Дифференциация звонких- глухих согласных [Г]-[К]. Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов. Лексическая тема: «Хлеб - всему голова».
план-конспект урока по логопедии (старшая группа)

Открытое комплексное логопедическое занятие по коррекции общего недоразвития речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvonkih-_gluhih_soglasnyh_g-k.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация звонких- глухих согласных [Г]-[К]. Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов.

Лексическая тема: «Хлеб - всему голова».

Технологическая карта комплексного логопедического занятия по коррекции общего недоразвития речи в

 старшей   группе  компенсирующей направленности

Тема: Дифференциация звонких- глухих согласных [Г]-[К]. Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов.

Грамматическая тема: Развитие практического навыка словообразования. Развитие связной речи, простого распространенного предложения.

Лексическая тема: «Хлеб - всему голова».

Цель: развивать навык различения звонких и глухих согласных, навык словообразования имен существительных.

Задачи:

  1. Развитие речевого слуха, фонематических представлений (дифференциация по звонкости-глухости) .
  2. Развитие навыка умения давать характеристику звука
  3. Дифференциация [ Г] – [К] в слоге.  
  4. Совершенствование навыка чтения.
  5. Совершенствование слухоречевой памяти.
  6. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов.
  7. Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.
  8. Закрепление практического навыка различения звонкого [Г] – глухого [К].
  9. Актуализация словаря по теме хлеб (хлебобулочные изделия), развитие зрительного внимания и памяти.
  10. Закрепление навыка звукобуквенного анализа и синтеза слов.
  11. Развитие словаря посредством словообразования   однокоренных слов.
  12. Развитие связной речи (простое распространённое предложение), памяти, актуализация словаря по теме.
  13. Развитие коммуникативных навыков.

Оборудование:

     

  1. Оборудование для игры «Гусь и курица».
  2. Схема для характеристики звука. Индивидуальные зеркала.
  3. Демонстрационные наборы для звуко -буквенного анализа
  4. Индивидуальные наборы для звуко -буквенного анализа.
  5. Предметные картинки с изображением хлебобулочных изделий.
  6. Оборудование для игры «Превращения».

 Применяемые технологии:

  1. Игровые технологии
  2. Здоровьесберегающие технологии                                      
  3. Технология развития критического мышления
  4. Технология сотрудничества
  5. Метапредметная технология

Формируемые УУД:

1.  Регулятивные УУД:

  • обучение  последовательности действий для решения учебной проблемы совместно с педагогом;
  • планирование дальнейшие действия для совершенствования результата
  • обучение корректированию своей работы;
  • формирование волевой саморегуляции.

   2.  Познавательные УУД:

  • осуществление процессов языкового анализа, синтеза;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение рассуждения, доказательства;
  •  поиск и выделение необходимой информации;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания ;
  • актуализация знаний,полученных на других предметах;  
  1.  Коммуникативные УУД:
  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;  
  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • умение слушать
  •  воспитание эмоционально-позитивного отношения к процессу сотрудничества.                            
  1. Личностные УУД:
  • формирование познавательного мотива - интерес к новому;
  • нравственно-этическая ориентация.

 Организационная структура занятия

  1. Мотивационно-целевой этап.
  • Приветствие.
  • Отгадывание загадок «Какого звука много?»
  • Сообщение темы занятия. Игра «Сообщение».
  1. Основной этап.
  • Развитие речевого слуха, фонематических представлений ( дифференциация по звонкости-глухости) .
  • Развитие навыка  умения давать характеристику звука, умения определять звонкий –глухой (с опорой на схему).
  • Дифференциация[ Г] – [К] в слоге.  Командная игра «Наоборот» (или с мячом).
  • Совершенствование навыка чтения  (хоровое) слогов с[ Г] – [К] ( контроль «голосовой машинки»).
  • Совершенствование слухоречевой памяти. Игра «Запомни-повтори».
  • Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов. Игра «Превращения».
  • Пальчиковая гимнастика «Вкусная каша».
  • Закрепление практического навыка различения звонкого [Г] – глухого [К]. Игра «Гусь и курица».
  • Актуализация словаря по теме хлеб (хлебобулочные изделия), развитие зрительного внимания и памяти.
  • Закрепление навыка звукобуквенного анализа и синтеза слов. Упражнение «Отгадай слово» (пита).
  • Развитие словаря посредством словообразования  однокоренных слов. Игра «Семейка слов».
  • Развитие связной речи (простое распространённое предложение), памяти, актуализация словаря по теме. Игра «Что сначала, что потом?». Картинки   к игре «Как к нам пришел хлеб».

  1.  Подведение итогов занятия.

Этап занятия

Форма

учебного

взаимо-

действия

Методы

обучения

Деятельность

педагога

Деятельность

учащихся

Примечания

  1. Мотивационно-целевой этап.

Приветствие.

Развитие навыка звукового анализа.

Отгадывание загадки.

Фронт.

проблемно-поисковый

-Назовите, какой звук слышится во всех моих словах? (Кукует, кукарекает, кудахчет, каркает, квакает, крякает).

-Какой звук слышится   почти во всех моих словах? (Гром гремит, грозит, грохочет-напугать гроза нас хочет?)

-Во всех словах слышится звук «к».

-Во всех словах слышится звук «г».

Сообщение темы занятия.

Фронт.

Словесный

-Мы поговорим о согласных звонких и глухих (о паре звуков «г»-«к»). Сравним, чем похожи, чем отличаются звуки. Посмотрим, что произойдёт, если они поменяются местами.

Дети слушают.

  1. Основная часть.

        Развитие навыка  умения давать характеристику звука, умения определять звонкий –глухой (с опорой на схему)

Фронт.

Проблемно-поисковый

Самост. работа

-Давайте расскажем про звук «К».  

-Какой это звук? Гласный или согласный? Почему?

-Звонкий или глухой?

У детей индивидуальные зеркала. Дети «рассматривают» произношение звука «к».

-Согласный, потому что есть для воздуха преграда. Мешает корень язычка.

-Это глухой звук, «голосовая машинка не работает». У детей ладонь на горлышке.

Дети хором проговаривают характеристику звука.

Некоторые дети (по оному) проговаривают характеристику звука.

Демонстрационная  опорная таблица с характеристикой звуков.

Развитие коммуникативных навыков и языковых средств выразительности.

 Игра «Наоборот»

Индивид.

Фронт.

Словесный

-Я говорю звонко, а вы наоборот- глухо

 ( с перекидыванием мяча)

- Га.

-Го

-Гу

- Гы

-Теперь у нас две команды. Одни говорят звонко- другие глухо.

Дети меняют первый звук слога на звук «к»,индивидуально:

-Ка

-Ко

-Ку

- Кы

Дети разделились на две команды. Задания аналогичное. Одна команда говорит звонко, другая –глухо.

Мяч.

Совершенствование навыка чтения  (хоровое) слогов с[ Г] – [К]

 ( контроль «голосовой машинки»).

Фронт.

Индивид.

Беседа

Самост. работа

Для звука «к» мы выбираем букву. Напишите её в воздухе, на столе, каждым пальчиком главной руки.

-Палочка сверху вниз, справа от середины наклонная палочка вверх, наклонная палочки вниз.

Вместе читаем слоги, проверяем работу «голосовой машинки».

Дети самостоятельно вместе со всеми выполняют задания, подключая кистевой праксис.

Дети читают слоги на демонстрационной карточке хором и по одному.

Га –ка

Го-ко

Гу-ку

Гы-кы

Демонстрацион-ные карточки с буквами.

Совершенствование слухоречевой памяти. Игра «Запомни-повтори».

Инд.

Самост. работа

Логопед произносит слоги попеременно со сменой согласного звука, (глухой-звонкий).

-Я произношу слоги. Запомните и повторите:

 ка-га-ка-га,

 ко-го-ко-го,    

 ку-гу-ку-гу,

 кы-гы-кы-гы

 ки-ги-ки-ги

Дети ловят мяч по одному, повторяют за логопедом цепочку слогов.

Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов. Игра «Превращения».

Индивид.

Проблемно-поисковый,

наблюдение

-Если звуки меняются местами, может произойти непоправимое.

Понаблюдаем. Я называю слово, вы измените звонкий «г» на глухой «к».:

Галька-

Гладь

Год

Гонки

Горка

Грот

Густы

Игра

Губки

Придумайте предложения с парами похожих слов.

Дети по одному ловят мяч, меняют звонкий на глухой, называют новое слово:

-калька

-кладь

-кот

-конки

-корка

-крот

-кусты

-икра

-кубки

Дети придумывают предложения, которые уточняют значения слов.

Картинки, иллюстрирующие слова

Динамическая пауза «Вкусная каша»

Закрепление практического навыка различения звонкого [Г] – глухого [К]. Игра «Гусь и курица».

Фронт.

Индивид.

Дид.игра

На этой неделе мы вспоминаем хлебобулочные изделия. Мельник отвозил зерно на мельницу, просыпал зёрна по дороге. Прибежали Гусь и курица, зёрнышки клевали. Гусь собирал зёрна со звонким звуком «г», курица с глухим «к».

Дети по очереди берут зернышко, называют словечко, определяют кому зёрнышко. Курице – с глухим «к», гусю – со звонким «г».

Изображения двора,   где гуляют гусь и курица. Изображения зёрен, на них картинки слова со звуками «к» , «г» (это оборудование к игре).

Актуализация словаря по теме хлеб (хлебобулочные изделия), развитие зрительного внимания и памяти

групповая

Словесный

-Вспомните и назовите хлебобулочные изделия.

Логопед располагает в два ряда картинки, проводит игру по типу «Чего не стало?»

Дети называют:

-не стало батона,

- не стало хлеба,

-не стало багета,

-не стало печенья,

-не стало плетёнки,

-не стало пряников.

На доске появляются изображения (батон, пита, хлеб, плетёнка, багет, печенье, пряники).

Закрепление навыка звукобуквенного анализа и синтеза слов. Упражнение «Отгадай слово» (пита).

Фронт.

Самост.

работа

Выполним звуковой анализ слова пита.

Все дети выполняют индивидуально.

Первый выполнивший выполняет звуковой анализ с комментированием на демонстрационной доске:

-в слове пита 4 звука,

1-й звук «пь», согласный мягкий глухой, 2-ой звук –гласный «и», 3-ий звук «т», согласный глухой твёрдый,4-й звук гласный «а». В слове две гласных, поэтому два слога, ударный первый.

Индивидуальные схемы для звукового анализа.

Демонстрационные схемы для звукового анализа.

Развитие словаря посредством словообразования  однокоренных слов. Игра «Семейка слов».

Фронт.

Дид.игра

-Сейчас мы потренируемся в образовании слов-родственников. Отвечайте на вопросы, называйте слово.

-Назовите хлеб ласково

-Как называется квас из хлеба?

-как называют человека, вырастившего хлеб?

-Как называется устройство, режущее хлеб?

-Как называется предприятие, где пекут хлебобулочные изделия?

Дети ловят мяч, называют слово,

отбирают картинки из  предложенных:

-хлебушек

-хлебный

- хлебороб

-хлеборезка

-хлебозавод

Картинки с родственными словами и одно слово (хлев), не подходящее к ним.

Развитие связной речи (простое распространённое предложение), памяти, актуализация словаря по теме. Игра «Что сначала, что потом?».

Фронт.

Проблемно-

поисковый

-У вас на столе конверт, достаньте картинку, скажите, что нарисовано, определите когда это произошло «Что  было сначала, что потом?»

Дети называют, целесообразно выкладывают на доске:

- Весной   люди пашут землю.

- Хлеборобы сеют зерна.

-Летом хлеборобы борются с вредителями.

-Когда колоски созревают, их комбайны собирают, обмолачивают.

-Зерна везут на элеваторы, чтобы сохранить.

- На заводе  из зёрен делают муку.

- Из муки на хлебозаводе пекут хлебобулочные изделия.

- Разные хлебобулочные изделия везут в магазин.

Картинки  к игре «Как к нам пришел хлеб».

  1. Организация окончания занятия.

Фронт.

Беседа

- О чем мы сегодня говорили?

- Какие звуки мы сравнивали, что произойдёт, если их перепутать?

 -Вам было интересно занятие ?

- Мы сравнивали звонкий «г» и глухой «к». Если их в слове перепутать, то изменится значение слова.

-Мы вспомнили о том, как появился хлеб, что пекут из муки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал в развитие навыков звукового анализа и синтеза на этапах автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

В статье представлен некоторый дидактический материал, используемый на логопедических занятиях....

Конспект совместной деятельности с детьми по развитию навыков звукового анализа и синтеза на основе слова для детей старшей логопедической группы с диагнозом ТНР ОНР (первый год обучения)

Конспект совместной деятельности с детьми    по развитию навыков звукового анализа и синтеза на основе слова для детей старшей логопедической группы с диагнозом ТНР ОНР (первый год обучения)...

Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Консультация для родителей на тему:  «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»....

Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

Одно из направлений в современной логопедии – формирование навыков звукового анализа и синтеза. Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений межд...

Консультация для родителей на тему: «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

Трудностти и пути их решения при обучении навыкам звукового анализа и синтеза...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»

Консультация для воспитателей на тему:«Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»...

Наглядно – дидактическое пособие для формирования и развития навыков звукового анализа и синтеза «Звуковая гусеница»

Цель пособия: Развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического и речевого восприятия, формирование понимания механизма образования звуков, ознакомление с основами грамоты у детей старшего...