Игра как метод знакомства с народным искусством в работе с детьми с ОВЗ
материал по коррекционной педагогике

Андреева Анастасия Александровна

Материал с участия в форуме специалстов коррекционной перагогики ДОУ в г. Вихоревка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forum1.pptx998.67 КБ
Файл forum_andreeva.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация проекта Игра как метод знакомства с народным искусством в работе с детьми с ОВЗ Выполнила: Учитель-дефектолог Андреева Анастасия Александровна

Слайд 2

Тип проекта По доминирующей деятельности - социально-обучающий По времени – долгосрочный По количеству участников - индивидуальный

Слайд 3

Цель и задачи Цель – развитие познавательных и коммуникативных способностей детей Задачи : Выявление особенностей игровой деятельности детей с ОВЗ Обучение детей игровой деятельности Включение в совместные игры

Слайд 4

Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Игровая деятельность детей с ОВЗ имеет свои особенности

Слайд 5

Игровая деятельность детей с ЗПР Формируется с задержкой Дольше остается ведущим видом деятельности Отличается однообразием и стереотипностью Отсутствие развернутого игрового сюжета Бедность фантазии Несоблюдение игровых правил

Слайд 6

Игровая деятельность дошкольников с УО Ограничивается отдельными специфическими и неспецифическими действиями с предметами Преобладают неспецифические манипуляции

Слайд 7

Игровая деятельность дошкольников с РАС «Полевое поведение» или, напротив, « застревание » на однотипных действиях с одним предметом Игра стереотипна, однообразна, не имеет цели Часто преобладают неспецифичные манипуляции

Слайд 8

Детей с ОВЗ нужно учить играть Обучение должно начинаться с отдельных игровых действий, которые позже соединяются в короткие цепочки, и постепенно переходить к сюжетным играм и играм с правилами.

Слайд 9

Пестование Пестование - серьезный и необходимый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и, более того, процесс настройки ребенка на биополе Земли Пестушки – игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками.

Слайд 11

Сорока -ворона Круговые движения взрослых своим пальцем по детской ладони следует с самого центра, постепенно двигаясь по спирали (по часовой стрелке) к внешним контурам ладони. Текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги Закончить “варить кашу” надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами

Слайд 12

Во время раздачи каши нужно каждый пальчик взять за кончик и слегка сжать Большой палец (которому “не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе!”) нужно не просто слегка сжать, а надо как следует “побить”

Слайд 13

Ладушки

Слайд 14

«Сорока-ворона» и «Ладушки»

Слайд 15

Игры с правилами «У медведя во бору» «Гуси-лебеди»

Слайд 16

Спасибо з а внимание!



Предварительный просмотр:

Игра как метод знакомства с народным искусством в работе с детьми с ОВЗ

Тип проекта – социально-обучающий

По времени проект является долгосрочным

Цель – развитие познавательных и коммуникотивных способностей детей

Задачи:

Выявление особенностей игровой деятельности детей с ОВЗ

Обучение детей игровой деятельности

Включение в совместные игры

Константин  Дмитриевич Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры.

Именно игра является ведущим видом деятельности дошкольника, а у детей с ОВЗ имеет свои особенности.

Так у детей с ЗПР игровая деятельность формируется позже чем нормально-развивающихся сверстников и остается ведущим видом деятельности даже при переходе в школу. Игровая деятельность детей с ЗПР так же отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета (даже если сюжет есть, он короткий и простой), бедностью фантазии (дети повторяют один и тот же сюжет или небольшое количество сюжетов в своих играх изо дня в день), несоблюдением игровых правил.

У дошкольников с умственной отсталостью игровая деятельность часто, в лучшем случае, ограничивается отдельными специфичными действиями с предметами. Многие дети с нарушенным интеллектом не умеют правильно действовать с игрушками, кидают их, пробуют на вкус, стучат.

У дошкольников с РАС часто отмечается так называемое «полевое поведение», когда дети манипулируют предметами, случайно попавшими в их поле зрения, и быстро теряют интерес к игрушке, когда взгляд натыкается на другой предмет. Или же, наоборот, отмечается «застраивание» на однотипных действиях с одним предметом. Игра детей-аутистов обычно стереотипна, однообразна и не имеет никакой цели (или имеет цель понятную только самому ребенку). Важно отметить что манипуляции с предметами у таких детей часто неспецифичные.

Итак, все дети с ОВЗ имеют свои трудности в освоении игровой деятельности, поэтому таких детей следует сначала учить играть, а уже потом использовать игру как средство обучения.

Обучение должно начинаться с отдельных игровых действий, которые позже соединяются в короткие цепочки, и постепенно переходить к сюжетным играм и играм с правилами.

        

С давних времен люди понимали важность игр в развитии детей, это доказывает и наличие множества разнообразных народных игрушек с разным назначением,  и сами игры.

Русские народные игры учат детей играть вместе, развивают их коммуникативные навыки, моторику, ловкость, а так же помогают детям больше двигаться, чтобы оставаться здоровыми. Примерами таких игр являются: «Ручеек», «гуси-лебеди», «Бирюльки», «Репка», «Жмурки» и т.д.

С чего же начать включение ребенка в народные игры? Первой ступенькой к обучению особых детей игре является пестование. Испокон веков на древней Руси детей пестовали. Пестование, — это не просто поигрушки, а довольно серьезный и необходимый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и, более того, процесс настройки ребенка на биополе Земли. Все старославянские “поигрушки” такие как “сорока-ворона”, “три колодца”, “ладушки” —  не столько игры, сколько лечебные процедуры на базе акупунктуры, необходимые действия, которые направлены на биологически активные точки ребенка.

Пестушки  –  игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры — все это придет к нему в течение 1-г года жизни.

Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками.

Прекрасной и полезной игрой для малышей является сорока-ворона. На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти “бабушкины сказки” — не что иное, как массаж в игре.
Круговые движения взрослых своим пальцем по детской ладони в игре “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.
В самом центре ладони обозначена проекция тонкого кишечника, с этого места и надо начинать массаж. Постепенно, двигаясь по спирали к внешним контурам ладони, переходим на проекцию толстого кишечника (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить “варить кашу” надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони поможет избавиться от запоров).

Дальше — внимание! Все не так просто.

Во время раздачи каши нужно каждый пальчик взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени, указательного — желудка.

Большой палец (которому “не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе!”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик нужно не  просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Постепенно пестушки сменяются потешками — так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки. Так, например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь  игровых действий.Данная игра хорошо развивает мелкую моторику рук и координацию движений, учит навыкам общения и, конечно, приносит малышу массу позитивных эмоций. Именно с такой игры следует начинать обучение особого ребенка игровой деятельности, постепенно усложняя её.

К сожалению не со всеми нашими детьми есть возможность перейти хотя-бы на уровень потешек, но давайте рассмотрим более высокий уровень народных игр. После можно переходить к простым играм с правилами, например: «У медведя во бору».

Важно, что бля того чтобы научить детей с ОВЗ такой, казалось бы, простой игре, педагогу необходимо несколько раз повторить игровые действия с каждым ребенком, начиная с совместных действий и постепенно переходя к самостоятельным действиям ребенка. При чем, каждого ребенка нужно обучать каждой роли, так как обычно особые дети не понимают что-нужно делать просто наблюдая за сверстником исполняющим свою роль. Ребенку необходимо самому прожить роль медведя и роль собирающих грибы и ягоды детей, и пережить эту роль не один, а несколько раз. Еще лучше, перед началом обучения игре проговорить с детьми ( со зрительной опорой: презентация или картинки) всё происходящее в игре (вспомнить кто такой медведь, узнать что такое бор, проговорить что медведь живет в лесу, а еще в лесу растут грибы и ягоды и именно за ними люди ходят в лес, где можно случайно повстречать медведя) чтобы дети могли понять разыгрываемую ситуацию.  Обучение одной игре может занять несколько дней, неделю и даже месяц. Более того, некоторые дети с нарушениями интеллекта вовсе не способны освоить даже простую игру с правилами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение нетрадиционных методов народной педагогики в работе с детьми-логопатами.

В работе с детьми-логопатами важно, чтобы коррекционное воздействие было комплексным, происходило по нескольким направлениям и в различных видах деятельности. Одним из направлений коррекции речевых на...

декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста

консультация для воспитателей: виды декоративно-прикладного искусства;особенности работы с детьми по декаративно-прикладному искусству с детьми старшего дошкольного возраста...

Доклад "Особенности декоративно – прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Доклад на районном методическом объединении педагогов дополнительного образования...

Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...

Кроссворд для педагогов по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми».

Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки), на котором все посетители от мала до велика считали своим до...

Технология "Синтез искусств" в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Обращение к "Синтезу искусств"связано с психологическими особенностями ребенка-дошкольника.Художественное творчество, которого носит синкретический характер.Виды искусств оказывают влияние н...

Описание опыта работы на тему: «Использование метода ментальных карт в коррекционно–развивающей работе с детьми с ЗПР по формированию лексико–грамматических представлений».

Педагогический опыт направлен на оптимизацию коррекционно–развивающего и образовательного процесса, структуризацию изученного материала, представления новых знаний и формирования лексико&nd...