Мой ребенок просто ленится, но если он захочет – он сможет учиться
консультация по коррекционной педагогике

Калугина Ольга Сергеевна

Мой ребенок просто ленится, но если он захочет – он сможет учиться

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_rebenok_prosto_lenitsya.docx60.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мой ребенок просто ленится, но если он захочет – он сможет учиться

Здравствуйте, уважаемые читатели нашего сайта. Сегодня хочу поговорить о тех высказываниях, которые мы часто слышим от родителей по поводу учебной деятельности своих детей. И это фраза: «да он просто ленится, не хочет заниматься. Его нужно в строгости держать, и тогда он всё будет делать!».

Мой ребенок просто ленится, но если он захочет – он сможет учиться

Так говорят родители, ребенок которых не выполняет домашние задания, у которого отсутствует интерес к учебной деятельности и познанию нового, которые не хотят ходить в школу… А начало уже можно проследить в детском саду. И так как после детского сада нашим детям необходимо пойти в школу, предлагаю рассмотреть данный вопрос поподробней.
На самом деле, ключевые слова в перечисленных проявлениях, это – отсутствие интереса к учебной деятельности. Мы считаем, что отсутствие 
познавательного интереса (а именно так это называется) свойственно только детям с особенностями развития – будь то задержка психического развития или нарушение интеллекта.

То есть, если у ребенка напрочь отсутствует интерес к обучению в школе, ему не хочется узнать что-то новое, читать, да и банально – просто ходить в школу или в детский сад (мы сейчас не рассматриваем нежелание ходить в школу из-за проблем в отношениях с одноклассниками, или наоборот, когда ребенок «вундеркинд» и ему уже не интересно), то это уже не просто «лень» или «разбалованность», это – серьезный звоночек к тому, что с развитием ребенка «что-то не то».

И это «что-то не то» может быть как следствием обычной педагогической запущенности, так и более серьезными органическими повреждениями нервной системы ребенка. Конечно, эти проблемы не начались внезапно, с фразы ребенка «я не хочу в школу», или с того раза, когда он перестал выполнять домашние задания, они начались намного и намного раньше (скорее всего, с рождения, если это не педагогическая запущенность). Просто родители, по разным причинам, не замечали проблем в развитии ребенка, или давали этим проблем «вполне разумное объяснение» с их точки зрения.

Почему у ребенка отсутствует познавательный интерес и теряется желание узнавать новое? Потому что для его нервной системы, темп и уровень преподаваемых в школе знаний слишком высок, его нервная система не справляется с этой информацией, перегружается, ребенку становится сложно. Запредельно сложно. А там, где сложно – там не интересно.

Но родители, твердо веря в то, что ребенок «ленится» - нанимают репетитора/педагога, чтобы «подтянуть» ребенка по главным предметам и нагнать программу. Но любой грамотный педагог, позанимавшись некоторое время с этим ребенком, придет к выводу о том, что ему нужен не репетитор, а дефектолог, психолог и нейропсихолог, а репетитор в этом случае бессилен. И зачастую, ребенку необходимо пройти ПМПК, чтобы получить рекомендации о смене образовательного маршрута.

Что же педагог видит «такого страшного», из чего делает вышеназванные выводы? Следует отметить, что всё перечисленное является проблемой не в первом классе, и не в самом начале обучения, а ввиду стойкости и длительности этих нарушений.

1. У ребенка значительно нарушена или запаздывает в развитии ориентировка во времени и пространстве. В чем это может проявляться?

- Путает предлоги, обозначающие пространственное расположение объекта или его движение (за, перед, под, над, в, из, к, от и.т.д.). В частности, из-за неразличения предлогов «в» и «на», ребенок не поймет разницу между умножением (увеличением в) и сложением (увеличением на), не сможет решать задачи, где действия прописаны с помощью данных слов и предлогов.

- Не понимает разницы между словосочетаниями, наподобие «хозяин коровы» и «корова хозяина». В геометрии – «круг в треугольнике» и «треугольник в круге»

- Плохо ориентируется на листе бумаги (на тетрадном листе). Не может по словесной инструкции «пропустить клетку», «пропустить строчку», «отступить две клетки от левого края», при умножении/делении в столбик – расположить цифры друг под другом или с определенным сдвигом. Не может повторить узор по образцу, допускает ошибки, которых не видит.

- С трудом даётся освоение геометрии (зачастую – вообще не даётся). Не различает понятия «прямая, луч, отрезок», «пересекающиеся/параллельные линии». Не может построить фигуру по словесной инструкции, выделить у неё стороны, углы, провести в ней линии по инструкции. Не решает геометрические задачи.

В более старших классах, нарушение пространственно-временной ориентировки скажется также на освоении истории и географии.

2. Ребенок не может выучить термины и их определения. Для него все термины настолько абстрактные, что он не видит никакой разницы, между «падежом» и «склонением», «частью речи» и «членом предложения», и даже «умножением» и «делением». В целом, ребенок не понимает абстрактные понятия. Это означает, что мышление ребенка конкретное, наглядно-образное, и не достигло уровня словесно-логического мышления, которое должно быть.

3. Ребенок не понимает переносный смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов. Любые пословицы/фразеологизмы он воспринимает буквально, в их прямом значении, либо пытается дополнить их до предложения. К примеру, в задании объяснить смысл фразеологизма «набрать в рот воды», ребенок может написать: «и выпить её».

4. У ребенка очень бедный словарный запас, который не позволяет ему подбирать к словам синонимы/антонимы, придумать предложение, и тем более – написать сочинение или изложение. Не может своими словами рассказать о чем-то, объяснить смысл явления, дать определение предмету или понятию. Это может быть следствием педагогической запущенности, но в любом случае – уровень развития речи напрямую отражает уровень мышления ребенка.

5. Не воспринимает текст – не может его пересказать, разделить на части, озаглавить текст целиком или каждую из его частей. Это говорит о нарушении логического и абстрактного мышления. Также, ребенок не может разделить предлагаемый текст на предложения (задания, где текст написан без знаков препинания).

6. Бедный запас знаний об окружающем. Это видно из простых вопросов ребенку, а также по освоению им предмета «окружающий мир» (здесь мы не берем в расчет задания повышенной сложности и «вывернутые наизнанку» - такого в современной программе окружающего мира хватает. Мы говорим об обычных вопросах – из какого материала сделан тот или иной предмет, где живут конкретные животные, какие в твоем городе растут деревья и.т.д.)

7. Не может работать со схемой (с любой). В первую очередь, это говорит о нарушении абстрактного мышления, невозможности отвлечься от конкретных образов. В дополнение, может говорить о нарушении пространственной ориентировки (если это схематичный узор, который нужно повторить).

Конечно, в своей статье я не могу перечислить абсолютно все проблемы, которые выявляются при взаимодействии с «ленивым» (по мнению родителей) ребенком, но обращаю ваше внимание на некоторые из них, самые главные, которые легче всего заметить.

Уважаемые родители, если ваш ребенок не проявляет интереса к получению знаний, у него присутствуют описанные трудности в обучении – то ваш ребенок не ленится, и от того, что вы будете его ругать, воспитывать, укорять, стыдить – ситуация не изменится. Проблема не в лени ребенка, а в его невозможности воспринимать и применять ту информацию, которую он получает в школе.

Поэтому, прежде чем ругать ребенка или обличать в лени – понаблюдайте за ним, загляните в его тетрадки, задайте ему некоторые вопросы из школьной программы, и обратите внимание на те проблемы, которые я описала в статье. И если вы найдете все эти проблемы, или большую часть из них – ваш ребенок не ленится, и ему действительно очень тяжело справляться с этой программой. Ребенку нужна помощь, в виде работы с дефектологом, нейропсихологом, а также в прохождении ПМПК и уточнении рекомендаций относительно смены образовательного маршрута.

И наконец, если подходить к этому вопросу с юридической точки зрения, то при бездействии родителей и педагогов в случаях значительных трудностей ребенка в освоении программы, это расценивается как нарушение права ребенка на доступное образование.

Спасибо, что прочитали мою статью. Я очень надеюсь, что после её прочтения вы получили для себя какую-то новую и полезную информацию. Если у Вас появились вопросы, вы можете обратиться к нашим специалистам и записаться на консультацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры – это игры, моделирующие творческий процесс и дающие возможность для развития творческой стороны интеллекта. Основой развивающих игр – от простого к сложному. Если ребёнок с чем-то не справляется, следует упростить задание до максимума, д

Развивающие игры – это игры, моделирующие творческий процесс и дающие возможность для развития творческой стороны интеллекта. Основой развивающих игр – от простого к сложному. Если ребёнок...

Чему стоит научить ребенка на тот случай, если он потеряется

Чему стоит научить ребенка на тот случай, если он потеряется...

Правила для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду "Если вы собрались в детский сад"

Правила для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду...

Ребенок-манипулятор. Что делать, если ребенок манипулирует родителями?

Что такое манипуляции, как распознать, как прекратить...

«Любите ребенка просто за то , что он есть»

Как правильно любить, общаться с ребенком, казалось бы, естественный процесс, но он может превратиться в настоящее испытание....

Консультация для родителей. «Как формировать у ребенка любовь к природе, если дома нет растений и животных»

Консультация для родителей.«Как воспитывать любовь к природе, если дома нет растений и животных»...