Сказка о том, как Илья Муромец правила дорожного движения учил
материал по коррекционной педагогике

Лебедева Екатерина Викторовна

Задача каждого взрослого человека — обезопасить себя и своих близких, в первую очередь детей, снизить риск попадания в опасную дорожную ситуацию на проезжей части, на тротуарах, во дворах жилых домов. Вот почему значимость бесед с детьми о правилах дорожного движения, о безопасном поведении пешеходов и водителей в наши дни особенно возросла.

   Не секрет, что прочность и качество усвоения информации  ребенком напрямую зависят от его заинтересованности и вовлеченности в ту деятельность, которой он занят. Поэтому возникла идея подачи материала о правилах дорожного движения в форме сказки, главными героями которой стали знакомые многим ребятам персонажи - Илья Муромец и Баба Яга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жизнь человека в мегаполисе с каждым днем становится все динамичнее.  Вместе с возможностью быстрого передвижения в городской среде растет и риск того, что любой из нас может, к сожалению, стать невольным участником дорожно-транспортного происшествия.

      Задача каждого взрослого человека — обезопасить себя и своих близких, в первую очередь детей, снизить риск попадания в опасную дорожную ситуацию на проезжей части, на тротуарах, во дворах жилых домов. Вот почему значимость бесед с детьми о правилах дорожного движения, о безопасном поведении пешеходов и водителей в наши дни особенно возросла.

   Не секрет, что прочность и качество усвоения информации  ребенком напрямую зависят от его заинтересованности и вовлеченности в ту деятельность, которой он занят. Поэтому возникла идея подачи материала о правилах дорожного движения в форме сказки, главными героями которой стали знакомые многим ребятам персонажи - Илья Муромец и Баба Яга.

     Используя данный материал педагоги группы проводили беседы о безопасном поведении при нахождении на улице, параллельно проводилась работа по расширению и активизации словарного запаса дошкольников, развитию лексико-грамматического строя речи, развитию связной речи, неречевых психических функций. Ребята также принимали участие в дидактических играх о правилах дорожного движения.

     В качестве рекомендаций родителям воспитанников предлагалось перечитать сказку и совместно с детьми проиллюстрировать наиболее понравившийся эпизод.

     Результатом такой коллективной работы стала книга, которую воспитанники не только с удовольствием рассматривали в группе, обсуждая поступки героев, но также участвовали в ее презентации в рамках мероприятия «Книжкина неделя», проводимого в детском саду.

     Хочется подчеркнуть, что формировать у ребенка модель безопасного поведения важно уже в дошкольном возрасте.      Таким образом, предлагаемый в работе материал может быть использован при знакомстве детей с правилами дорожного движения, при закреплении навыков безопасного поведения на дороге, на улице, вблизи проезжей части как родителями самостоятельно, так и совместно с педагогами детского сада.

Сказка о том, как Илья Муромец правила дорожного движения учил

     В стародавние времена в городе Муроме, в селе Карачарове, жил-поживал богатырь Илья Муромец.

     Случилась однажды беда: пропал у него нож булатный.

     Посоветовали люди добрые Илье Муромцу обратиться к Бабе-Яге: дескать живёт она на свете долго, знает много, любому горю помочь может.

     Отыскал богатырь Бабу-Ягу аж в 21 веке. Рассказал о пропаже.

     Баба-Яга и говорит:

  • Не печалься, Ильюшенька, знаю я, где нож булатный отыскать. Он в Эрмитаже.
  • А что это? Магазин какой?
  • Нет, милок, это музей. Находится он в городе Санкт-Петербурге, на Дворцовой площади.
  • А как же попасть туда? А, знаю, на коне доскакать можно. Где у вас конюшня?
  • Э, нет, Илья Муромец, Дворцовая площадь далеко, в центре города. И на конях мы не ездим. 21 век на дворе!
  • Так что, пешком пойдём?
  • Мы поедем сначала на трамвае, потом на метро, а ещё на автобусе и на троллейбусе.
  • А что это такое?
  • Это, Ильюша, виды транспорта. Но чтобы в пути ничего плохого не случилось, мы должны соблюдать правила дорожного движения.
  • А это что ещё за правила такие?
  • Вот про них я тебе и буду рассказывать.

     Отправились герои на поиски.

     Идут по улице, Илья Муромец по сторонам глядит, удивляется.

     Вдруг видит, у дороги трехглазое чудище невиданное и все его слушают: красным глазом моргнёт — народ стоит, не шелохнётся, жёлтым глазом моргнёт — люди по сторонам налево-направо смотрят, а зеленым — переходят дорогу. Правило такое!

     Баба-Яга говорит:

  • Это светофор. Он регулирует движение, чтобы люди и машины не сталкивались.

     Задумался Илья Муромец, а Баба-Яга его за руку тянет:

  • Смотри, богатырь, зелёный сигнал светофора горит, движение нам разрешает.

     Идут дальше, вдруг металлический сундук по железным палкам навстречу мчится. Илья Муромец испугался, за Бабу-Ягу спрятался, а она объясняет:

  • Не пугайся, милок, это трамвай, он по рельсам ходит. На нём и поедем.

     Зашли в трамвай, богатырю тесно стало, он руку-то в окно и высунул. Баба-Яга научает:

  • Илья Муромец, запомни правило: не высовывайся из окна движущегося транспорта.

     Приехали, вышли из трамвая.

  • Запомни, Ильюшенька, следующее правило: трамвай всегда обходи спереди.

     Перешли путешественники дорогу. Вдруг богатырь рисунок странный увидел: человек по лестнице спускается.

  • А это, Илья Муромец, дорожный знак -  «Подземный переход» называется. Запомни правило: если видишь такой знак, значит можно дорогу под землёй перейти.
  • А это что? Закорючка какая-то нарисована.
  • Это буква «М», она указывает, что близко метро.
  • А, понял, это вид транспорта такой. Пойдём скорее в метро.

     Спустились под землю, а там гусеницы невиданные по рельсам ходят, а на полу светлые полоски нарисованы.

  • Это поезда, а место, где мы с тобой стоим платформой называется, - разъясняет Баба-Яга, - запомни, богатырь, ещё одно правило: не заходи за ограничительные линии на платформе. Опасно это. Можно нечаянно упасть и под колеса поезда попасть!

     Так и под землёй Илья Муромец побывал.

     Вышли герои из метро и оказались на очень оживлённой улице. Машины, автобусы, светофоры, люди — всё-всё закружилось перед несчастным Ильёй Муромцем.

  • А это главная улица города Санкт-Петербурга — Невский проспект.

     Богатырь посмотрел по сторонам и спрашивает:

  • Баба-Яга, а почему светофор только жёлтым глазом мигает?
  • Замёрз видно. Запомни правило: если светофор не работает, ищи человека с черно-белой полосатой палочкой в руке — регулировщика.

     Увидел Илья Муромец регулировщика и снова спрашивает:

  • Чего это он руками во все стороны машет? Зарядку делает?
  • Нет, милок. Регулировщик показывает, куда и когда могут направляться машины и люди. Правая рука вверх — пешеходы, стойте на месте. Вперед — смело идите у него за спиной.
  • А, теперь понятно.

     Перешли Баба-Яга и Илья Муромец дорогу, пришли на остановку, скоро и автобус подошёл.

     Едут, богатырь красотами города любуется, Баба-Яга говорит:

  • Запомни следующее правило: когда выйдешь из автобуса, обходи его только сзади.

     Вышли из автобуса, богатырь спрашивает:

  • Баба-Яга, где же этот Эрмитаж? Скоро мы до него доберёмся? Устал я.
  • Потерпи, Ильюша, скоро уж.

     И тут Илья Муромец на тротуаре мяч увидел.

     Смотрит Баба-Яга, а богатырь уже с ним у дороги играет. Разозлилась она, подбежала и давай Илью Муромца вразумлять:

  - Ты что это, богатырь, не видишь, что машин и людей здесь видимо-невидимо? Вдруг мяч на дорогу укатится, ты за ним побежишь, а транспорт мгновенно остановить невозможно. Так и до беды недалеко! Запомни правило важное: играй только в стороне от дороги, например, на спортивных площадках.

     Стыдно Илье Муромцу стало:

  • Не сердись, бабулечка, не буду я так больше делать. Понял, что опасно это. Пойдём лучше нож булатный искать.

     Идут дальше, надо дорогу перейти. Светофора нет и регулировщика не видно, а машины мчатся, не останавливаются. Илья Муромец чуть не плачет:

  • Как дорогу перейдём? Что ж мы так и будем здесь стоять?

     Баба-Яга его успокаивает:

- Не переживай, Ильюшенька. Для пешеходов есть дорожка специальная, которая называется «зебра». А ещё знак — «Пешеходный переход». Он подскажет, где безопасно можно перейти дорогу. Но сначала нужно по сторонам посмотреть: налево, а потом направо и убедиться, что все машины стоят, пропустить тебя хотят.

     Перешли дорогу и вновь на остановке оказались, а тут и троллейбус подходит, ещё и остановиться не успел, а Илье Муромцу не терпится, готов на ходу в него запрыгнуть. Баба-Яга разъясняет:

  • Запомни, богатырь, ещё одно правило: входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда он остановится, нельзя прыгать на ходу!

     Едут герои в троллейбусе, а Баба-Яга следующее правило говорит: троллейбус обходят только сзади.

     Богатырь слушает внимательно, запоминает.

     Вдруг увидел Илья Муромец дворец прекрасный, красоты неописуемой, так и ахнул.

  • Вот мы и добрались. Это и есть Эрмитаж.

     Обрадовался богатырь:

  • Наконец-то, пойдём скорее.

     И как побежит по тротуару, толкает всех, спешит. Оглянулся, а Бабы-Яги-то рядом нет. Испугался, глазами ищет. Уже и про нож булатный забыл, страшно стало потеряться в таком большом городе.

     Наконец, увидел среди людей Бабу-Ягу. А она ему издали пальцем грозит:

  • Опять не слушаешь меня! Нельзя вперёд взрослого убегать — можешь потеряться. И разве можно других пешеходов толкать-расталкивать? А если кто на проезжей части ненароком окажется?
  • Знаю, бабулечка, там машины могут пешехода сбить. Прости, не буду так больше делать.
  • Верно, дорога — место небезопасное. Вести себя здесь нужно очень аккуратно. И ещё одно правило запомни, Илья Муромец: если ты потерялся на улице, не плачь, попроси прохожего взрослого или полицейского помочь тебе, назови свой адрес.

     Идут путешественники по улице.

  • Баба-Яга, - спрашивает Илья Муромец, - а что у вас в Санкт-Петербурге сегодня праздник?
  • Почему ты так решил, Илья Муромец?
  • Да вот, ленточки красно-белые вдоль домов развешаны. Красота да и только!
  • Ты, милок, наверх посмотри, видишь, какие сосульки с крыш свисают?
  • Да это не сосульки, а ледяные глыбы. Если такая вдруг на прохожего упадёт, точно быть беде.
  • Чтобы этого не случилось, чтобы пешеходы не пострадали, такие ограждения и нужны. Запомни правило: ленточки ограничительные всегда указывают на опасные места: может сосулька с крыши упасть, а может люк на дороге открытым оказаться. Так что будь внимателен!

И вот герои в Эрмитаже.

     В одном из залов Баба-Яга говорит:

  • Гляди, милок, и пропажа твоя, нашлась!

     Смотрит богатырь, а нож его булатный в стеклянном ящике лежит, каменьями драгоценными сверкает, и каждый, кто в зал заходит, им любуется. Подумал Илья Муромец и решил:

  • Знаешь, Баба-Яга, пусть нож булатный в Эрмитаже останется. Люди на него смотреть будут да о подвигах моих вспоминать. А мне мастера оружейные другой сделают.
  • Ну, тогда пора нам в обратный путь отправляться.
  • Нет, бабулечка, хочу я по залам Эрмитажа походить, любопытно, что за музей такой в Санкт-Петербурге!
  • Коли так, пойдём за экскурсоводом, он нам много интересного поведает.
  • Хорошо, только домой тебя потом сам довезу, правила-то я уже знаю!

     Много интересного узнал Илья Муромец в тот день и домой Бабу-Ягу довёз без приключений. Ведь он внимательно слушал и все правила дорожного движения запомнил!

     Вернулся богатырь в славный город Муром, в село Карачарово, и долго ещё путешествие своё вспоминал да всем о красивом городе Санкт-Петербурге и о правилах дорожного движения рассказывал.

Сказку сочинила Лебедева Е. В.

Использованный материал:

  1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста . - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  2. Былины. - Ленинград: «Художник РСФСР», 1973.
  3. Про правила дорожного движения. - Издательство «Омега», 2007.
  4. Мультфильм «Пешеходный переход» - Студия «Лукоморье Пикчерз», 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка про лягушонка, который не знал правила дорожного движения

Обучение детей правилам дорожного движения....

НОД по изучению правил дорожного движения "Сказка о том, как Колобок" учил правила дорожного движения" воспитателей Дмитриевой Н.М. и Морозовой А.П. с детьми 1 старшей группы

Непрерывная образовательная деятельность по изучению с детьми правил дорожного движения, а именно: разъяснение понятий "пешеход", "тротуар", "проезжая часть", "переход"; изучение правил перехода улиц,...

Сценарий развлечения «Как Емеля правила дорожного движения учил» 2 младшая группа

Сценарий развлечения для детей младшего дошкольного возраста совместно с родителями с презентацией «Как Емеля правила дорожного движения учил»...

Авторская сказка "Необыкновенный сон Лунтика" по теме: " Правила дорожного движения" для детей старшего дошкольного возраста

Данная сказка написана в стихотворной форме, доступна и понятна детям. Текст сказки легко запоминается, так как  соответствует возрастным особенностям детей - дошкольников. Можно использовать в с...

Сценарий развлечения для детей среднего дошкольного возраста совместно с родителями с презентацией «Как Емеля правила дорожного движения учил»

Сценарий развлечения для детей среднего дошкольного возраста совместно с родителями с презентацией «Как Емеля правила дорожного движения учил»...

«Как лесные звери правила дорожного движения учили»

Расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и знаке «Пешеходный переход»; учить детей правильно вести себя на улицах и дорогах города; расширять активный словарь, развивать реч...