко-слогового анализа и синтеза способствуют развитию слухового восриятия: умения различать на слух звуки и слова, близкие по звучанию. Ребенок учится определять количество звуков,  слогов  в слове, порядок ихследования, что немаловажно для обучения грамоте и профилактики дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

 Игры на развитие звуко-слогового анализа и синтеза слов.  

1.  «Назови по порядку!» Назвать в заданном слове все звуки по порядку.

2.   «Чем похожи слова?» Мак, рак, так, сок, лук — в конце слов звук К; сани, сом, сук — в начале слов звук С; козы, розы, возы — всередине слов звук З.

3.  «Послушай и посчитай!»

Произносить слова из одного-двух-трех слогов, дети их считают.

4.  «Назови и раздели!».Дети называют картинку по слогам и определяют их количество:

а) при назывании слова подставляют руку под подбородок;

б) сложенными ладонями рук на каждый слог делают движения из стороны в сторону;

в) загибают пальчики на руке;

г )откладывают на каждый слог палочки.

5. «Отстучи правильно». Ребенок стучит или хлопает в ладоши столько раз, сколько слогов в названном слове.

6. «Слушай внимательно». Ребенок отбирает картинку, в названии которой столько слогов, сколько раз простучал водящий.

7. «Кто придумает конец, тот и будет молодец!».  Дается первый слог, дети заканчивают слово по-разному: РА — рама, радость, работа...

8. «Найди и закончи». Предлагают пять картинок, называют первый слог одного из слов, а ребенок заканчивает. Например, ЗА-бор,СА-ни, ЛУ-на.

9. «Добавь начало». Взрослый произносит последний слог названия одной из предложенной картинки, а дети называют начало слова или все слово: СЫ — часы, БА — рыба, НО — окно.

10. «Придумай сам!»:

а) дети называют любые слова с заданным количеством слогов;

б) ребята называют предметы, окружающие их в группе, дома.

11.«Добавим звуки!»

- Что получится, если к началу слова РОТ добавить К? (крот)

- Чем различаются слова РОТ — КРОТ по смыслу? ( рот — часть тела, крот — животное).

- Чем различаются слова по звуковому составу? (в слове КРОТ — 4 звука, в слове РОТ — 3).

12. «Звук потерялся!». Взрослый называет картинки, намеренно пропуская звук при стечении согласных: зот — зонт, тиг — тигр, бат — брат....Ребенок добавляет пропущенный звук.

13. «Самое длинное слово». Среди 5-6 картинок надо найти ту, название которой содержит наибольшее количество звуков.

14. «Слово рассыпалось». Произносятся три звука, например, К,С, О. Нужно составить из них слово (СОК).

15. «Что получится?»

- Что получится, если в слове «сок» С заменить на Б?; затем — на Т...; если звук О заменить на А?...

16. «Что заменим?»

- Что нужно заменить, чтобы вместо слова СОК получилось слово СУК?

Слова для работы по данному заданию:

Сеня — Соня — Толя — Коля -  Поля — воля;

игла — игра — икра; кара — фара — фарс — барс; кисть — кость — гость;

лук — жук — сук — сок — кот — тот — пот — пол — кол — вол; кабина — калина — малина — Марина;

кошка — мошка — мышка — мишка — миска — маска — марка ;

сам — сом — сор — сук — суд — сад — рад — род — кот — кит.

17.«Меняем на одном месте».

Звук заменяется только в одной из заданных позиций:

бак — бык — бук — бок, лук — тук — сук — жук — бук

гора — кора — пора — нора, гол — кол — пол — мол — дол

дом — том — сом — ком — лом, день — тень — пень — лень

18. «Найди ошибку!»

Жучка будку не доела: неохота, надоело. (булку)

Тает снег, течет ручей, на ветвях полно врачей. (грачей)

На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок. (кочкам)

Говорят, один рыбак в речке выловил башмак,

Но зато ему потом на крючок попался дом. (сом)

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

«Там ползет зеленый лук с длинными усами!» (жук)

У вратаря большой улов — влетели в сетку пять волов. (голов)

Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это! (билета)

Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку (точку)

Мама с бочками пошла по дороге вдоль села. (дочками)

На поляне весной вырос зуб молодой! (дуб)

На виду у детворы крысу красят маляры! (крышу)

Посмотрите-ка, ребята, раки выросли на грядке! (маки)

19. «Найди слово в слове». Укол — кол, экраны — краны — раны, дудочки — удочки — дочки — очки, дубок — дуб, драма — рама, кров — ров, крапива — ива, клен — лен, муха — уха, плуг — луг).

20.  «Отними слог». Фасоль — соль, камыш — мышь, майка — май, чайка — чай, часто — час, радуга — дуга, каток — ток, выход — ход, вызов — зов, ищи — щи).

21. «Добавь звук!» Лев — хлев, луг — плуг, лень — олень, мех — смех, оса — коса, ухо — сухо, ура — Шура, стол — столб, пар — парк, пол — полк, пена — пенал).

22. « Добавь слог!» Дуга — радуга, под-нос, пи-рожок, ре-мешок, по-жар, гри-бочки, стре-коза, ка-ток, хо-бот, пе-сок, лис-точки, ка-чай, чай-ка, му-сор, ма-шина.

23. «Волшебная цепочка». Конечный звук первого слова становится началом второго: кот — туфли — иголка — апельсин...

24.  «Начни со слога!» Последний слог становится первым в следующем слове: насос — соска — каша — шары — рыба — бабушка...

25.«Переставь слоги». Сосна — насос, кабан — банка, камыш — мышка...

26. «Лесенка». Дается звук, с ним придумываются слова, каждое из которых на один звук больше предыдущего: М — МА — мак — Маша — марка — машина.

27. «Путаница». Составляем слово из разрозненных слогов: БАШ, РУ, КА — рубашка.

28. «Что ты знаешь о звуке?» Умение охарактеризовать начальный звук в слове. Например, в начале слова СОМ звук С — согласный, твердый, глухой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Игры на развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов".

В данной методической разработке представлены игровые упражнения, направленные на формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов....

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Развитие фонематического восприятия, т.е. обретение детьми способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы), положительно влияет на формирование всей фонетической системы речи и позволяет им у...

«Игры для формирования звуко-буквенного анализа и синтеза слов»

Целью данных игр является: научить детей слышать звуки в словах, развивать слуховое внимание,закрепить правильное и четкое звукопроизношение....

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У СТАРИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У СТАРИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза слов у дошкольников

В публикации рассмотрены этапы формирования звукового анализа и синтеза у дошкольников...

Дифференциация звонких- глухих согласных [Г]-[К]. Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов. Лексическая тема: «Хлеб - всему голова».

Открытое комплексное логопедическое занятие по коррекции общего недоразвития речи в старшей группе компенсирующей направленности....