Самообразование 2020-2023
учебно-методический материал

Дарбакова Данара Кимовна

 

Программа и план

самообразования учителя-дефектолога

Дарбаковой Д.К.

на 2021-2023г.

по теме:

«Использование палочек Кюизенера в формировании элементарных математических представлений и в сенсорном развитии дошкольников с задержкой психического развития».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovaniedefektologa.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 30»,

358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, 2-ая улица, 87

телефон № 8(84722)2-89-88



Программа и план

самообразования учителя-дефектолога

Дарбаковой Д.К.

на 2021-2023г.

по теме:

«Использование палочек Кюизенера в формировании элементарных математических представлений и в сенсорном развитии дошкольников с задержкой психического развития».





Тема: «Использование палочек Кюизенера в формировании элементарных математических представлений и в сенсорном развитии дошкольников с задержкой психического развития».

Актуальность выбранной темы.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в практике каждого учителя-дефектолога всегда встречаются дети, которым даже самые простые счетные операции даются с трудом, несмотря на все усилия и разнообразие опробованных методик коррекции. Эти дети вроде бы неплохо пересчитывают предметы, знают цифры, ориентированы в дочисленных количественных представлениях, но совершенно не могут решать примеры и задачи.

Трудности в освоении математических представлений детьми с различным интеллектуальным статусом могут возникать по разным причинам. Одной из таких причин является несформированность «абстрактного представления о количестве». У всех детей с несформированным абстрактным представлением о количестве выявляется одна общая особенность — им доступен порядковый пересчет при полном непонимании количественного наполнения чисел. Другими словами, не обобщается опыт оперирования предметными множествами и не формируется абстрактное представление о количественном наполнении таких множеств. В результате не формируется обобщенный образ «единицы» — универсальной основы для любых вычислений. В то же время в основу традиционного обучения счету положены методы, опирающиеся именно на интуитивное понимание ребенком количественного наполнения, состава числа. Поэтому традиционное обучение не помогает детям с несформированным абстрактным представлением о количестве осваивать счет.

Для того чтобы помочь таким детям научиться, необходима методика обучения счету, опирающаяся на порядковый пересчет как основу для большинства счетных операций. Одним из возможных вариантов такой методики являются дидактические игры и упражнения с развивающими палочками Кюизенера.

Использование палочек Кюизенера в практике учителя-дефектолога по формированию математических представлений и сенсорному развитию детей позволяет решать следующие задачи:

  1. Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);
  2. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);
  3. Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;
  4. Осваивать прямой и обратный счет;
  5. Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);
  6. Помочь овладеть арифметическими действиями - сложение, вычитание;
  7. Научить делить целое на части и измерять объекты;
  8. Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.);
  9. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к конструированию и моделированию;
  10. Развивать мелкую моторику.

В настоящее время с введением ФГОС дошкольного образования считается необходимым активно использовать цветные палочки Кюизенера, рекомендованные для обучения детей основам математики.

Реализация выбранной темы будет организовываться в рамках поставленной цели.

Цель:

создание условий по использованию палочек Кюизенера в формировании элементарных математических представлений и сенсорном развитии дошкольников с задержкой психического развития.

Задачи:  

  1. Изучить научно-методическую литературу по выбранной теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике;
  2. Изучить передовой опыт использования палочек Кюизенера в дошкольных образовательных учреждениях;
  3. Приобрести данный дидактический материал в ДОУ;
  4. Изучить структуру дидактических игр по ФЭМП и сенсорному развитию;
  5. Разработать дидактические и методические материалы по выбранной теме;
  6. Внедрить их в систему коррекционной работы;
  7. Обобщить и распространить опыт работы в данном направлении в образовательном учреждении.

Предполагаемый результат: качественное улучшение образовательного процесса.

Форма самообразованияиндивидуальная.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  1. Изучение литературы по теме.
  2. Приобретение комплекта палочек Кюизенера в кабинет дефектолога.
  3. Создание картотеки дидактических игр.
  4. Применение в коррекционной работе по ФЭМП и сенсорному развитию существующих на данный момент дидактических игр с палочками Кюизенера.
  5. Разработка и изготовление дидактических материалов (схемы, инструкции, образцы) по использованию палочек Кюизенера в коррекционно-развивающем обучении.
  6. Разработка программы по теме: «Использование палочек Кюизенера в формировании элементарных математических представлений и сенсорном развитии дошкольников с ЗПР».
  7. Согласование с руководством ДОУ о возможности использования данной программы в образовательном процессе.
  8. Внедрение программы в коррекционное обучение.
  9. Обобщение результатов проделанной работы.
  10. Распространение педагогического опыта.

План работы по самообразованию на 2021-2023 учебный год.


Вид деятельности

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

СРОКИ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Диагностический

Постановка проблемы. Определение цели и задач работы над темой.

Сент.-октябрь,

январь, май-ежегодно

Диагностика текущего уровня сформированности элементарных математических представлений и сенсорных эталонов у воспитанников.

Октябрь 2021г.

Формулировка цели и задач работы над темой.

Прогностический




Изучение литературы по теме и анализ имеющегося опыта. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Ноябрь 2021г.-январь 2022 г.

Изучение литературы по теме

Январь-февраль 2022 г.

Подбор форм и методов знакомства детей с палочками Кюизенера.

Март 2022 г.- май 2023 г.

Практическое использование данного дидактического пособия в коррекционно-развивающем обучении.

Практический




Внедрение передового педагогического опыта; Формирование методического комплекса:

1 этап

2 этап.

Март - май

2022 г.

Создание картотеки игр и упражнений с палочками Кюизенера.

Сентябрь-октябрь 2021 г.

Разработка и изготовление дидактических материалов (схемы, инструкции, образцы).

Сентябрь-декабрь 2021 г.

Разработка программы по данной теме;

на протяжении

2021-2023 годов

Разработка консультаций для родителей и специалистов детского сада. Примерные темы:

1. «Использование палочек Х. Кюизенера в образовательном

процессе ДОУ как средства развития количественных представлений».

2. «Палочки Кюизенера — развиваем мышление детей!»

3. «Игры и упражнения с палочками Кюизенера».

5. Консультация для родителей

«Цветные счетные Палочки Кюизенера, что это такое?»

2022 г.

Систематизация практического материала по данной проблеме. Обобщение результатов работы.

Обобщающий

Оформление результатов работы;

Подведение итогов реализации программы.

2023 г.

Разработка и утверждение программы. Обобщение результатов работы по реализации данной программы

Январь 2022 – май 2023 г.



Практическое применение программы «Использование палочек Кюизенера в формировании элементарных математических представлений и в сенсорном развитии дошкольников с ЗПР».

Внедренческий

Включение разработанной и утвержденной программы в образовательный процесс.


Распространение опыта работы.

2021-2023 г.

Публикации в СМИ, консультативная помощь специалистам и родителям, организация и проведение мастер-классов для коллег и родителей, участие в конкурсах.

Список изучаемой литературы:

  1. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. – М., 2007.
  2. Ланков А.В. «К истории развития передовых идей в русской методике математики»,-М,; «Учпедгиз» -1951.
  3. Логинова В.И. «Формирование умения решать логические задачи в
    дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования
    элементарных математических представлений в детском саду». — Л.;
    1990.
  4. Непомнящая Р.А., Михайлова З.А. Палочки Х. Кюизенера как средство предматематической подготовки дошкольников // Методические рекомендации по совершенствованию подготовки детей к школе в детском саду. - Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена. - 2003.
  5. Носова Е.А. «Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений», -Л,; 2001.
  6. Носова Е.А., Непомнящая Р. А. Логика и математика для дошкольников // Методическое пособие (Библиотека программы «Детство») -СПБ.: «Детство-пресс». - 2005.
  7. Практические пособия «Дидактические игры – занятия в ДОУ» (младший возраст) под редакцией Е. Н. Пановой и «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3 – 7 лет) под редакцией В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой.
  8. Сумина И.В., Михайлова З.А., Серова З.А. Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приёмов. Дошкольное воспитание. - 2002. - №10.
  9. Тарунтаева Т.В. «Развитие элементарных математических представлений дошкольников».- М.: Просвещение. - 1980.
  10. Тимофеева Л. Л. Маленькая дверь в волшебный мир загадок: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010. – 109 с.
  11. Финкельштейн Б.Б. «Вместе весело играть» (игры с палочками Кюизенера для самых маленьких). – С-П.: «Корвет».
  12. Финкельштейн Б.Б. «Волшебные дорожки» (игры с палочками Кюизенера для самых маленьких 2- 3 лет). – С-П.: «Корвет».
  13. Финкельштейн Б.Б. «Дом с колокольчиком» (игры с палочками Кюизенера для детей 3- 5 лет). – С-П.: «Корвет».
  14. Финкельштейн Б.Б. «На золотом крыльце...» (набор игр с цветными счетными палочками Кюизенера). – С-П.: «Корвет».
  15. Чеплашкина И.Н. и др. Математика это интересно.
  16. Чеплашкина И.Н. Кларина Л.М., Михайлова З.А., Разноцветные полоски. Играем детском саду, дома и на улице,- СПБ, Мир искусства и Детство-Пресс 2007, 125 с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования: "Инновационные технологии при работе с детьми с ОВЗ в условиях детской дошкольной организации". План работы на 2020 - 2023 уч.год

Цель: создание модели комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации.Задачи:Организовать работу по созданию инновационной образовательной среды, обеспечивающе...

Самообразование 2020-2023

План по самообразованию "Формирование основ безопасности"...

План работы по самообразованию на 2020 -2023 учебный год. Тема: «Сенсорное развитие ребёнка дошкольного возраста через дидактические игры»

План работы по самообразованию на 2020  -2023 учебный год.Тема: «Сенсорное развитие ребёнка дошкольного возраста через дидактические игры»...

План по самообразованию 2020-2023 г.г.

Воспитательная работа...

Анализ работы по самообразованию за 2020-2023 учебный год

Анализ работы по самообразованию за 2020-2023   учебный год...

Самообразование за 2020-2023 учебный год.

Тема самообразования: "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...

План самообразования 2020 - 2023 г.

План самообразования на тему: " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...