Картотека игр по социально-коммуникативному развитию детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сулейманова Зилара Минисламовна

Картотека игр по социально-коммуникативному развитию детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_insportal.docx614.13 КБ

Предварительный просмотр:

  

Картотека   игр  

по социально – коммуникативному развитию детей с ОВЗ

старшего дошкольного возраста

0_eac2c_70a3bfb2_orig-1

Г    

 

Подготовила:

воспитатель Сулейманова З.М.

  1. Сиамские близнецы

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: кратное двум.

Средства реализации: перевязочный бинт (платок, большой лист бумаги, восковые мелки.

Ход игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями  «незрячего».

  1. Ладонь в ладонь

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Средства реализации: стол, стулья и т. д.

Ход игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате,обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

  1. Тропинка

Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.

Возраст: 6-7 лет.

Ход игры: Возьмитесь за руки. По команде «гуляем» - идете по кругу;

«Тропинка» — дети кладут руки на плечи впереди стоящему и наклоняют головы вниз;

«Копна» — дети поднимают руки над головой;

«Кочки!» — все приседают.

Я могу говорить очень тихо. Какая команда окажется самой внимательной?

 

  1. Небоскреб

Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: 5-6 человек.

Средства реализации: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.

Ход игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

 

  1. Доброе животное

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход: Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

  1. Дракон

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Ход: Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост»«Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

  1. Сложи картинку

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Ход: Для выполнения этого упражнения необходимы несколько картинок животных, разрезанных на 3-4 части (голова, ноги, тело, хвост, например, собаки, кота. Дети делятся на группы из 3-4 человек. Каждый из членов группы получает кусочек своей картинки. Группе необходимо «сложить картинку», то есть каждому члену группы надо изобразить свой кусочек так, чтобы в результате получилось целое животное.

  1. Улитка

Цель: развитие выдержки и самоконтроля.

Ход игры: дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним.

Комментарий: чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить немало усилий, так как они активны и подвижны.Особенно полезно эту игру включать в работу групп, в которых участвуют конфликтные, агрессивные дети. Также ее можно использовать в работе с гиперактивными детьми, но лишь на последних этапах коррекции.

  1. Крокодил

Цель: развитие ловкости, наблюдательности, снятие страхов.

Ход игры: дети выбирают «крокодила». Выбранный вытягивает руки вперед одна над другой — это пасть крокодила — и ходит по комнате (площадке, напевая песенки, пританцовывая, подпрыгивая. Тем временем дети в пасть кладут руки. В какой-то момент «крокодил» смыкает пасть. Кто не успел выдернуть руку, становится «крокодилом».

Комментарий: в роли «крокодила»  должно побывать как можно большее количество детей, чтобы почувствовать на себе смену ролевых ощущений.

  1. Менялки

Цель: Развивать коммуникативные навыки, активизировать детей.

Ход игры: Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т. п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

 

  1. Пожелание

Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.

Ход игры: Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др., высказывают друг другу пожелания.Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым, как сейчас” и т. д.

  1. Сделай подарок

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Ход игры: Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

  1. День наступает, всё оживает

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.

Ход игры: Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

  1. Дрозды

Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Ход игры: Дети делятся на пары,повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд. (Показывают на себя.)

И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.)У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)

У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)

У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)

У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)

У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)

У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)

  1.  «Возьмёмся за руки, друзья»

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

Ход игры: Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.

 

  1. «Ветер дует на….»

Ход игры: со словами «Ветер дует на.» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге,вопросы могут быть следующими«Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого. есть сестра»«кто любит животных»«кто много плачет»«у кого нет друзей» и т. д.

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

  1. Пирамида любви

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

Возраст: 5-7 лет.

Ход игры: дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».

 

  1. Волшебники

Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять внимание и заботу.

Возраст: 5-7 лет.

Ход игры: детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других. Например, Володе мы прибавим смелости, Алёше – ловкости и т. п.

 

  1. Холодно – горячо,

право – лево

Возраст: 5- 7 лет

Ход игры: Воспитатель прячет условный предмет (игрушка, а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами «тепло»«горячо»«холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать словесные указания другого ребенка.

  1. Эхо

Цель: развитие слухового восприятия.

Возраст: 5-7 лет

Ход игры: 1-й вариант. Детям читают стихотворение, они повторяют последнее слово каждой строчки.

2-й вариант.Дети делятся на две команды«Эхо» и «Выдумщики».

«Выдумщики» договариваются, кто какое слово скажет по определённой теме,по очереди произносят загаданные слова и спрашивают игроков«Какое слово сказал Коля? Саша? И т. д.».

  1. Художник слова.

Цель: развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично

Возраст: 5-7 лет

Ход игры: Дети (по очереди) задумывают кого-то из группы и начинают рисовать его словесный портрет, не называя имени этого человека.Предварительно можно предложить детям упражнение на ассоциативное восприятие«На какое животное похож? На какой предмет мебели?» И т. д.

  

  1. Коробка добрых поступков.

Цель: воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, создание положительного эмоционального настроя в детском коллективе, воспитание в детях умения замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми.

 Ход игры: педагог показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня. Каждый ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок, неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают педагогу, по окончании игры подводятся итоги. Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки.

Один и тот же поступок не должен оцениваться дважды.

 

  1. Конспиратор

Цель: повысить степень доверия к взрослому человеку.

Возраст: для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Ход игры: В игре могут принимать участие группа детей и один или несколько взрослых.

Игроки размещаются по кругу, лицом к центру. В центре круга с завязанными глазами стоит водящий. Игроки водят вокруг него хоровод,пока он не скажет«Стоп!» Затем водящий должен на ощупь, начиная с головы, узнать всех играющих (они, естественно, помалкивают). Узнанный игрок выходит из круга. Лучший конспиратор – тот, кого узнали последним.

  1. Собери чемодан

Цель: развитие слухового восприятия.

Возраст: 5-7 лет

Ход игры: Детям предлагают отправиться в путешествие. Что для этого надо?

Уложить вещи в чемодан«Подумайте: что нужно взять с собой в дорогу?». Первый путешественник называет один предмет, второй повторяет и называет свой предмет. Третий повторяет, что назвал второй путешественник, и называет свой. И т. д.Условие: повторяться нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста со сверстниками.

Электронный методический сборник статей, конспектов, игр, консультаций для воспитателей и родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста со све...

Картотека игр для речевого развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека игр для речевого развития детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Картотека игравого самомассажа в стихах для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека игравого самомассажа в стихахдля детей среднего и старшего дошкольного возраста. Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения с...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Игры для детей раннего возраста предложены по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского сада. Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (в...

Картотека игр по LEGO – конструированию для детей среднего и старшего дошкольного возраста

LEGO – это качественный конструктор из Дании. Он представляет собой разноцветные пластмассовые кирпичики и яркие мини фигурки, соединяющиеся в бесконечных вариациях благодаря которым возмож...

Доклад "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста"

laquo;Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста»Одним из основных показателей уровня развит...

Картотека подвижных игр и упражнений для детей «Осторожно, пожар!» старший дошкольный возраст

Картотека подвижных игр и упражнений "Осторожно, пожар!" для детей старшего дошкольного возраста. Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности....