Семинар "Арт-терапевтические техники в коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста"
презентация по коррекционной педагогике

Юсупова Лариса Викторовна

Арт  терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог-психолог МАДОУ № 75 Юсупова Лариса Викторовна Красноярск 2022 Методическое объединение педагогов-психологов ДОУ Мастер-класс « Арт – терапевтические техники в коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста»

Слайд 2

Арт – терапия в работе с дошкольниками Родительское собрание Арт – терапия - это Арт терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества . Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами.

Слайд 3

Арт – терапия в работе с дошкольниками Родительское собрание Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Виды арт-терапии : изотерапия , сказкотерапия , музыкотерапия, песочная терапия, фототерапия, цветотерапия , танцевально-двигательная терапия.

Слайд 4

Арт – терапия в работе с дошкольниками Родительское собрание Используя арт-терапию в работе с детьми, можно достичь следующих целей: формирование высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Мы учим ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями. В конечном итоге использование метода арт-терапии способствует развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми , а также отличному самочувствию ребенка .

Слайд 5

Арт – терапия в работе с дошкольниками Родительское собрание 1. Техника рисования на влажных салфетках Цель : работа с напряжением, страхом, тревогой. Инструментарий : гуашь, вода, кисточки, влажные салфетки, на столах клеенка. Возраст применения : с 4-х лет. Ограничения: в этой технике сложно работать гиперактивным детям; не стоит ее применять с большой группой. Инструкция: 1. Подумайте о какой-то своей тревоге или страхе. 2. Возьмите влажную салфетку, положите перед собой. Нарисуйте свой страх или тревогу. Если в процессе рисования вы понимаете, что получается не то, что хотелось, вы берете новую салфетку.

Слайд 6

Арт – терапия в работе с дошкольниками Родительское собрание 3. Когда вы почувствуете, что вы закончили и этого достаточно, встаньте и походите, глядя на свой рисунок или просто держа его в руке. Отслеживайте свои чувства и ощущения в теле. Когда вы почувствуете, что этого достаточно, когда почувствуете, что готовы освободиться от своего страха, выбросьте салфетку в мусорный пакет (обязательно мусорный – чтобы была четкая ассоциация с мусорным, а не простым пакетом). 4. А теперь нарисуйте новый рисунок на чистой влажной салфетке « Ваши ощущения сейчас » . Почувствуйте, что вам комфортно. Если вам что-то не нравится, возьмите новую салфетку и нарисуйте заново.

Слайд 7

Арт – терапия в работе с дошкольниками Родительское собрание 5. Расскажите о своем процессе работы: чувства и ощущения во время рисования, во время хождения с салфеткой; ощущения и выводы от конечного рисунка и результата работы. С детьми мы не устраиваем подробного анализа. Просто просим рассказать про рисунки, как ему было в разных процессах. Ребенок рисует до удовлетворяющего его эмоционального состояния. Уточняем: « Тебе нравится рисунок? » , « Достаточно? »

Слайд 8

Арт – терапия в работе с дошкольниками Родительское собрание Арт-терапевтическая медитативная техника «Мой синий цвет» С чем чаще всего ассоциируется синий цвет? Скорее всего, это вода. Образ воды рождает разные ассоциации: это и расслабление, отдых, и глубина, неизвестное. И эта техника также поднимает что-то глубокое, внутреннее внутри человека. Работая с красками, человек погружается в медитативное состояние, т.к. нет задачи нарисовать что-то конкретное. И это с одной стороны дает расслабление, с другой стороны (и как следствие) отпускание каких-то подсознательных процессов. Техника эффективна в состоянии эмоционального возбуждения, смятения, тревоги. Можно использовать со взрослыми и с детьми. Цель : работа с напряжением, тревогой. Возраст применения : с 4-х лет. Инструменты: краска (акварель или гуашь), карандаши или пастель, лист А4. Можно включить фоновую спокойную музыку. Инструкция: 1. Сейчас ты будешь искать свой синий цвет. Можно смешать оттенки синего цвета, можно добавить другие цвета.

Слайд 9

Арт – терапия в работе с дошкольниками Родительское собрание 2. Вопросы после рисования: Как рисовалось? Что чувствуете сейчас? Какие ощущения в теле были во время рисования и сейчас? 3. Придумай свою аффирмацию на синий цвет. (Например «Мне хорошо и спокойно», «Я чувствую свежесть и легкость» — каждый сам придумает свою фразу, отталкиваясь от своих чувств).

Слайд 10

Арт – терапия в работе с дошкольниками Родительское собрание 3. Арт-упражнение для групповой работы с детьми «Нарисуй или сделай животное» Цель : работа с напряжением, тревогой. Возраст применения : с 4-х лет. Инструменты для работы: Карандаши, листы бумаги, нитки, клей, ножницы Задание: 1. Нарисуй силуэт животного или человечка. 2. Придумай сказку об этом герое — в какой стране он живет, чем питается, во сколько просыпается и во сколько ложится? Любит твой герой солнышко или дождик? Чем увлекается, о чем волнуется и про что беспокоится? Кто его друзья, а кого стоит опасаться? Вопросы могут быть самые разнообразные и подбираются с учетом задач.

Слайд 11

Арт – терапия в работе с дошкольниками Родительское собрание 3. Силуэт животного или человечка можно разрисовать, а можно покрыть клеем и посыпать порезанными нитями. В процессе работы дети соприкасаются с теплым, нежным, иногда колючим материалом. Сенсорное восприятие позволяет успокоиться, сосредоточиться, погрузиться в работу и уменьшить тревожность. 4. Когда работы готовы, попросите ребят вслух рассказать истории получившихся персонажей. Вы увидите, как изменится динамика группы и как процесс увлечет ребят. Это даст им возможность поговорить о своих героях, познакомить их и даже подружить.

Слайд 12

Арт – терапия в работе с дошкольниками Родительское собрание 4. Упражнение « Дерево достоинств » Работа с пластилином. Пластилин дает чувство безопасности, чувство расслабления, дает метафору « Я всё могу слепить » - « Если я это слеплю, значит это будет в моей жизни » . Подходит для группового и индивидуального формата. Цель: дать ресурс каждому ребенку; повышение самооценки. Инструментарий : пластилин, карандаши, ручки, мелки, лист А4. Инструкция: 1. « Нарисуй дерево, желательно на весь лист бумаги » . 2. « Теперь возьми пластилин и повесь на свое дерево свои достоинства. Что в тебе есть хорошее? » Ребенок обязательно должен проговаривать вслух свое достоинства, как бы предъявлять его миру.

Слайд 13

Арт – терапия в работе с дошкольниками Родительское собрание 3. Затем предлагаем всем отметить достоинства сначала одного участника, затем другого, и так всех. « Скажи что-нибудь хорошее о (имя участника) и размести это качество на его дереве » . Каждый может забрать свой рисунок домой. Интересно, что если у ребенка ресурса достаточно, то он может забыть, потерять рисунок, а если у него мало ресурса, то он обязательно возьмет его домой.

Слайд 14

Арт – терапия в работе с дошкольниками Родительское собрание 5. Техника « Работаем с агрессией, тревогой, страхом » . Цель: снизить уровень агрессии, снять мышечное напряжение, вернуть ребенку ощущение контроля над эмоциями. Возраст: от 4 лет. Материалы: Дощечка для пластилина, влажные салфетки, пластилин. Инструкция: 1. Попросите ребенка подумать о той ситуации, человеке которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с его стороны. 2. Попросите ребенка отметить, в каких частях частях тела он максимально ощущает свой гнев. Обсудите это с ребенком. 3. Когда ребенок будет рассказывать о своих ощущениях, спросите его: Какой твой гнев, если бы он был предметом? На что похож твой гнев? Можешь ли ты слепить свой гнев из пластилина?

Слайд 15

Арт – терапия в работе с дошкольниками Родительское собрание Вопросы: 1. Что ты слепил? 2. Что ты чувствовал когда лепил? 3. Может твой гнев говорить? 4. Что бы он тебе сказал? 5. Что бы ты хотел сделать с гневом? Трансформация: Предложить ребенку сделать что-то с арт-объектом , можно предложить скатать его в шарик или разорвать на кусочки, сделать блин и постучать по нему, подавить, комкать.

Слайд 16

Арт – терапия в работе с дошкольниками Родительское собрание Важно проговорить о том что гнев- это естественная эмоция, реакция на определенную ситуацию, просто таким способом ребенок учится безопасно для себя и окружения выражать свой гнев, справляться с ним, освобождаться от него. Вопросы: Как ты чувствуешь себя теперь? Как изменились твои чувства? Как ты это понял?

Слайд 17

Арт – терапия в работе с дошкольниками Родительское собрание 6. Техника для песочной терапии «Я волшебник своей страны» Цель: снижение тревожности, страхов. Возраст: от 4 лет. Материалы: песочница, песок, миниатюрные игрушки. Алгоритм работы: 1. Представь, что ты долго шел по пустыне и нашел подходящее место, чтобы основать свою страну. Ты можешь построить все, как хочешь. 2. Расскажи, кто и как здесь будет жить. 3. Чем будут заниматься главные герои? 4. Какие события будут происходить? 5. Что хорошо, что плохо в твоей стране? 6. Кому хорошо живется в твоей стране, а кому плохо? 7. Что можно изменить и кто может в этом помочь?

Слайд 18

Арт – терапия в работе с дошкольниками Родительское собрание Когда мы подходим к вопросу «Кому хорошо, а кому плохо?», ребенок будет проецировать свои переживания. В той части, где мы пытаемся помочь главному герою, ребенок будет отрабатывать и проживать собственные переживания. Данная техника позволяет снизить тревожность и страхи. Ребенок безопасно погружается в работу, чувствует себя сильным и уверенным.

Слайд 19

Арт – терапия в работе с дошкольниками Родительское собрание 7. Упражнение с пуговицами Цель: установление контакта, сочинения историй, сказкотерапии , выяснения конфликтных стратегий, отреагирование эмоций. Возраст : с 5 лет. Материалы : пуговицы Перед началом работы с детьми озвучить правила: нельзя облизывать, брать в рот.

Слайд 20

Арт – терапия в работе с дошкольниками Родительское собрание Инструкция: « Выбери 5 пуговиц, которые тебя привлекают » . « Выбери из своих пуговиц одну и представь, что эта пуговица умеет говорить. Какую бы историю она рассказала? » С пуговицами можно проработать множество различных упражнений. Например, попросить ребенка найти в пуговицах свою семью, себя, маму, папу, друга и т. д. Далее можно разыграть сценку из жизни. Можно помещать пуговицы в манку, на лист бумаги, в песочницу.

Слайд 21

Арт – терапия в работе с дошкольниками Родительское собрание 8. « Новогодняя ёлочка». Арт-терапевтическое упражнение. Цели: - обозначить свои большие и маленькие цели; - визуализировать свои эмоции и чувства, которыми вы хотите наполнить себя и свою жизнь; - подвести итоги прошлого года или любого жизненного периода, отметить свои заслуги и достижения. Проводится со взрослыми (педагоги, родители) Материалы: Карандаши, фломастеры, краски (лучше всего), кисточки, бумага (желательно не меньше размера А3).

Слайд 22

Арт – терапия в работе с дошкольниками Родительское собрание Алгоритм проведения : Инструкция. 1. Возьмите бумагу и то, чем вы будете рисовать свою елочку. Представьте, что елочка – это ваша жизнь в следующий год. Нарисуйте ее так, как хочется. Рассмотрите свою елочку: какая она – высокая, низкая, пушистая или не очень, много веточек или только контур елочки? Какой ствол – мощный или тонкий? Какое основание – растет из земли, или в чем-то стоит? Как можно описать ваши ожидания на предстоящий год, глядя на вашу елочку? Если вы рисовали елочку красками, дождитесь, пока она высохнет. 2. Теперь нарисуйте свою главную цель на следующий год – украшение верхушки (это может быть и звезда, и конус, и что-то необычное).

Слайд 23

Арт – терапия в работе с дошкольниками Родительское собрание 3. Теперь нарисуйте другие большие значимые цели – украсьте елочку крупными игрушками. 4. Теперь можете нарисовать гирлянды-бусы проговаривая свои желания и небольшие цели, которые вам так же хотелось бы воплотить в этом году. 5. Посмотрите на вашу елочку. Какая она красивая, яркая, необычная. Это ваш будущий год. Что вы можете сказать про ваш год сейчас? Про ваши цели? Достигаемы ли они? Желаемы ли они? Какие препятствия? Какие ресурсы? 6. Полюбуйтесь на свою елочку, наполнитесь этой атмосферой праздника, чуда, детской радости и уверенности в своих силах.

Слайд 24

Арт – терапия в работе с дошкольниками Родительское собрание СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние подвижных игр на эмоционально-волевую сферу детей старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в поведении.

   В формировании всесторонне развитой личности дошкольника важную роль играет физическое воспитание, в частности подвижные игры с правилами.     Подвижная и...

Сказкотерапия – основа коррекционной работы в развитии эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Ритм и условия современной жизни обостряют чувствительность ребенка, повышают его тревожность. Усваивать правила жизни ему приходится через стрессовые ситуации. Для детей с проблемами в развитии речи,...

"Озорник" программа направлена на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Развитие эмоционально-волевой сферы является актуальным, так как ребенок в своих поступках руководствуется в первую очередь не сознанием того, что можно, нужно или хорошо сделать, а стремлением действ...

Конспект открытого занятия в рамках курсов педагогов Сахалинской области "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании".- "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры" - "Страна эмоций".

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...

Роль командных спортивных игр на развитие эмоционально-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста

Роль командных спортивных игр на развитие эмоционально-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста...

Игровые занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Развитие самосознания; способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми...

Проект "Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии"

Проект по сказкотерапии у детей  старшего  дошкольного возрастаВид проекта: Игровой, ролево-игровой проектПо количеству участников: фронтальныйПо продолжительности: долгосрочныйЦель проекта:...