Инклюзия. Вопрос и ответ.
статья по коррекционной педагогике

Ушкалова Татьяна Владимировна

Инклюзия. Родители школьников не согласны на совместное обучение их детей с ребёнком с ОВЗ? Не складываются отношения в классе? Ребёнок с ОВЗ не усваивает программу? Что посоветовать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuziya_vopros_-_otvet.doc100.44 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзия. Вопрос – ответ.

Подготовила:         Ушкалова Т. В.

Вопрос 1.

     В класс общеобразовательной школы приходит ребенок с ОВЗ, однако, выясняется, что не все родители согласны, чтобы их дети обучались совместно с ребенком-инвалидом. Как должен поступить педагог в данном конфликте?

Ответ:

     Чтобы узнать причину несогласия родителей, необходима организация их встречи с педагогом, и желательно, психологом. Что может быть причиной недовольства?

     Во-первых, родителей может беспокоить то, что педагог будет уделять львиную долю своего внимания ребёнку с ОВЗ и, вследствие этого, будет страдать качество образования остальных детей.

     Во-вторых, присутствие в классе «необычного» ребёнка может вызвать у детей чувство жалости, агрессии, страха.

     В ответ на эти опасения можно привести  результаты исследований, проведенных по инициативе Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной Палате Российской Федерации. Опрошенные  родители детей без инвалидности отмечают, что  обучение в инклюзивной школе  формирует в детях представление о нормах и ценностях, необходимых для жизни в современном обществе, что обучающиеся в инклюзивных школах дети начинают толерантнее относиться к любым проявлениям «инаковости» и принимать окружающих такими, какие они есть, что является очень важным навыком в современном мире. Родители отмечают, что в случае необходимости педагоги проводят с их детьми разъяснительные беседы, однако, как правило, сама атмосфера в таких школах стимулирует формирование подобных качеств. Родители также отмечают, что в инклюзивных школах развит индивидуальный подход, а потому даже дети без инвалидности получают больше внимания со стороны педагогов, чем в других образовательных организациях, что позволяет им лучше усваивать материал и получать больше возможностей для развития.

     Более того, некоторые родители испытывают мистический иррациональный страх перед физическими ограничениями, воспринимают болезнь как следствие неправильного образа жизни, ошибок, проступков, и считают, что нравственный человек не может заболеть. Следует объяснить, что такая модель понимания характерна для древних времён. Социокультурные изменения, происходящие в обществе, обусловили постепенное распространение новой парадигмы в отношении интеграции детей с ОВЗ. Например, инвалидность в гуманистическом понимании оказывается одним из признаков, отличающих людей, таких, как к примеру, пол, возраст, тип конституции и т.п. Инвалидность признаётся одним из нормальных вариантов развития, а не девиацией. А по своим человеческим качествам ребёнок с ОВЗ ничем не отличается от здорового.

     Следует отметить, что многие родители просто незнакомы с инклюзией и испытывают боязнь перед неизвестным.  Нужно объяснить, что ребенок с ограничениями здоровья – такой же член общества, которому необходимо взаимодействие с социумом. Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье. Согласно ей ребята здоровые и с ОВЗ обучаются совместно. В качестве основных преимуществ инклюзивной системы образования детей-инвалидов отмечают, прежде всего, возможности полноценной социализации и интеграции для ребенка с инвалидностью, а также коммуникацию со сверстниками без инвалидности и детьми-инвалидами с другими ограничениями по здоровью. Родители детей-инвалидов (по результатам опросов, проведенных         Московским психолого-педагогическим институтом)  отмечают также, что факт обучения в инклюзивной школе положительно влияет на психологическое состояние как детей, так и родителей, которые перестают воспринимать своего ребенка как «инвалида», а смотрят на него как на обычного ребенка с детскими потребностями и особенностями. Можно привести примеры внедрения инклюзии в европейских странах, где уже к  2000 году были закрыты большая часть специальных учреждений для детей-инвалидов, а дети переведены в общеобразовательные школы. Например, в Норвегии дети с ОВЗ (кроме тяжёлых патологий) посещают общие детские сады, а после 6 лет родители сами выбирают образовательный маршрут для своего ребёнка: общую или специальную школу…

       Я считаю, что с учетом текущего состояния формирования инклюзивной культуры в образовательной организации следует подбирать различные формы  взаимодействия с родителями:  круглые столы и практикумы  на тему инклюзивного образования (обсуждение плюсов и минусов инклюзивного обучения, нахождение путей решения возникших проблем и т.д.)  консультации родителей, в том числе и индивидуальные, оформление  информационных  стендов и т.д.

Вопрос 2.

     

     Педагог замечает, что в классе сложились нездоровые отношения между нормально развивающимися детьми и ребенком с ОВЗ. Родители ребенка-инвалида также неоднократно высказывали педагогу свои опасения по поводу проблем коммуникации. Что должен предпринять педагог в данной ситуации?

Ответ:

     Поскольку отсутствие опыта взаимодействия со сверстниками может приводить к неспособности детей с ОВЗ создавать стабильные социальные и дружеские отношения, важно, чтобы педагоги и специалисты сопровождения создавали ситуации и поддерживали взаимодействие с одноклассниками.

     Во-первых, необходимо избегать определённых ошибок: нельзя ограждать детей с ОВЗ от трудностей, участия в мероприятиях, в том числе трудовых (подклеивает учебники или рисует стенгазету в то время как остальные делают генеральную уборку класса);  не присуждать детям с ОВЗ победу в соревнованиях только из-за их присутствия; - всё это создаёт негативное отношение здоровых детей к детям с ОВЗ.

     Во-вторых:

- работу следует начинать уже в адаптационный период. Например, для знакомства с одноклассниками провести специальное занятие, где каждый из учеников подготовил бы рассказ о себе.

- необходимо включать детей с ОВЗ в различные виды совместной деятельности: общие игры, праздники, конкурсы, экскурсии, соревнования; - совместная рекреационная и игровая деятельность способствует включению детей с ОВЗ в коллектив и делает их более уверенными;

- включать детей с ОВЗ во фронтальную работу класса; организовывать на уроках парную работу учеников с участием включаемого ребёнка; вызывать включаемых детей к доске и в случае затруднения просить одноклассников помочь им;

- обязательно акцентировать внимание на способностях и успехах включаемых детей.

     Однако если уже случился инцидент, началась травля, то это не должно умалчиваться, педагогу необходимо ситуацию озвучить, воззвать к совести обидчиков, сделать упор на неприемлемое поведение, ведь ребёнок с ОВЗ неспособен защититься либо из-за физического ограничения, либо по незнанию, ведь родители в домашних условиях создают «тепличную», любящую атмосферу для своего  ребёнка (конечно в лучшем случае). Хотя травля (буллинг) – явление, не имеющее границ, и в группе риска находится любой человеческий коллектив. Исследования в области буллинга не выделяют конкретных и однозначных типов жертв, но среди жертв травли есть и дети богатых семей, и здоровые, и талантливые, и даже выдающиеся дети. В изоляционных моделях социальных сообществ, в том числе, и образовательных, риски буллинга и насилия значительно выше.

     Думать нужно не о том, что, возможно, обидят ребёнка с ОВЗ, а о том, что травле может быть подвергнут любой ребёнок. Если в классном коллективе есть буллер, то жертва найдётся, учится в классе ребёнок с ОВЗ или нет. Поэтому внимание должно быть обращено к самой проблеме травли. И бороться надо с ней, а не с учениками с ОВЗ, назначенными в обязательные жертвы лишь нашей фантазией.

     Таким образом, в  данном вопросе роль педагога состоит в планировании и организации совместной учебной и внеучебной деятельности в инклюзивных класса. Кроме того, являясь значимым взрослым, педагог демонстрирует школьникам образец отношения к одноклассникам с ОВЗ, а для успешной реализации инклюзивной практики педагогу необходимо обладать широким репертуаром профессиональных действий, т.к. от этого зависит принятие школьников с ОВЗ в коллективе сверстников.

     

Вопрос 3.

     Обучаясь по индивидуальному образовательному маршруту, ребенок с ОВЗ тем не менее с трудом осваивает учебный материал. Родители ребенка-инвалида настаивают на упрощении заданий. Однако педагогический коллектив настаивает на продолжении обучения по разработанному маршруту. Как должен поступить классный руководитель, родители, руководитель образовательной организации в сложившейся ситуации?

Ответ:

     Почему может возникнуть такая ситуация? В условиях родительской гиперопеки ребёнку с ОВЗ, как и любому ребёнку, свойственно лениться, лукавить, давить на жалость, чтобы не трудиться над домашним заданием, а чтобы родители ему помогли или, что хуже, сделали бы это задание за него. Естественно у родителей создаётся впечатление, что ребёнок не способен овладеть данной программой. Минус такого поведения ребёнка ещё и в том, что нежелание вникнуть в суть задания и потрудиться самому действительно будет способствовать отставанию по программе и неуспеваемости.

     Если педагог видит в ребёнке определённый потенциал и знает, что ребёнок справляется или справится с индивидуальной программой, считает правильным образовательный маршрут, хотя в данный момент, возможно, есть определённые трудности, то ему (преподавателю) не нужно идти на поводу  у родителей. Педагог должен объяснить (или напомнить) родителям, что получение  их ребёнком полных и развёрнутых знаний, качественного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

     В этом случае педагогу необходимо дать совет или провести консультацию с родителями такого ребёнка по правильной организации условий для работы дома: сделать акцент на поэтапном и последовательном выполнении заданий;  повторить несколько раз  инструкции к заданию до полного понимания; посоветовать смену видов деятельность и чередование работы с отдыхом (игра, прогулка); ни в коем случае не делать задания за ребёнка, а попытаться объяснить и т.д.

     Если же педагог и сам видит некие сложности в овладении материалом, то всё же  сдаваться сразу не стоит. Нужно, во-первых,  определить причину отставания и попытаться устранить. Необходимо использовать различные методы в работе:

- дети с ОВЗ нуждаются в изменении способов подачи информации, поэтому необходимо предоставление особых условий (изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение и т.п.);

- важно вырабатывать  у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем, для чего  широко используется  дидактический материал и игровая  деятельность;

- детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи;

- нужно помнить, что повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ, его необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым;

- важно  активизировать познавательную деятельность, обогащать  знаниями об окружающем мире;

- необходимо корректировать все виды  высших психических функций: память, внимание, мышление;

-  проводить нейропсихологические упражнения для улучшения мозговой деятельности; предотвращать наступление утомляемости и т.д.

     Дирекция  образовательного учреждения, а это несомненно опытные и знающие педагоги, вправе поддержать преподавателя, убедить родителей в правильности его действий. Если же все попытки по улучшению успеваемости не дали положительного результата, то можно посоветовать родителям вновь пройти обследование и получить новые рекомендации от соответствующей комиссии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки: 101 вопрос и ответ к викторине по Санкт-Петербургу "САМЫЙ УМНЫЙ" для детей старшего дошкольного возраста

Викторина "Самый умный"101 вопрос и ответк викторине по Санкт-Петербургу(для детей старшего дошкольного возраста)разработано воспитателем ГБДОУ №55 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Савче...

Адаптация ребёнка к ДОУ. Вопросы и ответы.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется....

Рекомендации для родителей будущих первоклассников в вопросах и ответах.

В настоящее время проблема готовности ребенка к школе является наиболее актуальной. Это связанно с тем, что в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы...

Готовим ребенка к школе:вопросы и ответы

Вопрос: Готовим ребенка к школе дома. Узнали о требованиях школы, в которую хотели попасть. Трудность в следующем: не знаем как получить более точную информацию о достижениях ребенка. Посоветуйт...

ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ. ВЗРОСЛЫЕ ОТВЕТЫ

Общение — одна из социальных потребностей ребенка. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребенка с родителями будут преодоле­ваться и эмоциональные трудности. Родителям можно порекомендо...

Актуальные вопросы социализации детей в ДОУ. Вопросы и ответы.

Рефлексия по итогам повышения квалификации Технологии эффективной социализации. 1. Выявление и анализ актуальных условий дошкольной образовательной организации, обеспечивающих социализацию воспит...