Формы получения образования для детей с интеллектуальной недостаточностью
статья по коррекционной педагогике

В данном материале рассказывается о различных формах получения образования для детей с умственной отсталостью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы получения образования обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Один из основополагающих постулатов концепции инклюзивного образования – постулат о том, что образовательные потребности у детей различны. В любом случае образовательные потребности ребёнка должны быть учтены, а образовательные условия, при которых ребёнок может учиться – созданы.

Инклюзивное образование понимается не только как одна из форм получения образования детьми с ОВЗ, но и как процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех. Инклюзивное образование основывается на безусловном признании того факта, что каждый ребёнок – личность, индивидуальность.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 79. Этот закон даёт родителям любого ребёнка с ОВЗ право на получение образования в ближайшем к месту их проживания общеобразовательной школе.

Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

. Особенности построения процесса инклюзивного образования

В настоящее время в России одновременно применяются 5 подходов в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

  1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов и интернатах.
  2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
  3. Домашнее обучение
  4. Дистанционное обучение
  5. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.

Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

Пути обучения  детей с интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе:

  1. Обучение в разновозрастном классе (группе). В этом случае открывается класс для детей с нарушением интеллекта, который работает на основе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как правило, по варианту 1. Дети обучаются в отдельном классе в условиях сниженной наполняемости, по программе, соответствующей их возможностям. Они также, как все ученики могут участвовать в различных конкурсах, могут участвовать в кружках.
  2. Путь обучения  - обучение в условиях «гибкого класса такое образование получает также ребёнок в условиях частичной инклюзии (включения). В этом случае для него составляется адаптированная образовательная программа. В качестве составной части в нее входит индивидуальный учебный план, часть которого реализуется в условиях общего класса совместно с учениками без особенностей здоровья (уроки музыки, физической культуры, изобразительного искусства, часы внеурочной деятельности). Уроки русского языка (письма и развития речи), чтения, математики, а также предметы «Речевая практика», «Мир природы и человека» проводит учитель-дефектолог с одним ребёнком. Ручной труд в начальных классах также желательно осваивать под руководством учителя-дефектолога.

ФГОС образования обучения детей с интеллектуальными нарушениями – 9-13 лет.

Право на получение образования в специальных условиях и отнесение ребёнка к категории детей с ОВЗ определяются и закрепляются в заключении муниципальной Психолого-медико-педагогической комиссии. В заключении указываются  рекомендации по получению формы обучения образования, образовательной программы, которую ребёнок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования». В индивидуальной программе реабилитации ребёнка-инвалида содержатся рекомендации, касающегося типа образовательного учреждения, специального режима учебного процесса, формы получения образования, режима проведения занятий, направления психолого-педагогической коррекции и социальной реабилитации.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0d35/0006624c-de2d5b2b/img16.jpg

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/30/s_59f6ec95d22fc/img14.jpghttps://cf.ppt-online.org/files/slide/g/G1UydzVoW470u3whDc2kvRmKCJ58SPNTrgZpsH/slide-28.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности эмоциональной сферы детей с нормальным уровнем развития и детей с интеллектуальной недостаточностью младшего дошкольного возраста

Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория аномальных детей. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбец...

Методическая разработка " Формы работы с родителями имеющих детей с интеллектуальной недостаточностью".

Методическая разработка расскрывает разнообразные формы работы ДОУ с родителями детей с интеллектуальной недостаточностью....

Консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Тема: «Самообслуживание детей с интеллектуальной недостаточностью.»

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями развития .Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития новое направление специальной коррекционной педагогики. О...

Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с детьми с нормальным интеллектуальным развитием

Особенности  нарушений  звукопроизношения  у  детей  с интеллектуальной  недостаточностью  по  сравнению  с  детьми  с  нормальным  инт...

Проект программы для детей с интеллектуальной недостаточностью для детей от 3-7 лет

разработали учителя – логопеды: Горохова И.В., Дуева Т.И., Зинченко Ю.А., Стародубцева Е.В., Яковлева И.К....

Особенности наглядных форм мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью

Важную роль в формировании познавательной и эмоционально-волевой сфер психики ребенка играет мышление, оно обеспечивает весь процесс обучения детей. В реальной деятельности познавательные процессы фун...