Дифференциация звонких- глухих согласных [Г]-[К]. Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов. Лексическая тема: «Хлеб - всему голова».
план-конспект урока по логопедии (старшая группа)
Открытое комплексное логопедическое занятие по коррекции общего недоразвития речи в старшей группе компенсирующей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvonkih-_gluhih_soglasnyh_g-k.docx | 32.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация звонких- глухих согласных [Г]-[К]. Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов.
Лексическая тема: «Хлеб - всему голова».
Технологическая карта комплексного логопедического занятия по коррекции общего недоразвития речи в
старшей группе компенсирующей направленности
Тема: Дифференциация звонких- глухих согласных [Г]-[К]. Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов.
Грамматическая тема: Развитие практического навыка словообразования. Развитие связной речи, простого распространенного предложения.
Лексическая тема: «Хлеб - всему голова».
Цель: развивать навык различения звонких и глухих согласных, навык словообразования имен существительных.
Задачи:
- Развитие речевого слуха, фонематических представлений (дифференциация по звонкости-глухости) .
- Развитие навыка умения давать характеристику звука
- Дифференциация [ Г] – [К] в слоге.
- Совершенствование навыка чтения.
- Совершенствование слухоречевой памяти.
- Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов.
- Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.
- Закрепление практического навыка различения звонкого [Г] – глухого [К].
- Актуализация словаря по теме хлеб (хлебобулочные изделия), развитие зрительного внимания и памяти.
- Закрепление навыка звукобуквенного анализа и синтеза слов.
- Развитие словаря посредством словообразования однокоренных слов.
- Развитие связной речи (простое распространённое предложение), памяти, актуализация словаря по теме.
- Развитие коммуникативных навыков.
Оборудование:
- Оборудование для игры «Гусь и курица».
- Схема для характеристики звука. Индивидуальные зеркала.
- Демонстрационные наборы для звуко -буквенного анализа
- Индивидуальные наборы для звуко -буквенного анализа.
- Предметные картинки с изображением хлебобулочных изделий.
- Оборудование для игры «Превращения».
Применяемые технологии:
- Игровые технологии
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология развития критического мышления
- Технология сотрудничества
- Метапредметная технология
Формируемые УУД:
1. Регулятивные УУД:
- обучение последовательности действий для решения учебной проблемы совместно с педагогом;
- планирование дальнейшие действия для совершенствования результата
- обучение корректированию своей работы;
- формирование волевой саморегуляции.
2. Познавательные УУД:
- осуществление процессов языкового анализа, синтеза;
- установление причинно-следственных связей;
- построение рассуждения, доказательства;
- поиск и выделение необходимой информации;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания ;
- актуализация знаний,полученных на других предметах;
- Коммуникативные УУД:
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- умение слушать
- воспитание эмоционально-позитивного отношения к процессу сотрудничества.
- Личностные УУД:
- формирование познавательного мотива - интерес к новому;
- нравственно-этическая ориентация.
Организационная структура занятия
- Мотивационно-целевой этап.
- Приветствие.
- Отгадывание загадок «Какого звука много?»
- Сообщение темы занятия. Игра «Сообщение».
- Основной этап.
- Развитие речевого слуха, фонематических представлений ( дифференциация по звонкости-глухости) .
- Развитие навыка умения давать характеристику звука, умения определять звонкий –глухой (с опорой на схему).
- Дифференциация[ Г] – [К] в слоге. Командная игра «Наоборот» (или с мячом).
- Совершенствование навыка чтения (хоровое) слогов с[ Г] – [К] ( контроль «голосовой машинки»).
- Совершенствование слухоречевой памяти. Игра «Запомни-повтори».
- Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов. Игра «Превращения».
- Пальчиковая гимнастика «Вкусная каша».
- Закрепление практического навыка различения звонкого [Г] – глухого [К]. Игра «Гусь и курица».
- Актуализация словаря по теме хлеб (хлебобулочные изделия), развитие зрительного внимания и памяти.
- Закрепление навыка звукобуквенного анализа и синтеза слов. Упражнение «Отгадай слово» (пита).
- Развитие словаря посредством словообразования однокоренных слов. Игра «Семейка слов».
- Развитие связной речи (простое распространённое предложение), памяти, актуализация словаря по теме. Игра «Что сначала, что потом?». Картинки к игре «Как к нам пришел хлеб».
- Подведение итогов занятия.
Этап занятия | Форма учебного взаимо- действия | Методы обучения | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Примечания |
Приветствие. Развитие навыка звукового анализа. Отгадывание загадки. | Фронт. | проблемно-поисковый | -Назовите, какой звук слышится во всех моих словах? (Кукует, кукарекает, кудахчет, каркает, квакает, крякает). -Какой звук слышится почти во всех моих словах? (Гром гремит, грозит, грохочет-напугать гроза нас хочет?) | -Во всех словах слышится звук «к». -Во всех словах слышится звук «г». | |
Сообщение темы занятия. | Фронт. | Словесный | -Мы поговорим о согласных звонких и глухих (о паре звуков «г»-«к»). Сравним, чем похожи, чем отличаются звуки. Посмотрим, что произойдёт, если они поменяются местами. | Дети слушают. | |
Развитие навыка умения давать характеристику звука, умения определять звонкий –глухой (с опорой на схему) | Фронт. | Проблемно-поисковый Самост. работа | -Давайте расскажем про звук «К». -Какой это звук? Гласный или согласный? Почему? -Звонкий или глухой? | У детей индивидуальные зеркала. Дети «рассматривают» произношение звука «к». -Согласный, потому что есть для воздуха преграда. Мешает корень язычка. -Это глухой звук, «голосовая машинка не работает». У детей ладонь на горлышке. Дети хором проговаривают характеристику звука. Некоторые дети (по оному) проговаривают характеристику звука. | Демонстрационная опорная таблица с характеристикой звуков. |
Развитие коммуникативных навыков и языковых средств выразительности. Игра «Наоборот» | Индивид. Фронт. | Словесный | -Я говорю звонко, а вы наоборот- глухо ( с перекидыванием мяча) - Га. -Го -Гу - Гы -Теперь у нас две команды. Одни говорят звонко- другие глухо. | Дети меняют первый звук слога на звук «к»,индивидуально: -Ка -Ко -Ку - Кы Дети разделились на две команды. Задания аналогичное. Одна команда говорит звонко, другая –глухо. | Мяч. |
Совершенствование навыка чтения (хоровое) слогов с[ Г] – [К] ( контроль «голосовой машинки»). | Фронт. Индивид. | Беседа Самост. работа | Для звука «к» мы выбираем букву. Напишите её в воздухе, на столе, каждым пальчиком главной руки. -Палочка сверху вниз, справа от середины наклонная палочка вверх, наклонная палочки вниз. Вместе читаем слоги, проверяем работу «голосовой машинки». | Дети самостоятельно вместе со всеми выполняют задания, подключая кистевой праксис. Дети читают слоги на демонстрационной карточке хором и по одному. Га –ка Го-ко Гу-ку Гы-кы | Демонстрацион-ные карточки с буквами. |
Совершенствование слухоречевой памяти. Игра «Запомни-повтори». | Инд. | Самост. работа | Логопед произносит слоги попеременно со сменой согласного звука, (глухой-звонкий). -Я произношу слоги. Запомните и повторите: ка-га-ка-га, ко-го-ко-го, ку-гу-ку-гу, кы-гы-кы-гы ки-ги-ки-ги | Дети ловят мяч по одному, повторяют за логопедом цепочку слогов. | |
Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов. Игра «Превращения». | Индивид. | Проблемно-поисковый, наблюдение | -Если звуки меняются местами, может произойти непоправимое. Понаблюдаем. Я называю слово, вы измените звонкий «г» на глухой «к».: Галька- Гладь Год Гонки Горка Грот Густы Игра Губки Придумайте предложения с парами похожих слов. | Дети по одному ловят мяч, меняют звонкий на глухой, называют новое слово: -калька -кладь -кот -конки -корка -крот -кусты -икра -кубки Дети придумывают предложения, которые уточняют значения слов. | Картинки, иллюстрирующие слова |
Динамическая пауза «Вкусная каша» | |||||
Закрепление практического навыка различения звонкого [Г] – глухого [К]. Игра «Гусь и курица». | Фронт. Индивид. | Дид.игра | На этой неделе мы вспоминаем хлебобулочные изделия. Мельник отвозил зерно на мельницу, просыпал зёрна по дороге. Прибежали Гусь и курица, зёрнышки клевали. Гусь собирал зёрна со звонким звуком «г», курица с глухим «к». | Дети по очереди берут зернышко, называют словечко, определяют кому зёрнышко. Курице – с глухим «к», гусю – со звонким «г». | Изображения двора, где гуляют гусь и курица. Изображения зёрен, на них картинки слова со звуками «к» , «г» (это оборудование к игре). |
Актуализация словаря по теме хлеб (хлебобулочные изделия), развитие зрительного внимания и памяти | групповая | Словесный | -Вспомните и назовите хлебобулочные изделия. Логопед располагает в два ряда картинки, проводит игру по типу «Чего не стало?» | Дети называют: -не стало батона, - не стало хлеба, -не стало багета, -не стало печенья, -не стало плетёнки, -не стало пряников. | На доске появляются изображения (батон, пита, хлеб, плетёнка, багет, печенье, пряники). |
Закрепление навыка звукобуквенного анализа и синтеза слов. Упражнение «Отгадай слово» (пита). | Фронт. | Самост. работа | Выполним звуковой анализ слова пита. | Все дети выполняют индивидуально. Первый выполнивший выполняет звуковой анализ с комментированием на демонстрационной доске: -в слове пита 4 звука, 1-й звук «пь», согласный мягкий глухой, 2-ой звук –гласный «и», 3-ий звук «т», согласный глухой твёрдый,4-й звук гласный «а». В слове две гласных, поэтому два слога, ударный первый. | Индивидуальные схемы для звукового анализа. Демонстрационные схемы для звукового анализа. |
Развитие словаря посредством словообразования однокоренных слов. Игра «Семейка слов». | Фронт. | Дид.игра | -Сейчас мы потренируемся в образовании слов-родственников. Отвечайте на вопросы, называйте слово. -Назовите хлеб ласково -Как называется квас из хлеба? -как называют человека, вырастившего хлеб? -Как называется устройство, режущее хлеб? -Как называется предприятие, где пекут хлебобулочные изделия? | Дети ловят мяч, называют слово, отбирают картинки из предложенных: -хлебушек -хлебный - хлебороб -хлеборезка -хлебозавод | Картинки с родственными словами и одно слово (хлев), не подходящее к ним. |
Развитие связной речи (простое распространённое предложение), памяти, актуализация словаря по теме. Игра «Что сначала, что потом?». | Фронт. | Проблемно- поисковый | -У вас на столе конверт, достаньте картинку, скажите, что нарисовано, определите когда это произошло «Что было сначала, что потом?» | Дети называют, целесообразно выкладывают на доске: - Весной люди пашут землю. - Хлеборобы сеют зерна. -Летом хлеборобы борются с вредителями. -Когда колоски созревают, их комбайны собирают, обмолачивают. -Зерна везут на элеваторы, чтобы сохранить. - На заводе из зёрен делают муку. - Из муки на хлебозаводе пекут хлебобулочные изделия. - Разные хлебобулочные изделия везут в магазин. | Картинки к игре «Как к нам пришел хлеб». |
| Фронт. | Беседа | - О чем мы сегодня говорили? - Какие звуки мы сравнивали, что произойдёт, если их перепутать? -Вам было интересно занятие ? | - Мы сравнивали звонкий «г» и глухой «к». Если их в слове перепутать, то изменится значение слова. -Мы вспомнили о том, как появился хлеб, что пекут из муки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал в развитие навыков звукового анализа и синтеза на этапах автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
В статье представлен некоторый дидактический материал, используемый на логопедических занятиях....
Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».
Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»....
Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»
Одно из направлений в современной логопедии – формирование навыков звукового анализа и синтеза. Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений межд...
Консультация для родителей на тему: «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»
Трудностти и пути их решения при обучении навыкам звукового анализа и синтеза...
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»
Консультация для воспитателей на тему:«Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»...
Наглядно – дидактическое пособие для формирования и развития навыков звукового анализа и синтеза «Звуковая гусеница»
Цель пособия: Развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического и речевого восприятия, формирование понимания механизма образования звуков, ознакомление с основами грамоты у детей старшего...
Презентация на тему "Развитие навыка звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста"
Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико — синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. При обучени...