"Визуальное расписание в работе воспитателя с детьми с РАС"
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа)

В статье описывается метод восприятия окружающей среды ребенком -аутистом как визуальное расписание, как его применять и использовать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шарухина Светлана Николаевна,

воспитатель I кв. категории,

МОУ "СОШ№7",

(подразделение -  детский сад)

г. Новодвинск

ВИЗУАЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

С ДЕТЬМИ С РАС

атипичный аутизмВ последнее время в  общеобразовательных дошкольных организациях стало появляться все больше и больше детей с расстройством аутистического спектра.

Если в вашей группе появился такой ребенок, вам нужно начать использовать визуальное расписание.

Известно, что дети с РАС гораздо быстрее приобретают навыки в четкой структуральной обстановке. Одним из основных компонентов структурированной среды является визуальная поддержка, предполагающая использование наглядных стимулов, несущих в себе ту необходимую информацию, которую ребенку с аутистическими чертами трудно воспринимать на слух и удерживать в памяти. Визуальная поддержка широко применяется при коррекционной работе по развитию способностей к коммуникации, помогая ребенку как воспринимать сообщения, так и продуцировать их с помощью наглядных средств. Следует отметить, что средства визуальной поддержки эффективны не только в отношении освоения различных навыков, но и в редукции психологического напряжения и тревожности, обусловленных трудностями понимания контекста социальных ситуаций. Одним их наиболее системных и эффективных средств визуальной поддержки в работе с детьми с РАС является визуальное расписание  (2).

Что же представляет собой визуальное расписание? Говоря простым языком - это последовательность картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы каких-то событий или занятий. Визуальное расписание входит в обширный перечень средств визуальной поддержки для детей с РАС.

Для детей с аутизмом визуальное расписание – это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение дня. Это также удобный способ осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки, среди которых может быть всё, что угодно: чистка зубов, гигиена перед сном, сам процесс отхода ко сну, навык самостоятельной игры, режим  дня, последовательность занятий и режимных моментов, одевание и раздевание на прогулку, умение пользоваться туалетом без помощи взрослых, индивидуальное желание ребенка и т.п.

Возможные типы расписаний включают:

- расписание из предметов.

- расписания из рисунков или фотографий.

- письменные расписания (1).

В группе 3-5 лет детского сада МОУ "СОШ№7", которую посещают дети с различными нарушениями интеллекта и с расстройством аустического спектра, используется  визуальное расписание в виде рисунков. Рисунки располагаются в горизонтальную линию с помощью липкой ленты на доску, приделанную к стене, отображая последовательность занятий или событий. Воспитатель подзывает детей к доске и обращает внимание на то действие, которое идет по плану. Один из детей прикрепляет красный кружок к той картинке, на которой нарисовано то действие, которое сейчас будет выполнятся. Например, по плану после самостоятельной деятельности детей идет музыкальное занятие, ребенок прикрепляет красный кружок к картинке, где изображены музыкальные инструменты. До этого кружок был прикреплен к картинке, где изображены дети с играми. Нужно отметить, что не все дети интересуются и понимают данный вид расписания. Дети, которые приспосабливаются к такому расписанию могут самостоятельно работать с ним, без помощи взрослого. Требуется большая работа по ознакомлению детей с картинками, рассуждения воспитателя о том, что на них изображено, что означают и как ими пользоваться. Важно и необходимо обучить детей с РАС использовать визуальное расписание, а затем работать с ним постоянно. Также визуальные картинки должны быть расположены в туалетной комнате и раздевалке.

 Визуальные расписания имеют много преимуществ для детей с РАС. Такое расписание можно порекомендовать родителям использовать дома. Время, которое воспитатель потратит на изготовление визуального расписания, не только сэкономит его время в будущем, но и будет способствовать развитию навыков ребенка и его независимости, при этом уменьшит тревожность и проблемные виды поведения.

Список использованных источников

1. Визуальное расписание для ребенка с аутизмом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pandia.ru/text/81/115/25165.

2. Гусева Н.Ю. Применение визуального расписания для детей с РАС в Центре длительной реабилитации «Добрый сад» // Аутизм и нарушения развития. 2018. Т. 16. No 2. С. 21—28.-  [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// рsyjournals.ru/files/93768


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для воспитателей ДОО "Использование музыкально-дидактических игр в работе воспитателей с детьми дошкольного возраста"

Буклет предназначен для воспитателей ДОО, поможет педагогам развивать  знания воспитанников через музыкальные впечатления, с помощью разнообразных видов музыкальной деятельности, элементов т...

«Задержка речевого развития. Что это такое? Работа воспитателя с детьми с отставанием в речевом развитии. Сообщение из опыта работы»

  Наиболее чувствительный, или сензитивный, период для развития речи – период дошкольного возраста. Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физ...

Использование визуальных средств в работе воспитателя

В статье рассказывается о современных информационных средствах, которые воспитаель должен использовать в своей работе....

Использование средств визуальной поддержки в работе психолога с детьми с ОВЗ

В настоящее время актуальной является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.  Ряд исследователей (В.К. Воробьевой, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин, А.М. Леуши...

Консультация для воспитателей: «Педагогические методы и приемы работы воспитателя с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в развитииребенка. Поэтому своевременное выявление и коррекция нарушения должныосуществляться как можно раньше, когда такая работа наиболее продуктив...