Что же такое - умственная отсталость и как она обозначается в заключениях ПМПК?
консультация по коррекционной педагогике

Калугина Ольга Сергеевна

Что же такое - умственная отсталость и как она обозначается в заключениях ПМПК?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_umstvennaya_otstalost.docx125.42 КБ

Предварительный просмотр:

Что же такое - умственная отсталость и как она обозначается в заключениях ПМПК?

Что же такое - умственная отсталость и как она обозначается в заключениях ПМПК?

​Для того, чтобы понимать, какая коррекционная помощь требуется ребёнку, лучше понимать его особенности и возможности, всем, кто пересекается с особенными детьми необходимо уметь читать заключение ПМПК и понимать о чём там написано. Сегодня я расскажу вам о том, какими словами и кодами обозначается умственная отсталость или нарушение интеллекта в заключениях психолого-медико-педагогических комиссий.

Но для начала несколько о слов о том, что же такое умственная отсталость? Это болезнь или что-то другое?

Я не буду приводить здесь определения этого понятия, которых в интернете очень много.

Умственная отсталость у ребенка – это не болезнь, это состояние развития его психики. В большинстве случаев, это состояние врожденное. Т.е. во время того, как ребенок развивался в утробе матери, на его нервную систему и головной мозг произошло какое-то негативное, поражающее, разрушающее действие. Это действие было ограниченным по времени, и завершилось ещё до рождения, но успело привести к необратимым последствиям. Причины этого воздействия могут быть различными. Но действие таких повреждений приводит к схожим результатам – из-за органического поражения головного мозга (т.е.воздействия на ткани мозга, на вещество мозга) возникает отставание в развитии и нарушение интеллекта, которое в наше время носит название умственной отсталости.

Ещё раз – это не болезнь, а состояние его психики. Просто ребенок развивается немного по-другому, не так, как другие дети. Ему труднее научиться повседневным вещам, несколько труднее понять, что происходит вокруг него, чтобы понять, как на это нужно правильно реагировать.

Почему я говорю о том, что ребенок развивается по-другому? Да, в целом, конечно, есть общие закономерности развития абсолютно всех детей, вне зависимости от их особенностей, а есть и другие закономерности, по которым развиваются именно дети, имеющие нарушения интеллекта.

То есть ребенок с умственной отсталостью способен к развитию, его необходимо развивать, обучать и воспитывать. Просто на это нужно немножко больше времени.

Ещё почему мы говорим о том, что умственная отсталость это не болезнь, а именно состояние психики ребёнка? Потому что любая болезнь имеет свойство развиваться, ухудшаться со временем, т.е. прогрессировать. Умственная отсталость такого свойства не имеет. Это другое качество психики. Это не хорошо и не плохо, просто необходимо помнить об этом каждому, кто причастен к жизни таких детей. Необходимо понимать, что ежедневными занятиями мы не уберем у ребенка умственную отсталость, потому что это его часть, часть его психики, часть личности. Но теми же ежедневными занятиями мы будем развивать ребенка, прививать необходимые знания и навыки, которые так важны для самостоятельной жизни.

Умственная отсталость и заключение ПМПК

На данный момент принято выделять 4 степени умственной отсталости:

  • Легкую (12 лет)
  • Умеренную (7 лет)
  • Тяжелую (5 лет)
  • Глубокую (до 3 лет)

Степень определяет ПМПК, в зависимости от выраженности проявлений. Чтобы вам было более понятно, чем эти степени отличаются друг от друга, в скобках предлагается сравнение их с уровнем развития детей, не имеющих нарушений интеллекта. Это сравнение, конечно же, условно, так как развитие ребёнка с умственной отсталостью происходит несколько иначе, поэтому проводить параллель между умениями, знаниями и навыками таких детей всё же не нужно.

Все дети, имеющие какие-либо нарушения развития, при поступлении в любое образовательное учреждение, должны получить заключение ПМПК.

Что же такое - умственная отсталость и как она обозначается в заключениях ПМПК?

Как же в заключении обозначается умственная отсталость?

Если при обследовании ребёнка у него выявляется серьёзное отставание в развитии, то пишется «тотальное недоразвитие высших психических функций». Само понятие «тотальное недоразвитие» и есть умственная отсталость. «Тотальное» - означает всеобщее, т.е. повреждена равномерно вся кора больших полушарий головного мозга. Далее, после этих слов, указывается степень этого недоразвития – легкая, средняя (умеренная) и тяжёлая. Глубокая степень практически не ставится.

Чаще всего в заключении прописывается лёгкая либо средняя степень. Это вызвано тем, что считается, что окончательный диагноз выставляется только после 12 лет, когда все основные психические функции у ребенка будут сформированы.

В некоторых заключениях диагноз прописывается не словами, а буквенно-цифровым кодом, которым он обозначается в международной классификации болезней (МКБ-10). Буква – принадлежность к определенной категории, цифры – порядковый номер. Так, умственная отсталость обозначается следующими кодами:

F70 - лёгкая умственная отсталость

F71 - умеренная умственная отсталость

F72 - тяжелая умственная отсталость

F73 - глубокая умственная отсталость

Если у ребенка имеются нарушения поведения, в сочетании с умственной отсталостью, то в заключении это прописывается цифрой, ставящейся после точки.

0 ставится тогда, когда нарушение поведения выражено слабо, 1 указывает на значительную выраженность нарушений поведения, которые требуют лечения и коррекции.

Таким образом, диагноз может выглядеть так: F70.0, либо так: F70.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности методик обследования функции словообразования у детей с сохранным интеллектуальным развитием и умственно отсталых школьников

Основные этапы становления словообразования у детей логопедических групп в сравнении с развитием особенностей словообразования у детей с умственной отсталостью....

Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей

Моделирование комплексного подхода педагогической реабилитации ребенка в условиях ДДИ, презентация. Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей....

Особенности речевого развития умственно отсталых детей

Презентация об особенностях речевого развития умственно отсталых детей....

Статья "Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых дошкольников и её формирование"

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значим...

Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью

Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью...

Пример заключения учителя-дефектолога по результатам первичной диагностики ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью и РАС.

Пример заключения учителя-дефектолога по результатам первичной диагностики ребенка дошкольного возраста (5 лет) с умеренной умственной отсталостью и РАС....