Дидактический материал в развитие навыков звукового анализа и синтеза на этапах автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
статья по логопедии по теме
В статье представлен некоторый дидактический материал, используемый на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактический материал | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический материал в развитие навыков звукового анализа и синтеза на этапах автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Для развития речи необходим определенный уровень развития слуха, как физического, так и фонематического. Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Система фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков, называется фонематической. Немаловажной функцией фонематической системы является фонематический анализ.
Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ — это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения (В.К. Орфинская).
Развитие навыков фонематического анализа, а вместе с ним и синтеза, позволяется ребенку овладевать грамотным чтением и письмом, а, следовательно, усваивать школьную программу. В дошкольном возрасте мы подготавливаем основу, на которой в последствие будет базироваться способность осваивать процесс чтения и письма.
В нашем дошкольном учреждении выпускной группой является - старшая, а согласно программным требованиям, у детей средней группы к концу учебного года должны быть сформированы навыки: выделение звука на фоне слова и выделение первого звука в слове. У детей старшей группы – определение первого, последнего звука в слове и определение его позиции в слове. В процессе наблюдения, было выявлено, что некоторым детям недостаточно знаний определенных программными требованиями, поэтому с ними мы стараемся овладевать более сложной формой фонематического анализа и элементами слияния слогов, звуков в слова, т.е. синтеза. Конечно, таких детей единицы, большинству ребят с речевыми нарушениями требуется длительное время на овладение этими навыками. В связи с этим возникла проблема разнообразия дидактического материала. Но ведь параллельно с развитием фонематических процессов, нам необходимо решать и ряд других задач: работать над артикуляционной и мелкой моторикой, звукопроизношением, слоговой структурой слова, лексико-грамматическими конструкциями и т.д., поэтому предлагаемые пособия позволяют решать часть этих задач, при этом расходуя минимум времени, сил и средств на их изготовление.
Примеры некоторых дидактических пособий:
«Орехи для белочки»
Цель: выделение звука на фоне слова.
Дополнительно можно работать над звуками на этапе автоматизации, дифференциации, лексико-грамматическими конструкциями,
развивать мелкую моторику пальцев рук, а также над связной речью, придумав целый рассказ об этом персонаже.
Задача игры: выбрать для белочки только те орешки, в названиях которых есть автоматизируемый звук (или звуки). Орешки нужно доставать из шишки, причем это сделать не так-то просто.
«Холодильник Леона»
Цель: выделение звука на фоне слова.
Дополнительно, к уже перечисленным в предыдущей игре примерам, можно работать над слоговой структурой слова или определением места звука в слове (разложить сосиски в холодильнике по полкам, в зависимости от количества слогов в слове и номером полки, или позицией звука в слове: начало – верхняя полка, середина – средняя, конец - нижняя).
«Подарок для ослика Иа»
Цель: определение первого звука в слове.
Задача игры: выбрать для подарка только те шарики, в названиях которых первый звук будет, например, Л.
Дополнительно вспоминаем сюжет сказки и «дарим» свой подарок Иа.
«Радуга»
Цель: выделение звука на фоне слова, определение первого звука в слове и соотнесение его с цветом.
Задача игры: выбрать краски для палитры, чтобы нарисовать радугу, при этом определяя последовательность расположения цветов.
Последовательность действий: сначала выбираем семь цветов, в названиях которых есть автоматизируемый звук. Затем в известной фразе «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» в каждом из слов выделяем первый звук, соотносим этот звук с названием цвета и крепим его на полотно. После того, как все цвета займут свои места в «бесцветной радуге» фломастерами рисуем линии в определенной ранее последовательности.
Более детально можно рассмотреть эти пособия в папке с фотографиями.
Также, работая в этом направлении и учитывая среду, в которой растут наши дети, где компьютерные технологии вызывают наибольший интерес, нежели изделия из бумаги, решение этой задачи стало возможным, благодаря одной из самых доступных каждому пользователю, компьютерных программ – Microsoft Power Point.
Конечно, использование данной программы, имеет ряд своих достоинств и недостатков.
Вот некоторые из них:
+доступность;
+ легкость в освоении программы пользователем;
+ возможность изменить содержание слайда в короткое время;
+ есть потенциал для развития творческих способностей пользователя.
- при проведении упражнения, требуется постоянный контроль со стороны педагога за ходом действия, т.к. любое отклонение от алгоритма действий, ведет к изменению результата;
- выполнение ребенком упражнение (без контроля педагога), исключает право на ошибку (т.к. ошибившись, возврат к исходным данным затруднителен, нужно начинать игру сначала).
Для формирования навыков звукового анализа и синтеза я сделала несколько папок по направлениям работы: «выделение звука на фоне слова», «выделение первого звука в слове», «выделение последнего звука в слове», «звук в середине слова», «слоговая структура слова», «анализ слова», «синтез слова». В эти папки я помещаю сделанные игры и реализую их на своих занятиях.
Таким образом, реализация задачи по развитию навыков фонематического анализа и синтеза на этапах автоматизации и дифференциации звуков на логопедических занятиях, в моей работе, стало носить более разнообразный характер, тем самым поддерживая интерес детей к овладению таких довольно сложных и необходимых навыков.
Литература
- Развитие фонематического анализа и синтеза //Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004. - с. 112-129
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия М.,2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми по развитию навыков звукового анализа и синтеза на основе слова для детей старшей логопедической группы с диагнозом ТНР ОНР (первый год обучения)
Конспект совместной деятельности с детьми по развитию навыков звукового анализа и синтеза на основе слова для детей старшей логопедической группы с диагнозом ТНР ОНР (первый год обучения)...
Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА»
Консультация для родителей«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА»...
Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи
Рассматртвается проблема формирования фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи, этапы формирования звукового анализа и синтеза....
Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».
Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»....
Дидактическое пособие для формирования навыков звукового анализа и синтеза "Волшебные крышечки"
Дидактическое пособие для формирования навыков звукового анализа и синтеза "Волшебные крышечки"...
Дифференциация звонких- глухих согласных [Г]-[К]. Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов. Лексическая тема: «Хлеб - всему голова».
Открытое комплексное логопедическое занятие по коррекции общего недоразвития речи в старшей группе компенсирующей направленности....
Наглядно – дидактическое пособие для формирования и развития навыков звукового анализа и синтеза «Звуковая гусеница»
Цель пособия: Развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического и речевого восприятия, формирование понимания механизма образования звуков, ознакомление с основами грамоты у детей старшего...
Комментарии
Огромное спасибо за ваш
Огромное спасибо за ваш материал! Очень пригодится в работе!
Спасибо! Я очень рада.
Спасибо! Я очень рада. Надеюсь вам понравиться с ним работать!
Ирина Анатольевна! Понравился
Ирина Анатольевна! Понравился Ваш дидактический материал. Очень разнообразный.
Большое спасибо
Большое спасибо