Что такое умственная отсталость?
статья по коррекционной педагогике

Клинова Вероника Владимировна

Что такое умственная отсталость?

 

Умственная отсталость — это расстройство нервного развития, которое возникает в раннем детском возрасте и приводит к нарушению интеллектуальных способностей (способность к абстрактному мышлению, планированию, решению проблем и трудностей, речи, памяти) и адаптивных функций ребенка. Адаптивные функции — это способность удовлетворять возрастные и социокультурные стандарты для независимого функционирования в повседневной жизни. К ним относятся общение, самостоятельная работа, коммуникационные навыки, самообслуживание, речь, память, использование общественных ресурсов и обеспечение личной безопасности.

Это не болезнь в узком смысле понятия, а скорее синдром, который может иметь различную этиологию (предпосылки) и патогенез (механизм развития). Олигофрения бывает врожденной или приобретенной. Врожденная форма обусловлена генетическими дефектами или воздействием неблагоприятных факторов на плод во время беременности. Приобретенная бывает вызвана инфекционными заболеваниями, травмами головного мозга, недостаточностью кислорода или питания мозга, хроническими интоксикациями или педагогической запущенностью ребенка.

 

Причины развития

Причины развития умственной отсталости можно разделить на три группы: генетические, перинатальные (связанные с периодом рождения) и постнатальные (связанные с периодом после рождения).

Генетические предпосылки развития патологии включают в себя:

хромосомные аномалии: дефекты структуры или количества хромосом, которые несут генетическую информацию (синдромы Дауна (трисомия по 21-й хромосоме), Клайнфельтера (дополнительная X-хромосома у мужчин), Тернера (отсутствие одной из X-хромосом у женщин) и другие);

моногенные наследственные патологии, вызванные мутацией (изменением) одного гена (например, фенилкетонурия, галактоземия, синдром фрагильного X-хромосомы и другие);

полигенные наследственные патологии, вызванные комбинацией мутаций нескольких генов и воздействием окружающей среды (шизофрения, биполярное расстройство, аутизм).

Перинатальные предпосылки развития патологии включают в себя факторы, которые воздействуют на плод во время беременности или на новорожденного во время родов или после них. К таким факторам относятся:

инфекции матери или плода (токсоплазмоз, краснуха, цитомегаловирус, сифилис);

токсические вещества (алкоголь, наркотики, лекарства);

недостаточность питания или кислорода матери или плода;

родовая травма;

преждевременные роды;

асфиксия (удушье) или гипоксия (кислородное голодание) новорожденного.

Постнатальные предпосылки развития патологии включают в себя факторы, которые воздействуют на ребенка после рождения до окончания периода развития мозга. К таким факторам относятся:

инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, полиомиелит);

травмы головного мозга;

хронические интоксикации (например, свинцовое отравление);

педагогическая запущенность (неблагоприятная семейная обстановка, недостаток мотивации к учебе).

 

Классификации

Существует несколько классификаций патологии по разным критериям. 

1. Международная классификация болезней (МКБ-10), основанная на уровне интеллекта (IQ), измеряемого стандартизированными тестами. По этой классификации выделяют четыре степени патологии:

легкая (дебильность) — соответствует коэффициенту интеллекта (IQ) в диапазоне 50-69;

умеренная (имбецильность) — IQ 35-49;

тяжелая (выраженная имбецильность) — IQ 20-34;

глубокая (идиотия) — IQ менее 20.

Кроме того, в МКБ-10 есть категория «неуточненная умственная отсталость», которая применяется, когда невозможно провести достоверное измерение интеллекта.

2. Международная классификация функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (МКФ), основана на уровне поражения адаптивных функций. По ней выделяют пять степеней слабоумия:

отсутствует (полная или почти полная сохранность адаптивных функций);

легкая (дебильность, незначительное или умеренное снижение или недоразвитие адаптивных функций);

умеренная (имбецильность, значительное снижение или недоразвитие);

тяжелая (выраженная имбецильность, очень значительное снижение или недоразвитие);

глубокая (идиотия, частичное или полное отсутствие адаптивных функций).

3. Классификация по этиологии (предпосылке) патологии. По ней выделяют следующие виды:

специфический вид связан с определенным заболеванием или расстройством, имеющим известные предпосылки и характерные признаки (например, синдром Дауна, фенилкетонурия, синдром фрагильного X-хромосомы);

неспецифический вид не связан с заболеванием или синдромом (идиопатическая (без ясной причины) олигофрения, микроцефалия, макроцефалия и др.)

 

Степени

Степень умственной отсталости определяет уровень выраженности недоразвития интеллектуальных и адаптивных функций. Она влияет на потребности ребенка в учебе, поддержке и реабилитации. Обычно выделяют четыре основные степени: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

Легкая форма (дебильность) характеризуется незначительным или умеренным снижением интеллектуальных и адаптивных функций у ребенка. Люди с дебильностью способны достичь уровня образования начальной или средней школы, работать в простых профессиях и сферах деятельности, жить самостоятельно или с минимальной поддержкой, общаться и устанавливать контакты. Но они нуждаются в дополнительном обучении, консультировании и руководстве по некоторым аспектам жизни. У дебильности прогноз лечения лучше, чем у других форм.

Умеренная форма (имбецильность) характеризуется значительным снижением интеллектуальных и адаптивных функций у ребенка. Пациенты на этой стадии способны достичь уровня образования дошкольного или начального звена, работать в ограниченном количестве профессий, жить под постоянным надзором или с постоянной поддержкой, общаться и устанавливать ограниченные контакты. Они нуждаются в специальном обучении, реабилитации и соцзащите по большинству аспектов жизни.

Тяжелая (выраженная имбецильность) характеризуется очень значительным снижением интеллектуальных и адаптивных функций. Люди с этой формой патологии могут работать только в специализированных условиях, жить только под постоянным надзором и с постоянной помощью, они общаются только на простом уровне и имеют очень ограниченные контакты. Им необходимо комплексное обучение, реабилитация и соцзащита по всем аспектам жизни и деятельности.

Глубокая форма (идиотия) — это крайняя степень, она характеризуется полным или почти полным отсутствием интеллектуальных и адаптивных функций. Люди с идиотией не способны на труд, могут жить только в специализированных учреждениях, не умеют общаться, любые контакты отсутствуют. Они нуждаются в постоянном уходе, лечении и соцзащите по всем аспектам жизни.

 

Клинические проявления

Клинические признаки патологии зависят от выраженности нарушения, а также от наличия у ребенка сопутствующих заболеваний. Признаки слабоумия включают в себя физические, психические и поведенческие особенности.

Физические особенности связаны с хромосомными аномалиями или генетическими проблемами, которые вызывают дисморфизм (отклонение от нормы в строении тела или его частей). Примерами являются микроцефалия или макроцефалия, аномалии лица, конечностей или половых органов, пороки сердца, нарушения зрения или слуха. Особенности более выражены при глубокой патологии.

Психические особенности связаны с недоразвитием или задержкой развития психики, которая проявляется в снижении когнитивных (познавательных), эмоциональных и волевых процессов. Отмечается низкий уровень интеллекта, ограниченный словарный запас, примитивное мышление, недостаточная память, внимание, восприятие, речь, творчество, низкая самооценка, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, зависимость.

Поведенческие особенности связаны с нарушением адаптивных функций. Они проявляются в снижении способности к самостоятельному функционированию в повседневной жизни. Например, это нарушения общения, речи, коммуникационных навыков, использования общественных ресурсов и обеспечения личной безопасности.

 

Диагностика

Диагностика умственной отсталости включает в себя:

анамнез (сбор информации о жизни и развитии ребенка);

физический осмотр (оценка состояния, его соответствия возрасту и наличия особенностей);

психологическое тестирование (оценка интеллектуальных и адаптивных функций);

лабораторные исследования (анализ крови, мочи, генетический анализ и другие);

инструментальные исследования (электроэнцефалография, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография и другие);

консультацию специалистов (невролога, генетика, психиатра, психолога, дефектолога, специалиста по речи и других).

Важно провести диагностику как можно раньше, чтобы своевременно начать лечение и реабилитацию. Диагностическая процедура сложна и длительна, так как требует комплексного подхода и учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 

Лечение

Лечение умственной отсталости — это процесс коррекции нарушений интеллектуальных и адаптивных функций, профилактики осложнений и сопутствующих патологий. Оно включает в себя медикаментозную терапию (применение лекарственных препаратов) и немедикаментозную терапию (применение физических, психологических, педагогических и коммуникационных методов).

Медикаментозная терапия направлена на лечение причинной патологии или синдрома, если они известны, а также на коррекцию сопутствующих расстройств нервной, эндокринной, иммунной и других систем организма. Лечение часто включает в себя применение:

ноотропных препаратов (улучшающих работу мозга);

нейролептиков (снимающих психотические симптомы);

антидепрессантов (снимающих проявления депрессии);

транквилизаторов (снимающих тревожные симптомы);

стимуляторов.

Немедикаментозная терапия направлена на развитие интеллектуальных и адаптивных функций, а также на формирование коммуникационных навыков и определенной самостоятельности. Она часто включает в себя активность (упражнения, массаж, гидротерапию), психотерапию, педагогическую терапию (специальное образование, коррекционную педагогику, работу с речью), социальную адаптацию, реабилитацию и поддержку.

Лечение должно являться индивидуальным, комплексным и длительным. Важно начать терапию как можно раньше, чтобы предотвратить или снизить прогрессирование нарушений и улучшить качество жизни ребенка.

 

Прогноз

Прогноз зависит от выраженности нарушения, от предпосылок, клинических проявлений и лечения.

Прогноз часто лучше при легкой степени (дебильности), чем при умеренной или глубокой, лучше при специфической форме, чем при неспецифической.

 

Профилактика

Профилактика умственной отсталости включает в себя первичную профилактику (предупреждение причин патологии), вторичную (раннее выявление и лечение) и третичную (предотвращение осложнений и сопутствующих патологий).

Первичная профилактика умственной отсталости направлена на устранение или снижение воздействия факторов, которые могут вызвать болезнь. Первичная профилактика включает в себя генетическое консультирование и скрининг (проверку на наличие генетических нарушений), пренатальную (до рождения) и постнатальную (в раннем возрасте) защиту плода и новорожденного от инфекций, токсинов, гипоксии и травм, соблюдение здорового образа жизни беременной женщины и кормящей матери, иммунизацию (прививки) детей и взрослых от инфекционных заболеваний, профилактику травм головного мозга, своевременное лечение хронических болезней и интоксикаций.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление и лечение, чтобы предотвратить или снизить прогрессирование нарушений и улучшить качество жизни ребенка. Она включает в себя диспансеризацию (периодическое обследование) детей и взрослых на предмет умственной отсталости, нейропсихологическое тестирование (оценку состояния мозга) детей и взрослых с подозрением на олигофрению, медикаментозную и немедикаментозную терапию в зависимости от причины, степени и клинических проявлений.

Третичная профилактика направлена на предотвращение осложнений и определенных сопутствующих патологий, которые могут ухудшить состояние и качество жизни ребенка. Она включает в себя реабилитацию (восстановление функций) детей и взрослых с этой патологией, социальную адаптацию (приспособление к обществу), социальную поддержку (помощь) детей и взрослых с олигофренией и их семей, соцзащиту (гарантии).

Профилактика умственной отсталости должна быть комплексной, систематической и постоянной. Она должна начинаться до рождения ребенка и продолжаться на протяжении всей его жизни. Профилактика должна являться ответственностью не только медицинских работников, но и родителей, учителей, общественных организаций и государственных структур.

 

Как помочь ребенку с умственной отсталостью?

Если ваш ребенок страдает олигофренией, вы наверняка хотите ему помочь и поддержать его. Это часто нелегко, но важно знать, что вы не одни и что существуют способы улучшить качество жизни вашего ребенка и ваше собственное. Вот некоторые советы, как помочь ребенку с умственной отсталостью:

Обратитесь к специалистам за лечением, развитием и реабилитацией ребенка. Врачи помогут вам определить оптимальный план лечения и реабилитации, а также могут предложить вам консультации по вашим вопросам и руководство по различным аспектам работы с ребенком с этой патологией, дадут возможность задать вопросы.

Предоставьте ребенку безопасную, комфортную и стимулирующую развитие среду. Он должен чувствовать себя защищенным и любимым. Обеспечьте ему возможность развивать свои интересы через разнообразные простые игры, занятия и хобби.

Уважайте индивидуальность, достоинство и права ребенка. Помните, что это уникальный человек со своими мыслями, чувствами, желаниями и мечтами. Он, как и вы, имеет право на самоопределение, самостоятельность и участие в принятии решений, которые касаются его жизни.

Поддерживайте связь с другими людьми, имеющими дело с умственной отсталостью. Вы можете найти поддержку, понимание и дружбу среди других родителей или родственников детей с олигофренией. Можно присоединиться к общественным организациям или группам самопомощи, которые занимаются вопросами умственной отсталости, чтобы обмениваться опытом, информацией и ресурсами с другими людьми, которые сталкиваются с похожими трудностями и задачами.

Заботьтесь о своем здоровье и благополучии. Работа с ребенком с умственной отсталостью физически и эмоционально непроста. Вы наверняка часто испытываете стресс, усталость, гнев, страдаете от вины, грусти и других негативных эмоций. Вы можете часто чувствовать себя одиноким, изолированным, забывать о своих собственных нуждах, интересах и целях. Все это негативно сказывается на вашем здоровье и благополучии. Поэтому важно заботиться о себе и находить время для отдыха, развлечений и саморазвития. Обратитесь за профессиональной помощью, если вы чувствуете, что не справляетесь со своими эмоциями или проблемами.

Узнайте как можно больше о причине, степени и проявлениях заболевания вашего ребенка. Это поможет вам понять его потребности, возможности и ограничения, а также выбрать наиболее подходящий способ общения, развития и поддержки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_umstvennaya_otstalost.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое умственная отсталость?

Умственная отсталость — это расстройство нервного развития, которое возникает в раннем детском возрасте и приводит к нарушению интеллектуальных способностей (способность к абстрактному мышлению, планированию, решению проблем и трудностей, речи, памяти) и адаптивных функций ребенка. Адаптивные функции — это способность удовлетворять возрастные и социокультурные стандарты для независимого функционирования в повседневной жизни. К ним относятся общение, самостоятельная работа, коммуникационные навыки, самообслуживание, речь, память, использование общественных ресурсов и обеспечение личной безопасности.

Это не болезнь в узком смысле понятия, а скорее синдром, который может иметь различную этиологию (предпосылки) и патогенез (механизм развития). Олигофрения бывает врожденной или приобретенной. Врожденная форма обусловлена генетическими дефектами или воздействием неблагоприятных факторов на плод во время беременности. Приобретенная бывает вызвана инфекционными заболеваниями, травмами головного мозга, недостаточностью кислорода или питания мозга, хроническими интоксикациями или педагогической запущенностью ребенка.

Причины развития

Причины развития умственной отсталости можно разделить на три группы: генетические, перинатальные (связанные с периодом рождения) и постнатальные (связанные с периодом после рождения).

Генетические предпосылки развития патологии включают в себя:

хромосомные аномалии: дефекты структуры или количества хромосом, которые несут генетическую информацию (синдромы Дауна (трисомия по 21-й хромосоме), Клайнфельтера (дополнительная X-хромосома у мужчин), Тернера (отсутствие одной из X-хромосом у женщин) и другие);

моногенные наследственные патологии, вызванные мутацией (изменением) одного гена (например, фенилкетонурия, галактоземия, синдром фрагильного X-хромосомы и другие);

полигенные наследственные патологии, вызванные комбинацией мутаций нескольких генов и воздействием окружающей среды (шизофрения, биполярное расстройство, аутизм).

Перинатальные предпосылки развития патологии включают в себя факторы, которые воздействуют на плод во время беременности или на новорожденного во время родов или после них. К таким факторам относятся:

инфекции матери или плода (токсоплазмоз, краснуха, цитомегаловирус, сифилис);

токсические вещества (алкоголь, наркотики, лекарства);

недостаточность питания или кислорода матери или плода;

родовая травма;

преждевременные роды;

асфиксия (удушье) или гипоксия (кислородное голодание) новорожденного.

Постнатальные предпосылки развития патологии включают в себя факторы, которые воздействуют на ребенка после рождения до окончания периода развития мозга. К таким факторам относятся:

инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, полиомиелит);

травмы головного мозга;

хронические интоксикации (например, свинцовое отравление);

педагогическая запущенность (неблагоприятная семейная обстановка, недостаток мотивации к учебе).

Классификации

Существует несколько классификаций патологии по разным критериям. 

1. Международная классификация болезней (МКБ-10), основанная на уровне интеллекта (IQ), измеряемого стандартизированными тестами. По этой классификации выделяют четыре степени патологии:

легкая (дебильность) — соответствует коэффициенту интеллекта (IQ) в диапазоне 50-69;

умеренная (имбецильность) — IQ 35-49;

тяжелая (выраженная имбецильность) — IQ 20-34;

глубокая (идиотия) — IQ менее 20.

Кроме того, в МКБ-10 есть категория «неуточненная умственная отсталость», которая применяется, когда невозможно провести достоверное измерение интеллекта.

2. Международная классификация функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (МКФ), основана на уровне поражения адаптивных функций. По ней выделяют пять степеней слабоумия:

отсутствует (полная или почти полная сохранность адаптивных функций);

легкая (дебильность, незначительное или умеренное снижение или недоразвитие адаптивных функций);

умеренная (имбецильность, значительное снижение или недоразвитие);

тяжелая (выраженная имбецильность, очень значительное снижение или недоразвитие);

глубокая (идиотия, частичное или полное отсутствие адаптивных функций).

3. Классификация по этиологии (предпосылке) патологии. По ней выделяют следующие виды:

специфический вид связан с определенным заболеванием или расстройством, имеющим известные предпосылки и характерные признаки (например, синдром Дауна, фенилкетонурия, синдром фрагильного X-хромосомы);

неспецифический вид не связан с заболеванием или синдромом (идиопатическая (без ясной причины) олигофрения, микроцефалия, макроцефалия и др.)

Степени

Степень умственной отсталости определяет уровень выраженности недоразвития интеллектуальных и адаптивных функций. Она влияет на потребности ребенка в учебе, поддержке и реабилитации. Обычно выделяют четыре основные степени: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

Легкая форма (дебильность) характеризуется незначительным или умеренным снижением интеллектуальных и адаптивных функций у ребенка. Люди с дебильностью способны достичь уровня образования начальной или средней школы, работать в простых профессиях и сферах деятельности, жить самостоятельно или с минимальной поддержкой, общаться и устанавливать контакты. Но они нуждаются в дополнительном обучении, консультировании и руководстве по некоторым аспектам жизни. У дебильности прогноз лечения лучше, чем у других форм.

Умеренная форма (имбецильность) характеризуется значительным снижением интеллектуальных и адаптивных функций у ребенка. Пациенты на этой стадии способны достичь уровня образования дошкольного или начального звена, работать в ограниченном количестве профессий, жить под постоянным надзором или с постоянной поддержкой, общаться и устанавливать ограниченные контакты. Они нуждаются в специальном обучении, реабилитации и соцзащите по большинству аспектов жизни.

Тяжелая (выраженная имбецильность) характеризуется очень значительным снижением интеллектуальных и адаптивных функций. Люди с этой формой патологии могут работать только в специализированных условиях, жить только под постоянным надзором и с постоянной помощью, они общаются только на простом уровне и имеют очень ограниченные контакты. Им необходимо комплексное обучение, реабилитация и соцзащита по всем аспектам жизни и деятельности.

Глубокая форма (идиотия) — это крайняя степень, она характеризуется полным или почти полным отсутствием интеллектуальных и адаптивных функций. Люди с идиотией не способны на труд, могут жить только в специализированных учреждениях, не умеют общаться, любые контакты отсутствуют. Они нуждаются в постоянном уходе, лечении и соцзащите по всем аспектам жизни.

Клинические проявления

Клинические признаки патологии зависят от выраженности нарушения, а также от наличия у ребенка сопутствующих заболеваний. Признаки слабоумия включают в себя физические, психические и поведенческие особенности.

Физические особенности связаны с хромосомными аномалиями или генетическими проблемами, которые вызывают дисморфизм (отклонение от нормы в строении тела или его частей). Примерами являются микроцефалия или макроцефалия, аномалии лица, конечностей или половых органов, пороки сердца, нарушения зрения или слуха. Особенности более выражены при глубокой патологии.

Психические особенности связаны с недоразвитием или задержкой развития психики, которая проявляется в снижении когнитивных (познавательных), эмоциональных и волевых процессов. Отмечается низкий уровень интеллекта, ограниченный словарный запас, примитивное мышление, недостаточная память, внимание, восприятие, речь, творчество, низкая самооценка, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, зависимость.

Поведенческие особенности связаны с нарушением адаптивных функций. Они проявляются в снижении способности к самостоятельному функционированию в повседневной жизни. Например, это нарушения общения, речи, коммуникационных навыков, использования общественных ресурсов и обеспечения личной безопасности.

Диагностика

Диагностика умственной отсталости включает в себя:

анамнез (сбор информации о жизни и развитии ребенка);

физический осмотр (оценка состояния, его соответствия возрасту и наличия особенностей);

психологическое тестирование (оценка интеллектуальных и адаптивных функций);

лабораторные исследования (анализ крови, мочи, генетический анализ и другие);

инструментальные исследования (электроэнцефалография, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография и другие);

консультацию специалистов (невролога, генетика, психиатра, психолога, дефектолога, специалиста по речи и других).

Важно провести диагностику как можно раньше, чтобы своевременно начать лечение и реабилитацию. Диагностическая процедура сложна и длительна, так как требует комплексного подхода и учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Лечение

Лечение умственной отсталости — это процесс коррекции нарушений интеллектуальных и адаптивных функций, профилактики осложнений и сопутствующих патологий. Оно включает в себя медикаментозную терапию (применение лекарственных препаратов) и немедикаментозную терапию (применение физических, психологических, педагогических и коммуникационных методов).

Медикаментозная терапия направлена на лечение причинной патологии или синдрома, если они известны, а также на коррекцию сопутствующих расстройств нервной, эндокринной, иммунной и других систем организма. Лечение часто включает в себя применение:

ноотропных препаратов (улучшающих работу мозга);

нейролептиков (снимающих психотические симптомы);

антидепрессантов (снимающих проявления депрессии);

транквилизаторов (снимающих тревожные симптомы);

стимуляторов.

Немедикаментозная терапия направлена на развитие интеллектуальных и адаптивных функций, а также на формирование коммуникационных навыков и определенной самостоятельности. Она часто включает в себя активность (упражнения, массаж, гидротерапию), психотерапию, педагогическую терапию (специальное образование, коррекционную педагогику, работу с речью), социальную адаптацию, реабилитацию и поддержку.

Лечение должно являться индивидуальным, комплексным и длительным. Важно начать терапию как можно раньше, чтобы предотвратить или снизить прогрессирование нарушений и улучшить качество жизни ребенка.

Прогноз

Прогноз зависит от выраженности нарушения, от предпосылок, клинических проявлений и лечения.

Прогноз часто лучше при легкой степени (дебильности), чем при умеренной или глубокой, лучше при специфической форме, чем при неспецифической.

Профилактика

Профилактика умственной отсталости включает в себя первичную профилактику (предупреждение причин патологии), вторичную (раннее выявление и лечение) и третичную (предотвращение осложнений и сопутствующих патологий).

Первичная профилактика умственной отсталости направлена на устранение или снижение воздействия факторов, которые могут вызвать болезнь. Первичная профилактика включает в себя генетическое консультирование и скрининг (проверку на наличие генетических нарушений), пренатальную (до рождения) и постнатальную (в раннем возрасте) защиту плода и новорожденного от инфекций, токсинов, гипоксии и травм, соблюдение здорового образа жизни беременной женщины и кормящей матери, иммунизацию (прививки) детей и взрослых от инфекционных заболеваний, профилактику травм головного мозга, своевременное лечение хронических болезней и интоксикаций.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление и лечение, чтобы предотвратить или снизить прогрессирование нарушений и улучшить качество жизни ребенка. Она включает в себя диспансеризацию (периодическое обследование) детей и взрослых на предмет умственной отсталости, нейропсихологическое тестирование (оценку состояния мозга) детей и взрослых с подозрением на олигофрению, медикаментозную и немедикаментозную терапию в зависимости от причины, степени и клинических проявлений.

Третичная профилактика направлена на предотвращение осложнений и определенных сопутствующих патологий, которые могут ухудшить состояние и качество жизни ребенка. Она включает в себя реабилитацию (восстановление функций) детей и взрослых с этой патологией, социальную адаптацию (приспособление к обществу), социальную поддержку (помощь) детей и взрослых с олигофренией и их семей, соцзащиту (гарантии).

Профилактика умственной отсталости должна быть комплексной, систематической и постоянной. Она должна начинаться до рождения ребенка и продолжаться на протяжении всей его жизни. Профилактика должна являться ответственностью не только медицинских работников, но и родителей, учителей, общественных организаций и государственных структур.

Как помочь ребенку с умственной отсталостью?

Если ваш ребенок страдает олигофренией, вы наверняка хотите ему помочь и поддержать его. Это часто нелегко, но важно знать, что вы не одни и что существуют способы улучшить качество жизни вашего ребенка и ваше собственное. Вот некоторые советы, как помочь ребенку с умственной отсталостью:

Обратитесь к специалистам за лечением, развитием и реабилитацией ребенка. Врачи помогут вам определить оптимальный план лечения и реабилитации, а также могут предложить вам консультации по вашим вопросам и руководство по различным аспектам работы с ребенком с этой патологией, дадут возможность задать вопросы.

Предоставьте ребенку безопасную, комфортную и стимулирующую развитие среду. Он должен чувствовать себя защищенным и любимым. Обеспечьте ему возможность развивать свои интересы через разнообразные простые игры, занятия и хобби.

Уважайте индивидуальность, достоинство и права ребенка. Помните, что это уникальный человек со своими мыслями, чувствами, желаниями и мечтами. Он, как и вы, имеет право на самоопределение, самостоятельность и участие в принятии решений, которые касаются его жизни.

Поддерживайте связь с другими людьми, имеющими дело с умственной отсталостью. Вы можете найти поддержку, понимание и дружбу среди других родителей или родственников детей с олигофренией. Можно присоединиться к общественным организациям или группам самопомощи, которые занимаются вопросами умственной отсталости, чтобы обмениваться опытом, информацией и ресурсами с другими людьми, которые сталкиваются с похожими трудностями и задачами.

Заботьтесь о своем здоровье и благополучии. Работа с ребенком с умственной отсталостью физически и эмоционально непроста. Вы наверняка часто испытываете стресс, усталость, гнев, страдаете от вины, грусти и других негативных эмоций. Вы можете часто чувствовать себя одиноким, изолированным, забывать о своих собственных нуждах, интересах и целях. Все это негативно сказывается на вашем здоровье и благополучии. Поэтому важно заботиться о себе и находить время для отдыха, развлечений и саморазвития. Обратитесь за профессиональной помощью, если вы чувствуете, что не справляетесь со своими эмоциями или проблемами.

Узнайте как можно больше о причине, степени и проявлениях заболевания вашего ребенка. Это поможет вам понять его потребности, возможности и ограничения, а также выбрать наиболее подходящий способ общения, развития и поддержки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью

Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью...

Теоретические основы умственного воспитания дошкольников. Задачи и средства умственного воспитания дошкольников

Умственное развитие ребенка происходит как в процессе его повседневной жизни, общения со взрослым, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на занятиях в детском саду. Важнейшую...

Что же такое - умственная отсталость и как она обозначается в заключениях ПМПК?

Что же такое - умственная отсталость и как она обозначается в заключениях ПМПК?...

Мы – исследователи! «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком, умственном и нравственном уровне - в сравнении с теми, кто такой школы не пр

Мы – исследователи!«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способность  сами ставить вопросыи получать на них  фактические ответы,оказываясь на  более высоком, у...