Многофункциональное развивающее пособие из фетра "Мой мир".
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике

Баранова Елена Павловна

Многофункциональные дидактические пособия из фетра «МОЙ МИР»

Многофункциональные дидактические пособия из фетра

Исходя из возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста ведущей деятельностью является предметно-практическая. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи, мышление наглядно-действенное (ребёнок решает задачу путём непосредственного действия с предметами). Память дошкольника этого возраста непроизвольная, характеризуется образностью. У ребёнка накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Хорошо запоминает то, что было связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено.

Развивающая предметно-пространственная среда строится с учётом возрастных особенностей детей и предусматривает условия для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, математических представлений и знакомство с окружающим миром.

Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств, для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Необычные игрушки, яркие цвета очень привлекают детей. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Именно игры и игрушки создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей.

Мы приведем примеры интересных развивающих игр, которые невероятно полезны и очень нравятся малышам. Наши дидактические пособия сделаны своими руками, нацелены на развитие мелкой моторики рук, сенсорики, усидчивости, глазомера у детей младшего дошкольного возраста и не только. Актуальность данных пособий заключается в том, что в них собраны игры, упражнения, игровые задания, побуждающие ребенка к развитию, обучению, свободному активному общению со взрослыми и сверстниками. Пособия привлекают внимание детей своей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании, разнообразием содержания.

Многофункциональность пособий заключается в том, что их используют для различных видов деятельности, развития речи, познавательного развития, формировании элементарных математических представлений и в зависимости от поставленных задач пособия могут использоваться в разных возрастных группах.

Пособия реализуют принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Работа с дидактическими пособиями формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности. Использование пособий в ДОУ способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности и другое. Уникальность данных пособий состоит в том, что они оказывает помощь педагогу в обучении детей от 3 до 7 лет по многим темам образовательной программы, а также позволяют учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Вариации упражнений, да и сами игры не имеют пределов. Пособия постоянно могут пополняться новыми элементами.

Дидактические пособия помогают реализовать принципы ФГОС:

• насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей;

• вариативность – наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, их периодическая сменяемость и появление новых предметов;

• трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;

• доступность – свободный доступ всех детей к играм, игрушкам, материалам.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны: учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение.

Практика использования данных пособий показывает, ребенок не отвлекается в игре от занятия, а наоборот занимается в игре.

«Цветик – семицветик»

Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей.

Задачи:

- обучить детей играм и упражнениям для тренировки пальцев и тактильной чувствительности;

- сформировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму (отстегивать пуговицы, обводить руками предметы и т. д.);

- развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь;

- закреплять знание о цвете;

- воспитывать познавательный интерес, усидчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fetr.knigaword_2.docx14.04 КБ

Предварительный просмотр:

Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста  - книга из фетра "МОЙ МИР".

Цель данного пособия: Формирование самостоятельности и инициативы воспитанников, их познавательных интересов и способностей на основе практических действий с тактильной книгой, развитие их творческого потенциала в игровой деятельности.
Задачи: 
• развивать любознательность и познавательную мотивацию 
• развивать воображения и творческую активность 
• формировать первичные представления: о себе, других людях, малой родине, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, части и целом, пространстве, движении и покое, причинах и следствиях и др.) 
• обогащать и активизировать словарный запас
• развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное.
• совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук.
Данное пособие, как элемент развивающей предметно – пространственной среды группы, соответствует требованиям ФГОС. Оно обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщено, трансформируемо, полифункционально, вариативно, доступно и безопасно. 
Ценность этого полифункционального пособия заключается в том, что оно может использоваться и в работе воспитателя, и в самостоятельной деятельности детей, дает родителям идеи для творческого участия в жизни ребенка в семье. 
«Фетровая сказка» - это обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи. Многофункциональное пособие, направленное на решение одновременно нескольких задач, предназначено для работы с детьми разных возрастов, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, подходит для работы с детьми с ОВЗ. Вариации упражнений, да и сами игры не имеют пределов. Пособие постоянно может пополняться новыми элементами.

Хочется отметить, что создание подобных пособий очень продуктивно, хотя достаточно трудоемко, т.к. требует много времени на создание идеи, подбор материала, на изготовление, оформление. Но все затраты оправдываются, т.к. это уже готовый материал для проведения образовательной деятельности и коррекционной работы по различным тематическим направлениям, индивидуальной работы с детьми, использования в качестве сюрпризных моментов и т.д. Таким образом, игры сделают содержательнее не только процесс обучения, но и досуг дошкольников.
Материал, выбранный для пособий – фетр, позволяет реализовать разнообразные идеи. Это материал приятный на ощупь, разнообразный по цвету и толщине. Игрушки из фетра не требуют дополнительной обработки краев, их можно стирать, гладить, их сложно помять или порвать. Все это важно именно для детских игрушек.
Поскольку все игры самостоятельны и имеют свои образовательные задачи, их можно включать в любую образовательную деятельность и постоянно пополнять. 

Фетровая книга состоит из 7 страниц. Каждая страница имеет свою тематику и наполнение.

1. Буквы. 2.Цифры и геометрические фигуры.3.Космос.4.Времена года. Природа. 5.Море. 6. Сказки. 7. Моя Родина – Россия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное развивающее пособие «Разноцветная семейка»

Представленное пособие можно  использовать  для групповой и индивидуальной работы с детьми 3-7 лет.  Данное пособие обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и вз...

Методическая разработка по теме «Многофункциональное развивающее пособие «Мнемоколесо» - как эффективное средство обучения дошкольников»

Описание игрового пособия: использование дидактических пособий нового поколения является необходимым условием успешного обучения детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования. Р...

Многофункциональное развивающее пособие «Фрукты и овощи»

Цель данного пособия: всестороннее развитие детей дошкольного возраста.Образовательные задачи: Развивать умение классифицировать;Находить лишний предмет;Обогащать словарный запас детей;Развивать речь...

Многофункциональное развивающее пособие «Разноцветная семейка».

Пособие могут использовать родители, учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели для групповой и индивидуальной работы с детьми 3-7 лет....

Мастер класс многофункционального развивающего пособия «Подбери и расскажи…» в работе с дошкольниками по развитию связной речи

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качес...

Многофункциональное развивающее пособие «Город, где живут звуки».

Для овладения грамотой, то естьпервоначальными навыкамичтения и письма, прежде всегонеобходимо достаточное развитиефонематического слуха,произносительной стороны речи, чтослужит основой овладения навы...

Многофункциональное развивающее пособие "Гномы из Королевства слов"

Развивающее пособие,состоящее из игровых элементов и комплекса авторских игр.Автор: Учитель-дефектолог, логопед                        ...