Программа развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП в предметно-практической деятельности.
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Кокарева Александра Владиславовна

В материале представлена программа развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП в предметно-практической деятельности.

Программа разработана с учётом особенностей развития количественных представлений у детей с ДЦП, а также их возрастных особенностей.

Цель программы: развитие количественных представлений, способности к оперированию категорией количества и начало развития способности к решению элементарных математических задач у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП. Цель достигается путём организованного обучения, которое направлено на развитие знаний о категориях числа и количества, представлений о множестве и его элементах, а также способности оперирования данными категориями при решении образовательных задач посредством включения ребёнка в предметно-практическую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Кокарева А.В.

Аннотация к программе

развития количественных представлений  у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП в предметно-практической деятельности

Программа разработана с учётом особенностей развития количественных представлений у детей с ДЦП, а также их возрастных особенностей.

Цель программы: развитие количественных представлений, способности к оперированию категорией количества и начало развития способности к решению элементарных математических задач у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП. Цель достигается путём организованного обучения, которое направлено на развитие знаний о категориях числа и количества, представлений о множестве и его элементах, а также способности оперирования данными категориями при решении образовательных задач посредством включения ребёнка в предметно-практическую деятельность.

Адресат: дети старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

Срок реализации программы: 2 месяца, количество занятий - 29.

Длительность одного занятия – 20 минут.

Периодичность: 3 раза в неделю.

Форма проведения занятий: индивидуальная.

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста (5-7 лет) с детским церебральным параличом и включает в себя 5 тематических блоков, каждый из которых имеет определённую цель.

 Блок 1 «Множества»  включает в себя 4 занятия длительностью 20 минут каждое. Их цель - знакомство с множествами, выявление отдельных элементов, составляющих это множество, путём попарного их сопоставления, сравнение множеств.

Блок 2  «Числа, цифры»  включает в себя 2 занятия, цель которых -формирование понятия о числе и цифре, развитие умения соотносить число с цифрой.

Блок 3 «Натуральный ряд и счёт»         включает в себя 4 занятия и ставит целью развитие и закрепление навыка счётной деятельности в пределах десяти, работу с натуральным рядом.

Блок 4 «Работаем с числами» включает в себя 12 занятий, цель которых -  закрепление представления о натуральном ряде в пределах десяти и развитие навыка действия с его составляющими.

Блок 5 включает в себя 6 занятий, цель которых -  формирование навыка решения простейших арифметических задач и примеров.

На каждом занятии ребёнок решает поставленные перед ним задачи в различных видах предметно-практической деятельности.

В результате освоения данной программы дошкольник с ДЦП овладеет знаниями о категориях числа и количества, представлением о множестве и его элементах, навыками выполнения счётных операций при решении элементарных математических задач.


Тематический план занятий

№ занятия

Название

Цель

Время проведения

I блок «Множества»:

Цель: Знакомство с множествами, выявление отдельных элементов, составляющих это множество, путем попарного их сопоставления, сравнение множеств.        

Время проведения: 4 занятия  (длительность одного занятия 20 минут)

1 занятие

«Знакомство с множествами»

Знакомство с множествами,  его элементами и понятиями, связанными с множествами.

20 минут

Упражнение «Раскрась яблоки»

Формирование умения находить разное количество предметов

Упражнение «Собери грибы в корзинку»

Формирование представления о количестве предметов «один –

много», «ни одного»

2 занятие

«Сравниваем множества»

Формирование умения сравнивать множества по количеству, пользоваться соответствующими понятиями

20 минут

 Упражнение «Морковка для зайчика»

Формирование представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов.

Упражнение «Приклей предметы»

Формирование умения соотносить предметы в множестве по количеству с помощью приема наложения

3 занятие

«Работаем с множеством»

Формирование понимания сохранения количества в множестве, способности к упорядочиванию элементов множества.

20 минут

Упражнение «Раскрашиваем мячи»

Формирование способности к пониманию сохранения количества.

Упражнение

«Отпускаем воздушные шары»

Формирование способности к упорядочиванию элементов множества

4 занятие

«Работаем с множеством»

Формирование умения соотносить множества по количеству и уравнивать их.

20 минут

Упражнение «Фрукты»

Формирование умения преобразовывать множества.

Упражнение «Собери в корзину»

Формирование умения сравнивать две группы предметов, добавляя недостающий предмет к меньшей из них или убирая лишний.

II блок: «Числа, цифры»        

Цель: Формирование понятия о числе и цифре, развитие умения соотносить число с цифрой        

Время проведения: 2 занятия (длительность каждого занятия 20 минут)

5 занятие

«Числа и цифры»

Формирование  понятия о числе и цифре и их соотношении,  развитие  прямого и обратного счета.

20 минут

Упражнение «Сложи карточки»

Знакомство с цифрами, развитие счетной деятельности

Упражнение «Сделай столько же»

Формирование умения соотносить число с количеством объектов, закрепление счета в пределах пяти, продолжение обучения способам получения чисел

6 занятие

«Числа и цифры»

Формирование понятия о числе и цифре и их соотношении, развитие прямого и обратного счета

20 минут

Упражнение «Лепим из пластилина»

Закрепление умения соотносить число с цифрой, формировать навык счета в пределах семи.

Упражнение «Нарисуй столько же»        Упражнение «Нарисуй столько же»

Закрепление навыка соотношения числа и цифры, закреплять счет в пределах семи, развитие навыка счета в пределах десяти

III блок: «Натуральный ряд и счет»

Цель: Развитие и закрепление навыка счетной деятельности в пределах десяти, работа с натуральным рядом.

Время проведения: 4 занятия (длительность одного занятия 20 минут)

7 занятие

«Считаем»

Закрепление навыка прямого счета в пределах десяти

20 минут

Упражнение «Прикрепи прищепку»

Развитие навыка прямого счета в пределах десяти

Упражнение  «Найди цифру»

Формирование умения свободно оперировать числами в пределах десяти и сопровождать свои действия словами.

Упражнение «Раздай игрушки»

Закрепление прямого счета и развитие обратного счета в пределах десяти.

8 занятие

«Считаем»

Развитие навыка обратного счета в пределах десяти.

20 минут

Упражнение «Цветы и божьи коровки»

Закрепление прямого и развитие обратного счета в пределах десяти

Упражнение «Клеим картинку»

Закрепление навыка прямого и обратного счета

9 занятие

«Отсчет от совокупности»

Развитие и закрепление умения отсчитывать предметы от совокупности.

20 минут

Упражнение «Отсчитай столько же»

Формирование умения отсчитывать от совокупности.

Упражнение «Раздай малину мишкам»

Развитие умения уменьшать и увеличивать число объектов в совокупности на единицу

10 занятие

«Счет группами»

Формирование умения считать группами

20 минут

Упражнение «Фрукты на тарелке»

Обучение составлению группы из определенного количества предметов.

Упражнение «Приклей овощи»

Обучение составлению группы из определенного количества предметов

IV блок «Работаем с числами»:

Цель; Закрепление представления о натуральном ряде в пределах десяти и развитие навыка действия с его составляющими.

Время проведения: 12 занятий (длительность одного занятия – 20 минут)

11 занятие

«Действия с совокупностью»

Закрепление  умения уменьшать и увеличивать число объектов в совокупности на единицу и более. Формирование представления о принципах построения натурального ряда.

20 минут

Упражнение  «Отсчитай и приклей цифру»

Закрепление навыка отсчета предметов от совокупности и навык соотношения числа и количества

Упражнение «Рисуем картинки»

Развитие умения уменьшать и увеличивать число предметов в совокупности на заданное количество.

12 занятие

«Числа и соседи»

Формирование умения находить соседей числа в натуральном ряду.  Формирование представления о принципах построения натурального ряда.

20 минут

Упражнение «Посели цифру в домик»

Развитие умения находить соседние числа в ряду.

Упражнение  «Вырежи цифру»

Развитие умения находить соседние числа в ряду, формирование понимания построения натурального ряда.

13 занятие

Составляем числа

Формирование умения составлять число из меньших чисел, закрепление навыка построения числового ряда.

20 минут

Упражнение «Вылепи число»

Формирование умения составлять число из двух меньших чисел

Упражнение «Расставь точки»

Формирование умения составлять число из двух меньших чисел

14 занятие

Составляем числа

Формирование  умения составлять число из меньших чисел, закрепление навыка построения числового ряда.

20 минут

Упражнение «Нарисуй колеса машине»

Развитие умения составлять число из двух меньших чисел

Упражнение «Поймай рыбку»

Развитие умения составлять число из двух меньших чисел

15 занятие

Составляем числа

Формирование  умения составлять число из меньших чисел, закрепление  навыка построения числового ряда.

20 минут

Упражнение «Раскрась по-разному»

Развитие умения составлять число из двух меньших чисел

Упражнение «Зачеркни лишний шар»

Развитие умения составлять число из двух меньших чисел

16 занятие

Сравнение

Закрепление  умения сравнивать множества по количеству, развитие  умения сравнивать числа.

20 минут

Упражнение «Равно-неравно»

Развитие умения устанавливать равенство и неравенство двух множеств.

Упражнение «Вырежи и приклей нужный знак»

Закрепление навыка сравнения множеств по количеству, знакомство с знаками «больше-меньше-равно»

17 занятие

Сравнение

Закрепление  умения сравнивать множества по количеству, развитие  умения сравнивать числа.

20 минут

Упражнение «Раскрась правильный знак»

Закрепление навыка сравнения множеств по количеству, знакомство с знаками «больше-меньше-равно»

Упражнение «Считаем фрукты»

Развитие навыка сравнения, закрепление умения использовать знаки сравнения, озвучивать результат сравнения

18 занятие

Сравнение

Закрепление умения сравнивать множества по количеству, развитие умения сравнивать числа.

20 минут

Упражнение «Заштрихуй меньшее»

Развитие навыка сравнения, закрепление умения использовать знаки сравнения, выбирать меньшее из двух множеств.

«Наряд для снеговика»

Развитие навыка сравнения, умение устанавливать соответствие.

19 занятие

Уменьшаем-увеличиваем

Развитие умения увеличивать/уменьшать  число на заданное количество единиц.

20 минут

Упражнение «Ягоды в стакане»

Развитие умение последовательно увеличивать число на единицу по сравнению с предыдущим.

Упражнение «Рисуем рыбок»

Развитие умения последовательно увеличивать число на три единицы по сравнению с предыдущим.

20 занятие

Уменьшаем-увеличиваем

Развитие  умения увеличивать/уменьшать  число на заданное количество единиц.

20 минут

Упражнение «Дорисуй и раскрась»

Развитие умения увеличивать число на заданное количество единиц.

21 занятие

Пары и тройки

Развитие  умения считать парами и тройками

20 минут

Упражнение

«Обуй кукол»

Развитие умения считать парами

Упражнение «Раздай апельсины»

Развитие умение считать тройками

22 занятие

Пары и тройки

Развитие умения считать парами и тройками

20 минут

Упражнение «Вылепи»

Развитие умения считать парами и тройками

V блок «Примеры и задачи»

Цель: формирование навыка решения простейших арифметических задач и примеров

Время проведения:

23 занятие

Решение простейших примеров

Формирование навыка решения простейших примеров

20 минут

Упражнение «Посчитай и приклей»

Формирование навыка решения простейших примеров на сложение.

Упражнение «Нарисуй ответ»

Формирование навыка решения простейших примеров на вычитание.

24 занятие

Решение простейших примеров

Формирование навыка решения простейших примеров

20 минут

Упражнение «Собери части»

Формирование навыка решения простейших примеров

Упражнение «Яблоки и морские звезды»

Формирование навыка решения простейших примеров

25 занятие

Решение простейших примеров

Формирование навыка решения простейших примеров

20 минут

Упражнение «Отпусти воздушного змея»

Формирование навыка решения простейших примеров

Упражнение  «Выбери картинку»

Формирование навыка решения простейших примеров

26 занятие

Решение простейших задач

Формирование навыка решения простейших задач на нахождение суммы

20 минут

Упражнение

«Лепим задачки»

Формирование навыка решения простейших задач на нахождение суммы

27 занятие

Решение простейших задач

Формирование навыка решения простейших задач на нахождение разности

20 минут

Упражнение «Рисуем задачи»

Формирование навыка решения простейших задач на нахождение разности

28 занятие

Решение простейших задач

Формирование навыка решения простейших обратных задач

20 минут

Упражнение «Клеим задачки»

Формирование навыка решения простейших обратных задач

29 занятие

Итоговое занятие

Подведение итогов, проведение повторной диагностики

20-30 минут

Занятие 1«Знакомство с множествами»

1. Приветствие, знакомство с ребенком

2. Ход работы:

  • Упражнение «Раскрась яблоки»

Цель: формирование умения находить разное количество предметов.

Задачи:

1.  Сформировать умение находить определенное количество предметов

2. Сформировать умение выделять множество и соотносить его с определенным количеством схожих предметов.

Материал: изображения предметов (одного предмета и множества таких же предметов), цветные карандаши.

Содержание: ребенку предлагается раскрасить определенным цветом карточку, на которой изображен один предмет, и другим цветом карточку, на которой изображено множество.

  • Упражнение «Собери грибы в корзинку»

Цель: формирование представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов.

Задачи:

1. Сформировать умение различать понятия «один-много»,  «мало», «ни одного»

2. Сформировать умения применять эти понятия в отношении реальных объектов

Материал: Ножницы, изображения грибов на поляне, муляж корзины

Содержание: ребенку предлагается вырезать вместе с педагогом изображения грибов и сложить их в корзину, при этом сказав, сколько в итоге грибов он положил, а затем, сколько грибов осталось на поляне. При этом используются понятия «один, много, ни одного».

3. Повторение пройденного, завершение занятия.

Занятие 2 «Сравниваем множества»

1. Приветствие, актуализация знаний

2. Ход работы:

  • Упражнение «Морковка для зайчика»

Цель: формирование умения соотносить предметы в множестве по количеству с помощью приема наложения Задачи:

1. Сформировать умение сравнивать множества

2. Сформировать умение устанавливать равенство между множествами

Материал: цветные скрепки, фигурки зайцев и морковки

Содержание: ребенку предлагается «раздать» каждому зайчику морковку. Для этого необходимо к каждому зайчику прикрепить скрепкой морковку. А затем сказать сколько морковок и зайчиков, используя слова «столько же», «поровну» и т.д.

  • Упражнение «Приклей предметы»

Цель: формирование умения соотносить предметы в множестве по количеству с помощью приема наложения.

Задачи:

1. Сформировать умение соотносить предметы по количеству

2. Сформировать прием наложения

3. Сформировать понимание о сохранении количества предметов в множестве.

Материал: изображения однородных предметов нескольких видов (машинки, мячи и т.д.), клейкая лента.

Содержание: ребенку предлагается наложить вырезанные изображения однородных предметов одного вида на такие же изображенные на карточке. При этом вырезанных предметов должно быть больше, чем изображенных на картинке. Далее необходимо изменить вид нарисованных и вырезанных предметов. При этом необходимо концентрировать внимания на основной задаче деятельности: «Приклей, пожалуйста, столько машинок, сколько изображено на картинке».

3. Повторение пройденного, завершение занятия.

Занятие 3 «Работаем с множеством»

1. Приветствие, актуализация знаний.

2. Ход работы:

  • Упражнение «Раскрашиваем мячи»        

Цель: формирование способности к пониманию сохранения количества.

Задачи:

1. Сформировать способность к пониманию сохранения количества

2. Развить способности использовать помощь взрослого при решении интеллектуальной задачи.

Материал: карточки с изображением однородных предметов в количестве 5 штук (визуально один ряд должен казаться длиннее другого), цветные карандаши.

Содержание: ребенку предлагается две карточки и набор цветных карандашей. Задача – сравнить совокупности и установив их взаимоотношение, раскрасить их соответствующим цветом.

  • Упражнение « Отпускаем воздушные шары»        

Цель: формирование способности к упорядочиванию элементов множества

Задачи:

1. Сформировать способность к упорядочиванию элементов множества

2. Выявить способность к переносу действия в сходные условия

Материал: цветная бумага, модели воздушных шаров с точками внутри, сгруппированными в различном порядке.

Содержание: ребенку предлагается «отпустить» шары в небо. Для этого их надо расположить так, чтобы точки внутри шаров были расположены в порядке возрастания.

3. Повторение пройденного, завершение занятия.

Занятие 4 «Работаем с множеством»

1. Приветствие, актуализация знаний

2. Ход работы:

  • Упражнение «Фрукты»

Цель: формирование умения преобразовывать множества.

Задачи:

1. Сформировать умение преобразовывать множества

2. Развивать умение сравнивать множества по количеству

3. Развивать счет.

Материал: карточки с изображением групп  фруктов в различной модификации, цветные карандаши

Содержание: ребенку предлагается карточка с изображением множеств из фруктов. Задача – уровнять/преобразовать множества, дорисовав необходимые элементы.

  • Упражнение «Собери в корзину»

Цель: формирование умения сравнивать две группы предметов, добавляя недостающий предмет к меньшей из них или убирая лишний. Развитие счета в пределах пяти.

Задачи:

1. Сформировать умения сравнивать предметы по количеству

2. Развивать счет в пределах пяти, формирование представлений о способах получения чисел

3. Формировать умение уравнивать множества

Материал: пунктирные изображения фруктов и овощей, карандаши, муляж корзинки

Содержание: ребенку предлагается обвести изображения фруктов и овощей, а затем собрать их в корзинку. Ребенку задаются вопросы:

1. Сколько овощей в корзине? Сколько фруктов?

2. Чего больше?

3. Что нужно сделать, чтобы фруктов стало столько же, сколько овощей? Давай посчитаем фрукты и овощи.

4. Как получилось так, что фруктов и овощей теперь поровну?

3. Повторение пройденного, завершение занятия

Занятие 5 «Числа и цифры»

1.Приветствие, актуализация знаний.

2. Ход работы:

  • Упражнение «Знакомимся с цифрами»        

Цель: знакомство с цифрами, развитие счетную деятельность

Материал: карточки с картинками, цифры, фишки.  

Содержание: разложить все карточки картинками вверх. Цифры сложить в коробку. По очереди доставать цифры из коробки. Задача - найти карточку с соответствующим цифре количеством предметов. На найденную карточку ставится фишка. Цифра убирается обратно в коробку.

  • Упражнение «Сделай столько же»

Цель: формирование умения соотносить число с цифрой.

Задачи:

1. Развивать представления о соотнесенности чисел и конкретных объектах

2. Сформировать умение соотносить число с количеством объектов

3. Продолжать обучать получению чисел.

Материалы: картинки с изображением цифр, пластилин.

Содержание: ребенку предлагается познакомиться с цифрой на картинке, а затем вылепить из пластилина столько же кружочков. Затем с помощью педагога ребенок устанавливает численное равенство между числом вылепленных из пластилина объекта и цифрой на картинке. После этого закрепляется навык счета до пяти.

3. Повторение пройденного, завершение занятия.

Занятие 6 «Числа и цифры»

1. Приветствие, актуализация знаний

2. Ход работы:

  • Упражнение «Лепим из пластилина»

Цель: закрепление умения соотносить число с цифрой, формировать умение счета в пределах семи.

Задачи:

1. Закреплять умение соотносить число с цифрой

2. Закрепить счет в пределах пяти

3. Развивать навык счета в пределах семи

Материал:  карточки с цифрами,  пластилин.

Содержание: ребенку предлагается познакомиться с цифрой на картинке, а затем вылепить из пластилина столько же кружочков. Затем с помощью педагога ребенок устанавливает численное равенство между числом вылепленных из пластилина объекта и цифрой на картинке.

  • Упражнение «Нарисуй столько же»

Цель: закрепление навыка соотношения числа и цифры, счета в пределах семи.

Задачи:

1. Закреплять навык соотношения числа и цифры.

2. Закреплять и автоматизировать счет в пределах семи.

3. Развивать счет в пределах десяти.

Материалы: набор цифр, цветные карандаши.

Содержание: ребенку предлагаются конкретные цифры. Его задача нарисовать столько же предметов (солнышек, звездочек и т.д.), сколько изображено на карточке с цифрой. Возможен обратный вариант, когда предлагается подобрать к определенному предмету конкретную цифру.

Занятие 7 «Считаем»

1. Приветствие, актуализация знаний.

2. Ход работы:

  • Упражнение «Прикрепи прищепку»

Цель: развитие навыка счета (прямого и обратного) в пределах десяти.

Задачи:

1. Закрепить навык счета до семи.

2. Развивать навык прямого и обратного счета в пределах семи.

Материал: прищепки с нарисованными на них цифрами

Содержание: ребенку предлагаются прищепки с нарисованными на них цифрами. Задача прикрепить прищепки на веревочку в прямом и обратном порядке, при этом считая вслух.

  • Упражнение « Найди цифру»

Цель: формировать умение свободно оперировать числами в пределах десяти и сопровождать свои действия словами.

Задачи:

1.Закреплять навык прямого и обратного счета в пределах десяти

2. Развивать навык выделения отдельных элементов числового ряда

Материалы: карточки с цифрами от одного до десяти

Содержание: ребенку предлагается разложить карточки по порядку от одного до десяти, при этом называя цифры вслух. Затем одна-две карточки из ряда убираются. Задача ребенка – не только заметить изменения, но и указать, где пропавшая карточка должна находиться. То же самое повторяется применительно обратного счета.

  • Упражнение «Раздай  игрушки»

Цель: закрепление прямого и развитие обратного счета в пределах десяти.

Задачи:

1. Закрепить навык прямого счета в пределах десяти.

2. Развивать обратный счет в пределах десяти

Материал: различные игрушки

Содержание: ребенку предлагается «посетить магазин игрушек». Для того, чтобы купить игрушку, необходимо назвать ее порядковый номер.

3. Закрепление пройденного, завершение занятия.

Занятие 8 «Считаем»        

1. Приветствие, актуализация знаний

2. Ход работы:

  • Упражнение «Цветы и божьи коровки»

Цель: закрепление прямого и развитие способности обратного счета в пределах десяти.

Задачи:

1. Закреплять прямой счет в пределах десяти

2. Формировать навык обратного счета.

Материал: модели  ромашек и божьих коровок

Содержание: ребенку предлагается ромашка, на которой написана цифра и божья коровка с определенным количеством точек на ней.  Задача ребенка – разложить ромашки и сосчитать их в прямом и обратном порядке. А затем на каждую ромашку «посадить» свою божью коровку.

  • Упражнение «Клеим картинку»

Цель: закрепление навыка прямого и обратного счета

Задачи:

1. Формировать и закреплять навык обратного счета в пределах 10.

Материал: вагончики поезда с цифрами внутри них, клей, бумага.

Содержание: ребенку предлагается «отправить» поезд в путешествие, для этого необходимо расставить вагоны в правильном порядке. А затем помочь ему вернуться обратно, расставив вагоны в верном порядке.

3. Повторение пройденного, завершение занятия.

Занятие 9 «Отсчет от совокупности»

1. Приветствие, актуализация знаний.

2. Ход работы:

  • Упражнение «Отсчитай столько же»        

Цель: формирование умения отсчитывать от совокупности.

Задачи:

1. Формировать умение отсчитывать объекты от совокупности

2. Закреплять счетного навыка

Материал: цифры, различные игрушки

Содержание: ребенку предлагается отсчитать от совокупности определенное количество игрушек, при этом считая вслух.

  • Упражнение «Раздай малину мишкам»         

Цель: развитие умения уменьшать и увеличивать число объектов в совокупности на единицу.

Задачи:

1. Развивать умение уменьшать и увеличивать число объектов в совокупности на единицу

2. Формировать понимания принципа построения натурального ряда.

Материал: макеты мишек, рисунки малины

Содержание: ребенок раскладывает медвежат на столе. Затем его задача вырезать для медвежат на одну малину больше, после меньше и установить разностные отношения.

3. Повторение пройденного, завершение занятия.

Занятие 10 «Счет группами»

1. Приветствие, актуализация знаний

2. Ход работы:

  • Упражнение «Собери фрукты»

Цель: формирование умения составлять группу из четырех предметов

Задачи:

1. Формировать умение составлять группу из четырех предметов

2. Знакомить с составом числа из двух меньших

Материал: муляжи фруктов, тарелка

Содержание: ребенку предлагается разложить фрукты на тарелке, по четыре на каждую. Затем предлагается назвать варианты состава числа четыре.

  • Упражнение «Приклей овощи»

Цель: формирование умения составлять группу из пяти предметов.

Задачи:

1. Формировать умение составлять группу из нескольких предметов

2. Знакомить с составом числа из двух меньших

Материал: изображения фруктов и овощей, муляж тарелки, клей

Содержание: ребенку предлагается разложить фрукты и овощи по тарелкам в определенном количестве.

3. Повторение пройденного, завершение занятия.

Занятие 11 «Действия с совокупностью»

1. Приветствие, актуализация знаний

2. Ход работы:

  • Упражнение «Отсчитай и приклей цифру»

Цель: развитие умения отсчета предметов от однородной и неоднородной совокупности, закрепления навыка соотношения числа и количества

Задачи:

1. Развивать умения отсчета предметов от однородной и неоднородной совокупности,

2. Закреплять навык соотношения числа и количества

3. Развивать зрительную памяти.

Материал: таблицы с изображением нескольких однородных и неоднородных совокупностей и такая же без данных изображений, карточки с цифрами клей.

Содержание: ребенку предлагается карточка с изображением различных предметов. Задача - отсчитать определенное количество от множества и приклеить на другую карточку соответствующую цифру без зрительной опоры.

  • Упражнение «Рисуем картинки»

Цель: развитие умения уменьшать и увеличивать число предметов в совокупности на заданное количество.

Задачи:

1. Формировать навык уменьшения предметов  в совокупности на заданное число

2. Формировать навык увеличение предметов в совокупности на заданное число

3. Учить пользоваться соответствующей терминологией.

Материал: карточки с различными совокупностями, цветные карандаши

Содержание: ребенку предлагается увеличить количество предметов в совокупности на определенное количество, дорисовав недостающие на карточке. Затем ребенок озвучивает результат: «увеличил на», «уменьшил на».

3. Повторение пройденного, завершение занятия.

Занятие 12 «Соседи числа»

1. Приветствие, актуализация знаний

2. Ход работы:

  • Упражнение «Посели цифру в домик»

Цель: развитие умения находить соседние числа в ряду.

Задачи:

1. Развивать умение находить соседние числа в ряду.

2. Формировать понимание принципа построения числового ряда

3. Закреплять прямого и обратного счета в пределах десяти.

Материал: макеты цифр, карточка с числовыми домиками, клей.

Содержание: ребенку предлагается карточка с числовыми домиками, в которых некоторые окошки заполнены, некоторые пустые. Задача – правильно определить по соседним числам, какое пропущено и вклеить его.

  • Упражнение «Приклей цифру»

Цель: развитие умения находить соседние числа в ряду, формировать понимание построения натурального ряда

Задачи:

1. Развивать умение находить соседние числа в ряду.

2. Формировать понимание принципа построения числового ряда

3. Закреплять навыка соотношения числа и количества

Материал: карточка с изображением множеств, макеты цифр, клей.

Содержание: ребенку предлагается карточка с изображением множеств. Задача – правильно выбрать и приклеить соответствующую количеству предметов в множестве цифру, а затем назвать соседей числа.

3.Повторение пройденного, завершение занятия

Занятие 13 «Составляем числа»

1. Приветствие, актуализация знаний

2. Ход работы:

  • Упражнение «Вылепи число»

Цель: формирование умения составлять число из двух меньших чисел

Задачи:

1. Развивать представление о составе чисел

2. Формировать умение составлять число из двух меньших чисел

3. Развивать представление о натуральном ряде чисел

Материал: карточки с числами, пластилин

Содержание: ребенку предлагается карточка с числом. Его задача вылепить из пластилина как можно больше вариантов его получения.

  • Упражнение «Расставь точки»

Цель: формирование умения составлять число из двух меньших чисел

Задачи:

1. Развивать представление о составе чисел

2. Формировать умение составлять число из двух меньших чисел

3. Развивать представление о натуральном ряде чисел

Материал: карточка-заготовка, цветные карандаши

Содержание: ребенку предлагается карточка с числом. Его задача точками изобразить как можно больше вариантов его состава.

3. Повторение пройдённого, завершение занятия.

Занятие 14 «Составляем числа»

1. Приветствие, актуализация знаний

2. Ход работы:

  • Упражнение «Нарисуй колеса машине»

Цель: формирование умения составлять число из меньших чисел

Задачи:

1. Развивать представление о составе чисел

2. Формировать умение составлять число из двух меньших чисел

Материал: модели машинок, колес с цифрами, клей

Содержание:  ребенку предлагается модель машинки без колес, на машинке написана цифра. Задача ребенка подобрать колеса к машинке так, чтобы в сумме получилось написанное на машинке число.

  • Упражнение «Поймай рыбку»

Цель: формирование умения составлять число из меньших чисел

Задачи:

1. Развивать представление о составе чисел

2. Формировать умение составлять число из двух меньших чисел

Материал: модели рыбок, карточки с цифрами, карандаш, цветная бумага

Содержание: ребенку предлагается карточка с числом и модели рыбок. Его задача – написать на рыбке варианты получения этого числа и приклеить на цветную бумагу.

3. Повторение пройденного, завершение занятия.

Занятие 15 «Составляем числа»

1. Приветствие, актуализация знаний.

2. Ход работы:

  • Упражнение «Раскрась по-разному»

Цель: развитие умения составлять число из двух меньших чисел

Задачи:

1. Развивать представление о составе чисел

2. Формировать умение составлять число из двух меньших чисел

Материал: карточки с неоднородными множествами, цветные карандаши

Содержание: ребенку предлагается карточка с неоднородным множеством и цифра, которую должен получить ребенок, раскрасив элементы множества различными способами.

  • Упражнение «Зачеркни лишний шар»

Цель: развитие умения составлять число из двух меньших чисел

Задачи:

1. Развивать представление о составе чисел

2. Формировать умение составлять число из двух меньших чисел

3. Учить находить ошибку в расчётах

Материал: карточки с изображением шаров в корзине, цветные карандаши

Содержание: ребенку предлагается карточка с изображением шаров в корзине. На корзине изображено число, а на шарах – варианты его получения. Задача ребенка – найти неверный вариант среди предложенных.

3. Повторение пройденного, завершение занятия.

16 занятие «Сравнение»        

1. Приветствие, актуализация знаний

2. Ход работы:

  • Упражнение «Равно-неравно»        

Цель: развитие умения устанавливать равенство и неравенство двух множеств

Задачи:

1. Развивать навык сравнения множеств по количеству

2. Развивать умение устанавливать равенство и неравенство между множествами

Материал: карточки с изображением множеств, карандаши

Содержание: ребенку предлагается карточка с множествами, его задача правильно установить равенство/неравенство между ними и обвести соответствующий знак.

3. Повторение пройденного, завершение занятия

17 занятие «Сравнение»

1. Приветствие, актуализация знаний

2. Ход работы:

  • Упражнение «Раскрась правильный знак»        

 Цель: закрепление навыка сравнения множеств по количеству, знакомство с знаками «больше-меньше-равно»

Задачи:

1. Развивать навык сравнения множеств по количеству

2. Развивать умение устанавливать равенство и неравенство между множествами

3. Закреплять умение использовать знаки сравнения в деятельности

Материал: карточки с множествами, цветные карандаши

Содержание: ребенку предлагается карточка с изображением множеств, его задача – сравнить множества и, выбрав необходимый знак, раскрасить его. Затем ребенок озвучивает результат сравнения.

  • Упражнение «Считаем фрукты»        

Цель: развитие навыка сравнения, закрепление умения использовать знаки сравнения, озвучивать результат сравнения

Задачи:

1. Развивать навык сравнения чисел между собой

2. Развивать умение устанавливать равенство и неравенство между множествами

3. Закреплять умение использовать знаки сравнения в деятельности и озвучивать результат сравнения.

Материал: карточка с изображением фруктов, цветные карандаши

Содержание: ребенку предлагается карточка, на которой изображены фрукты в хаотичном порядке и задача - раскрасить каждый вид фруктов определенным цветом. Затем ребенок считает количество фруктов каждого вида и сравнивает их количество друг с другом, выбирая необходимый знак.

3. Повторение пройденного, завершение занятия.

18 занятие «Сравнение»

1. Приветствие, актуализация знаний.

2. Ход работы:

  • Упражнение «Заштрихуй меньшее»        

Цель: развитие навыка сравнения, закрепление умения использовать знаки сравнения, выбирать меньшее из двух множеств.

Задачи:

1. Развивать навык сравнения

2. Закреплять умение использовать знаки сравнения.

3. Формировать умение выбирать меньшее из двух множеств

Материал: карточки с множествами, маркеры

Содержание: ребенку предлагается карточка, на ней два множества, составленные из одинаковых предметов. Задача найти множество из меньшего количества составляющих и заштриховать его.

  • Упражнение «Наряд для снеговика»        

Цель: развитие навыка сравнения и умения устанавливать соответствие.

Задачи:

1. Развивать навык сравнения множеств

2. Развивать умение использовать устанавливать соответствия между множествами

Материал: изображения снеговиков и шляп, ножницы, клей

Содержание: ребенку предлагается карточка с изображением снеговиков и шляп. Задача – установить, всем ли снеговикам хватит шляп. А затем, вырезав необходимое количество, «нарядить» в них снеговиков.

3. Повторение пройденного, завершение занятия.

Занятие 19 «Уменьшаем-увеличиваем»

1. Приветствие, актуализация знаний.

2. Ход работы:

  • Упражнение «Ягоды в стакане»        

Цель: развитие умения последовательно увеличивать число на единицу по сравнению с предыдущим.

Задачи:

1. Закреплять знание числового ряда в пределах десяти

2. Формировать умение последовательно увеличивать число на единицу по сравнению с предыдущим.

Материал: изображения стаканов, цветные карандаши.

Содержание: ребенку предлагается нарисовать в изображенных на картинке стаканах ягоды, постепенно увеличивая количество ягод на одну, начиная с единицы.

  • Упражнение «Рисуем рыбок»        

Цель: развитие умения последовательно увеличивать число на три единицы по сравнению с предыдущим.

Задачи:

1. Закреплять знание числового ряда в пределах десяти

2. Формировать умение последовательно увеличивать число на три единицы по сравнению с предыдущим.

Материал: изображения аквариума, цветные карандаши.

Содержание: ребенку предлагается нарисовать в изображенных на картинке аквариумах рыбок, постепенно увеличивая  их количество на три единицы.

 3. Повторение пройденного, завершение занятия

Занятие 20 « Уменьшаем-увеличиваем»

1. Приветствие, актуализация знаний

2. Ход работы:

Упражнение «Дорисуй и раскрась»

Цель: развитие умения увеличивать число на заданное количество единиц.

Задачи:

1. Закреплять знание числового ряда в пределах десяти

2. Формировать умение последовательно увеличивать число на три единицы по сравнению с предыдущим.

3. Закреплять навык соотношения числа и количества.

Материал карточки с изображением множеств и цифр, карандаши

Содержание: ребенку предлагается карточка с изображением множеств и цифры. Задача – увеличить/уменьшить множество так, чтоб количество предметов в нем соответствовало указанной цифре. Затем множество раскрашивается.

3. Повторение пройденного, завершение занятия.

Занятие 21 «Пары и тройки»

1. Приветствие, актуализация знаний

2. Ход работы:

  • Упражнение «Обуй кукол»        

Цель: развитие умение считать парами

Задачи:

1. Формировать и развивать умение считать парами

2. Закреплять счет в пределах десяти

3. Закреплять навык соотношения числа и количества

Материал: макеты кукол, изображения обуви, ножницы, клей.

Содержание: ребенку предлагается посчитать кукол, а затем вырезать необходимое количество пар обуви и «обуть» в них кукол. Ребенок должен ответить на вопрос «Сколько пар обуви нужно, чтобы обуть всех кукол?»

  • Упражнение «Раздай апельсины»        

Цель: развитие умения считать тройками.

Задачи:

1. Формировать и развивать умение считать тройками.

2. Закреплять счет в пределах десяти.

3. Закреплять навык соотношения числа и количества.

Материал: макеты апельсинов, ножницы, игрушки.

Содержание: ребенку предлагается «угостить» игрушки апельсинами. Для этого необходимо вырезать апельсины и раздать каждой игрушке по три. А затем посчитать, сколько троек апельсинов он раздал, а сколько осталось нетронутыми.

3. Повторение пройденного, завершение занятия.

Занятие 22 « Пары и тройки»

1. Приветствие, актуализация знаний

2. Ход работы:

  • Упражнение «Вылепи»

Цель: развитие умения считать парами и тройками

Задачи:

1. Формировать и развивать умение считать парами и тройками.

2. Закреплять счет в пределах десяти.

3. Закреплять навык соотношения числа и количества.

Материал: карточки с цифрами, пластилин

Содержание: ребенку предлагается карточка с цифрой. Его задача вылепить из пластилина количество пар, соответствующих цифре. Затем то же самое выполняется с тройками. По завершению лепки, ребенок озвучивает результат: количество получившихся пар и троек.

3. Повторение пройденного, завершение занятия.

23 занятие «Решение простейших примеров»

1. Приветствие, актуализация знаний

2. Ход работы:

  • Упражнение «Посчитай и приклей»        

Цель: формирование навыка решения простейших примеров на сложение.

Задачи:

1. Формировать навык решения простейших примеров

2. Отрабатывать умение осуществлять действие сложения

3. Закреплять умение соотносить число и количество

Материал: карточки с примерами, ножницы, макеты цифр из цветной бумаги, карандаши.

Содержание: ребенку предлагается карточка с примерами на сложение, в которых складываются множества, изображенные в виде картинок. Его задача – назвать каждое слагаемое и сумму, вырезав нужные цифры и приклеив их под слагаемыми и на месте ответа.

  • Упражнение «Нарисуй ответ»        

Цель: формирование навыка решения простейших примеров на вычитание.

Задачи:

1. Формировать навык решения простейших примеров

2. Отрабатывать умение осуществлять действие вычитания

3. Закреплять умение соотносить число и количество

Материал: карточки с примерами, карандаши.

Содержание: ребенку предлагается карточка с примерами на вычитание, в которых изображены множества, в виде картинок. Его задача – нарисовать в качестве ответа необходимое количество элементов множества.

3. Повторение пройденного, завершение занятия.

24 занятие «Решение простейших примеров»

1. Приветствие, актуализация знаний

Ход работы:

  • Упражнение «Собери части»        

Цель: формирование навыка решения простейших примеров.

Задачи:

1. Формировать навык решения простейших примеров

2. Закреплять умение осуществлять действия вычитания и сложения

3. Закреплять умение соотносить пример с результатом вычисления

Материал: макеты яичных скорлупок с примерами и ответами на них, клей

Содержание: ребенку предлагается макеты яичных скорлупок: на одной половине пример, на другой – ответ. Задача ребенка – правильно соотнести пример и ответ и «собрать» яичную скорлупку правильно.

  • Упражнение «Яблоки и морские звезды»

Цель: формирование навыка решения простейших примеров.

Задачи:

1. Формировать навык решения простейших примеров

2. Отрабатывать умение осуществлять действия вычитания и сложения

3. Закреплять умение соотносить примеры с одинаковыми результатами вычисления

Материал: изображения морских звезд и яблок с примерами на них, цветные карандаши.

Содержание: ребенку предлагается карточка с изображениями яблок и морских звезд с примерами на них. Задача ребенка – решить примеры и  раскрасить одним цветом звезды и яблоки, ответы на которых совпадают.

3. Повторение пройденного, завершение занятия.

25 занятие «Решение простейших примеров»

1. Приветствие, актуализация знаний

2. Ход работы:

  • Упражнение «Отпусти воздушного змея»        

Цель: формирование навыка решения простейших примеров

Задачи:

1. Формировать навык решения простейших примеров

2. Отрабатывать умение осуществлять действия вычитания и сложения

3. Закреплять умение соотносить примеры с результатами вычисления

Материал: изображения воздушных змеев и катушек с нитками, клей, ножницы

Содержание: ребенку предлагается карточка с изображением катушек с нитками, на которых написаны примеры, и воздушных змеев с ответами на них. Задача ребенка – решить примеры и соотнести катушку с тем змеем, на котором изображен верный ответ на определенный пример.

  • Упражнение «Выбери картинку»        

Цель: формирование навыка решения простейших примеров

Задачи:

1. Формировать навык решения простейших примеров

2. Отрабатывать умение осуществлять действия вычитания и сложения

3. Закреплять умение соотносить число с количеством

Материал: карточка с примерами, карточка с множествами, цветные карандаши.

Содержание: ребенку предлагается две карточки: с множествами и с примерами. Задача – решить примеры и, записав ответ на пример определенным цветным карандашом, таким же карандашом раскрасить множество, состоящие из того же количества предметов.

3. Повторение пройденного, завершение занятия.

26 занятие «Решение простейших задач»

1. Приветствие, актуализация знаний.

2. Ход работы:

Ребенку предлагаются простейшие задачи, решаются которые с помощью лепки из пластилина.

Цель занятия – формирование навыка решения арифметических задач на нахождение суммы.

Задачи:

1. Формировать навык решения арифметических задач на нахождение суммы.

2. Закреплять выполнение действий сложения и вычитания

3. Развивать умение воспринимать задачи на слух и начинать формировать восприятие текстовых задач.

Материал: текстовые задачи, пластилин.

Содержание:

Задачи, предлагаемые ребенку:

  • Коля вылепил 4 мяча, а Слава – 1. Сколько всего мячей вылепили ребята?  
  •  В корзине было 6 белых грибов и 3 подберезовика. Сколько всего было грибов?
  • Маша слепила три снеговика, а Вася – четыре. Сколько всего снеговиков сделали ребята?

3. Повторение пройденного, завершение занятия.

27 занятие «Решение простейших задач»

Ребенку предлагаются простейшие задачи, решаются которые с помощью рисования.

Цель занятия – формирование навыка решения арифметических задач на нахождение разности.

Задачи:

1. Формировать навык решения арифметических задач на нахождение разности.

2. Закреплять выполнение действий сложения и вычитания

3. Развивать умение воспринимать задачи на слух и начинать формировать восприятие текстовых задач.

Материал: текстовые задачи, цветные карандаши

Содержание:

Задачи, предлагаемые ребенку:

  • В корзине лежало 6 грибов, 1 гриб оказался несъедобным, и его выбросили. Сколько грибов осталось?
  • На кусте распустилось 5 цветов. Мама срезала 3 штуки, сколько осталось?
  • На кусте созрело 8 помидоров. Четыре помидора сорвали. Сколько осталось?

3.  Повторение пройденного, завершение занятия.

28 занятие «Решение простейших задач»

Цель занятия – формирование навыка решения обратных арифметических задач.

Задачи:

1. Формирование навыка решения обратных арифметических задач

2. Закрепление выполнения действий сложения и вычитания

3. Развитие умения воспринимать задачи на слух и начало формирования восприятия текстовых задач.

Материал: текстовые задачи, цветная бумага, ножницы, клей.

Ребенку предлагаются простейшие задачи, решаются которые с помощью аппликации.

Содержание:

Задачи, предлагаемые ребенку:

  • На дереве сидели птички. После того как прилетели еще 2 птички, их стало 6. Сколько птичек сидело вначале?
  • В большую корзину сложили 5 морковок, в маленькую – 3. Сколько морковок в двух корзинах?

3. Повторение пройденного, завершение занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста

Статья, которая может быть полезной педагогам ДОУ для подготовки выступления....

Конспект СОД по развитию количественных представлений для детей старшего дошкольного возраста

Формирование у детей представления о вычетании как об удалении из группы предметов ее части. Знакомство детей со знаком "-". Развитие навыков согласования имен существительных с числительным...

Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края».

Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края»....

Консультация для педагогов на тему «Развитие количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Консультация для педагогов на тему «Развитие количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

Конспект занятия по формированию элементарных количественных представлений для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Тема: "Сравнение"

Вид занятия: формирование элементарных количественных представлений.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Сравнение».Цель занятия: Закрепление понятий о равенстве и неравенстве совокупн...

Тематическое планирование по программе формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В этой программе использованны элементы коррекционной нейропсихологической методики «Метод замещающего онтогенеза» А. В. Семенович...

Методическая разработка дидактических игр и игровых упражнений для формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста на этапе счётной деятельности

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.Дидактическая игра – обучающая игра, обязательным элементом которой является познавательное содержание и дидактическая задача....