Картотека игр и упражнений для развития познавательных процессов.
картотека по коррекционной педагогике

Юсупова Лариса Викторовна

Картотека игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста, направленных на  развитие познавательных процессов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста, направленных на  развитие познавательных процессов

Подготовила:

Педагог-психолог: Юсупова Лариса Викторовна

2022 г.

Внимание

1) «Выкладывание палочек»
Цель: развитие произвольного внимания.
Материалы: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки,
трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.
Ход игры:  Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из
палочек :
а) 1-й уровень сложности - узоры в одну строчку (карточки);
б) 2-й уровень сложности - простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек ;
в) 3-й уровень сложности - более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13
палочек;
г) 4-й уровень сложности - сложные с большим количеством деталей,
состоящие от 10 до 14 палочек
Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)?
Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор.

2) «Найди отличия»
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение
внимания.
Материалы: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.
Ход игры:  Ребенку предлагаются: а) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий; б) карточка с
изображением двух картинок отличающихся друг от друга деталями.
Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две  картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями.
Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия.

3) «Слушаем и хлопаем»
Цель: развитие внимания.
Ход игры:
Детям предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышат
среди называемых слов название животного. Набор слов может быть таким:
Ёлка, ландыш, слон, ромашка.
Кукла, заяц, гриб, машина.
Виноград, река, лес, белка.
Лыжи, жираф, самолет, ваза.
По аналогии можно использовать названия растений, игрушек и т. д.
Еще несколько игр на развитие внимания и памяти.

              4)  Игра «Подумай и нарисуй»

Цель: развитие  внимания.

Материалы: бумага, карандаши.

              Ход игры: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог на    

              бумаге рисует любые геометрические фигуры и предлагает детям  

              подумать, что из них можно нарисовать.

5)  Игра «Счет»
Цель: Развитие слухового внимания.
Ход игры: Ведущий считает до десяти. Дети должны внимательно слушать и запоминать пропущенные числа. Побеждает  ребенок, нашедший  максимальное количество пропущенных чисел.

                                                         

                                                          Память

1)  «Воспроизведение геометрических фигур»
Цель: развитие зрительной  памяти.
Материалы: карандаш, чистый лист бумаги, карточка с геометрическими фигурами.
Ход игры: Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры,
запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти
воспроизвести их на чистом листе.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и
постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу
карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же
геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».

2) Игра "Я – фотоаппарат"

Цель: развитие зрительной памяти.

Ход игры: Предложите ребёнку представить себя фотоаппаратом, который сможет сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.

Например, ребёнок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет всё, что ему удалось запомнить.

3) Игра «Поезд»

Цель: развитие зрительной памяти.
Ход игры: В игре участвует не более 5-6 детей. Выбирается «паровозик»,
остальные дети - «вагончики». «Вагончики» встают друг за другом.
«Ребенок-паровозик» смотрит внимательно на «вагончики» и старается их
запомнить. Потом он отворачивается, а ведущий (взрослый) спрашивает: «Кто стоит на втором, третьем, четвертом месте?» «Паровозик» отвечает. Затем сам становится «вагончиком», Выбирается другой «паровозик». Выигрывает тот, кто правильно расставит свои «вагончики».

4) "Добавь слово"

Цель: Развитие слуховой памяти.

Ход игры: Игра проводится с группой ребят. Один ребёнок называет какой-нибудь предмет, второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо своё. Третий ребёнок повторяет уже два слова и называет третье. Четвёртому ребёнку придётся повторить уже три слова, а потом назвать своё и т.д.

Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, - то есть будет увеличиваться объём памяти.

5) Упражнение "Слушаем и рисуем"

Цель: Развитие слуховой памяти.

Материалы: цветные карандаши, чистый лист бумаги.

Ход игры: Задание: прочитайте детям рассказ и предложите им нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание.

Вариант 1

В воскресенье слепил я трёх замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой – поменьше, а третий – совсем крохотный. Руки первого и второго – снежные комки, а у третьего – из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из треугольников.

Вариант 2

Задание: предложите ребёнку послушать стихотворение и по памяти нарисовать те предметы, о которых в нём говорится.

Матрёшек будем рисовать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрёшка:

Зелёный сарафан, кокошник.

А за ней сестра – вторая,

В жёлтом платье выступает.

Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой.

У четвёртой матрёшки

Рост поменьше немножко,

сарафанчик синий,

Яркий и красивый.

Пятая матрёшка –

В красненькой одёжке.

Всех запомнить постарайся,

За рисунок принимайся!

Стихотворение рекомендуется повторить 2 раза.

                                                 Мышление

1)  Игра "Сравни предметы"
Цель: развитие мышления.
Ход игры: Сравни предметы между собой. Скажи чем они похожи и чем отличаются.

- сапоги и носки
- пианино и скрипка
- чайник и тарелка
- яблоко и мяч
- девочка и кукла
- часы и термометр
- доска и стекло

2) Упражнение «Смысловые ряды»
Цель: развитие словесно-логического мышления
Ход упражнения: Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.
1. птица-гнездо, собака -…
3. лошадь-жеребенок, корова-…
4. книга-обложка, дом -…
5. собака- щенок, человек-…
6. каша-ложка, мясо-…
7. лодка-вода, поезд-…
8. белка-дупло, человек — …
9. солнце-светло, ночь-…
10. шуба-пуговица, ботинок -…

              3) Игра «Продолжи перечень слов»
             Цель: развитие словесно-логического мышления.
             Ход игрыпродолжи перечень слов и назови группу одним словом.
            - сапоги, туфли… - береза, тополь…
            - синица, голубь… - заяц, медведь…
            - март, январь… - гнездо, нора…
           - синий, красный… - малина, смородина
           - дождь, град… - кроссовки, туфли…
           - сметана, кефир… - кекс, пирожное…
           - минута, секунда… - смелый, храбрый…
           - лопата, грабли… - кресло, стул…
          - машина, автобус… - юбка, брюки…
          - яблоко, груша… - огурец, морковь…
           

              4) Игра «Что напутал художник»
             
Цель: развитие  мышления.

              Материалы: картинки

              Ход игры: Предложите ребенку одну из картинок  и  скажите: "Посмотри      

              внимательно на картинку, бывает такое или нет, что напутал художник, когда    

              рисовал картинку". Ребенок должен найти все ошибки, которые сделал  

              художник.

5) Упражнение "Оканчивание слов"

Цель: развитие мышления.

Ход игры: Предложите ребёнку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать! По…", - так вы начинаете игру.

Всего предлагается 10 слогов:

ПО; НА; ЗА; МИ; МУ; ДО; ЧЕ; ПРЫ; КУ; ЗО.

6) Упражнение  "Найди лишнее слово".

Цель: развитие мышления
Ход игры:  я назову 4 слова, три из которых можно объединить, а одно слово к ним не подходит, оно лишнее.

1. ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ

2. ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША

3. МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ

4. ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА

5. ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА

6. ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА

7. БЕРЁЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА

8.  ПОНЕДЕЛЬНИК, ПЯТНИЦА, МАЙ, СРЕДА
9. СВЕТА, КАТЯ, МАЛЬЦЕВ, ОЛЕГ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей. Упражнения на развитие познавательных процессов у дошкольников

Консультации для родителей и педагогов. Упражнения и игры на развитие познавательных процессов для детей от 3-7 лет. Развитие внимания, мышления и двигательного контроля...

Семинар-практикум для родителей. Тема «Игры и упражнения по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ»

Особенности игровой деятельности у детей с ЗПР.. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию...

Игры и упражнения по развитию познавательных процессов детей при подготовке к школе

Игры и упражнения по развитию познавательных процессов детей при подготовке к школе...

Консультация для родителей подготовительной группы "Возрастные особенности детей 6-7 лет. Игры и упражнения для развития познавательных процессов."

Консультация для родителей подготовительной группы "Возрастные особенности детей 6-7 лет. Игры и упражнения для развития познавательных процессов."Цель: просвещение родителей по вопросам воз...

Картотека игр и упражнений на развитие познавательных процессов детей 5-7 лет

Игры и упражнения на развите познавательных процессов могут быть использованы в работе не только педагога-психолога, но и других педагогов доу. Предложенные игры и упражнения помогают педагогам в инте...

Упражнения для развития познавательных процессов.

Упражнения для развития познавательных процессов.  Развитие мелкой моторики:Графические упражненияПрописиЛепкаРисованиеПальчиковая гимнастикаОригамиРазвитие внимания:выкладывание узора из мозаики...