Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
материал по коррекционной педагогике

Кирикмасова Лариса Алексеевна

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с синдромом Дауна  по формированию речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые коллеги!

     Проблема логопедической  работы  по  преодолению нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста с ОВЗ  всегда была интересна специалистам.  Надо отметить, что теперь это дети с ООП(особыми образовательными потребностями). Сейчас, когда актуальным является инклюзивное образование детей, некоторые приёмы работы междисциплинарной команды специалистов по формированию речевой деятельности у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна будут  вам полезны.

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

К группе детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ООП неоднородна. За последние 10 лет в России в 1,5 раза чаще стали рождаться дети с врожденными пороками развития. В нее дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. На экране перечислены возможные особенности здоровья дошкольников. Один из каждых 700 новорожденных появляется на свет с  синдромом Дауна. Тот показатель характерен для разных климатических зон и социальных слоев. Он не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, вредных привычек, достатка, образования или национальности. Мальчики и девочки с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой.  ( Часто в семьях бывает так – один ребенок обычный, второй может быть с синдромом Дауна. Причем каким по счету рождается такой ребенок неважно).

На самом деле, эти дети даже не больны. Конечно, у них могут быть какие то заболевания, например, порок сердца, но говорить о « неизлечимой болезни Дауна» не совсем корректно. Прежде всего это не болезнь, а синдром, то есть набор признаков.  Необычный разрез глаз, короткие ручки, маленький нос и уши – это признаки детей, родившихся с лишней хромосомой и получивших синдром Дауна.

Однако наделенных генетической случайностью отличает не только внешность, но и внутренние особенности.  Улыбка, открытость, добродушие – наверное, не зря их называют « СОЛНЕЧНЫМИ ДЕТЬМИ». Вот о таких детках и будет наша беседа.

Почему о Даунятах? Во-первых, это наиболее распространенный вид сочетанных нарушений, во – вторых, эти дети наиболее социализированные и могут посещать любое образовательное учреждение, и именно эти дети при правильном комплексном подходе развиваются достаточно хорошо и могут быть полезны нашему обществу, как и все другие люди.

Слово «синдром» означает набор признаков или характерных черт. Синдром получил название в честь английского врача Джона Дауна, впервые описавшего его в 1866 году.

В 1959 г. французский генетик  Жером Лежён доказал, что синдром Дауна связан с генетическими изменениями, которые приводят к разнообразным нарушениям.

Обычно синдрому Дауна сопутствуют следующие внешние признаки (согласно данным из брошюры центра «Даунсайд Ап»): 

  • «плоское лицо» — 90 %
  • брахицефалия (аномальное укорочение черепа) — 81 %
  • кожная складка на шее у новорожденных — 81 %
  • эпикантус (вертикальная кожная складка, прикрывающая медиальный угол глазной щели) — 80 %
  • гиперподвижность суставов — 80 %
  • мышечная гипотония — 80 %
  • плоский затылок — 78 %
  • короткие конечности — 70 %
  • брахимезофалангия (укорочение всех пальцев за счёт недоразвития средних фаланг) — 70 %
  • катаракта (другие глазные патологии)   в возрасте старше 8 лет — 66 %
  • открытый рот (в связи с низким тонусом мышц и особым строением нёба) — 65 %
  • зубные аномалии — 65 %
  • клинодактилия 5-го пальца (искривлённый мизинец) — 60 %
  • аркообразное нёбо — 58 %
  • плоская переносица — 52 %
  • бороздчатый язык — 50 %
  • поперечная ладонная складка (называемая также «обезьяньей») — 45 %
  • короткая широкая шея — 45 %
  • ВПС (врождённый порок сердца) — 40 %
  • короткий нос — 40 %
  • страбизм (косоглазие) — 29 %
  • деформация грудной клетки, килевидная или воронкообразная — 27 %
  • пигментные пятна по краю радужки = пятна Брушфильда — 19 %
  • эписиндром — 8 %
  • стеноз или атрезия двенадцатиперстной кишки — 8 %
  • врождённый лейкоз — 8 %.

Синдром Дауна нельзя предотвратить и нельзя вылечить!!!

 Синдром Дауна встречается чаще других генетических заболеваний, и почти каждый логопед, наверное, такого ребенка хоть раз встречал в своей практике. А если встречал, то знает, что данная категория детей с речевыми нарушения требует ранней комплексной помощи. Трудности в освоении речи у детей синдромом Дауна связаны с особенностями развития органов речи:

- маленькие и узкие ушные каналы, которые  часто приводят к   инфекционным  заболеваниям среднего уха, и могут снизить  остроту слуха.

 От 65 до 80% детей с синдромом Дауна страдают от звукопроводящей тугоухости. Это означает, что жидкость либо последствия инфекции внутри уха мешают ребенку воспринимать звук. Как правило, это происходит в результате отита. У некоторых детей скапливается жидкость за барабанной перепонкой, даже если у них не было ушной инфекции. Это может произойти из-за врожденной краткости и/или узости слухового канала. Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость - более постоянный тип тугоухости, связанный с повреждением среднего уха и (или) слухового нерва. Дети с таким типом тугоухости не слышат звуки определенной высоты, и им обычно помогает использование слухового аппарата.

  • Многие  дети имеют тот или иной недостаток зрения. 60-70% детей в возрасте до 7 лет должны носить очки. Это могут быть такие проблемы, как гиперметропия (дальнозоркость), астигматизм или миопия (близорукость). Еще одна проблема - слабая аккомодация (проблемы с тем, чтобы изменить фокусировку глаза с более дальнего предмета на более близко расположенный).
  • вдавленная переносица, широкий, короткий нос, что приводит к сниженному носовому дыханию,
  • особенности строения глотки ( дефект соединительной ткани из которой состоят голосовые связки) у детей с синдромом Дауна голос часто бывает хриплым или сиплым, что нередко обусловлено отоларингологическими проблемами
  • высокое, узкое аркообразное нёбо, поэтому звуки получаются иногда более «носовыми»; увеличенные миндалины и аденоиды, из-за которых происходит некоторая блокада носовых путей, в сочетании с гипотонусом мышц нёба и глотки (зева, задней части горла) – это приводит к тому, что ребенок постоянно говорит «в нос» или гнусаво;
  • более слабые мышцы височно-нижнечелюстного сустава (мышцы, соединяющие нижнюю челюсть с черепом – перед ухом);
  •  маленькая полость рта, крупный язык ( он может помещаться во рту только в «сложенном» виде, мешает говорить и жевать) относительно большой язык. Сейчас считается, что у людей с синдромом Дауна язык такого же размера, как у всех остальных, но из-за меньших размеров ротовой полости (и из-за гипотонуса) он может плохо помещаться во рту, артикуляция может быть затруднена. Так как в состоянии мышечной гипотонии находятся мышцы губ и языка, а сам язык более толстый, с уплощенным кончиком, это придает специфику внешнему облику ребенка. Язык может выступать наружу, поэтому рот чаще открыт. Дети могут не контролировать положение языка, что придает им не совсем опрятный вид. Особое строение языка сказывается также и на возможностях активной речи детей. «Это из-за моего языка, он обычно распухший. Мне трудно внятно говорить… Порой он не поворачивается, и я начинаю запинаться. Люди не понимают меня», – так объясняет свои затруднения подросток с синдромом Дауна
  • аномалии развития зубов (особенности прорезывания зубов: зубы появляются позже, обычно не в том порядке, что у обычных детей; некоторые зубы могут так и не вырасти, а другие расти слишком тесно или имеют широкие промежутки ;
    открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе; маленькая, более узкая, чем обычно, верхняя челюсть;
    зубы искривленные, узкие, остроконечные, или тупые, часто кариозные.
  • - низкий тонус (гипотонус) мышц, что приводит к трудностям в артикуляции;
  • А так же задержка в интеллектуальном развитии разной выраженности….

Учет особенностей профиля развития при разработке подходов к обучению детей с синдромом Дауна

  • 1. Опирайтесь на сильные стороны развития – социальную и эмоциональную;
  • 2.  Опирайтесь на социальную компетентность ребенка
  • 3. Поощряйте «хорошее» поведение, соответствующее возрасту.
  • 4 .Учитывайте темп усвоения речевых единиц ребенком.

Логопедическая работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих развитию интереса и мотивации к речевой деятельности детей с синдромом Дауна. Часто у детей сохранна эмоциональная сфера, хорошо развита подражательность. Это очень помогает в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Эти особенности раскрыты в данной статье....

Стёртая форма дизартрии. Причины возникновения и особенности речевого развития детей дошкольного возраста.

Дизартрия – это неврологический термин, образован (от греч. dys – частица, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное ...

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

Информация полезна логопедам, воспитателям, родителям дошкольников....

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения :артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие,звкопроизношение,лексика, звуковой анализ, грамматический строй речи....

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Организация логопедической работы с детьми с диагнозом ЗПР.

Преодоление ЗПР является одной из актуальных проблем современной коррекционной педагогики. Характерными признаками нарушений речи у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличи...

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной статье речь идет об особенности речевого развития детей с ЗПР и пути коррекции всех компонентов речи....