Методическая разработка: Развитие навыков регуляции поведения на этапе подготовки к школе.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Поршакова Виктория Эдуардовна

В методической разработке предоставлено описание одного занятия у психолога по подготовке к школе для детей с низкими показателями регуляции поведения, с использованием подвижных игр и упражнений.

Данные упражнения помогут выработать у детей:

  • Усидчивость, умение удерживать статическое положение тела на протяжении длительного периода времени;
  • Развить дефицитарные функции (внимание, контроль поведения);
  • Развить произвольность поведения;
  • Отработать конкретные навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx502.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №75 Приморского района

г. Санкт-Петербурга

Методическая разработка:

«Развитие навыков регуляции поведения на

 этапе подготовки к школе»

   

                             Подготовил специалист

педагог-психолог

Поршакова Виктория Эдуардовна

Санкт-Петербург

2022 год

План занятия по развитию навыков регуляции поведения,

 с использованием подвижных игр и упражнений.

Цели:

  1. Выработать усидчивость, умение удерживать статическое положение тела на протяжении длительного периода времени;
  2. Развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения);
  3. Развитие произвольного поведения: отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Задачи:

  1. Улучшить баланс тела;
  2. Координацию движений относительно своего тела и окружающего пространства;
  3. Улучшить чувствование своего тела, при дефиците кинестетического фактора;
  4. Развитие крупной и мелкой моторики;
  5. Глазодвигательного аппарата;
  6. Произвольного внимания;
  7. Визуальной памяти.

Оборудование: мячи разных размеров (маленький, средний, большой-баскетбольный) и веса, мешочки с крупой, мыльные пузыри, раскладные дорожки, набор небольших игрушек, браслеты на руку.

По результатам диагностики отбираются дети с низкими показателями навыков регуляци: нарушение внимания, низкий уровень баланса, дефицит кинестетического фактора, низкий уровень произвольного поведения, контроля, жалобы на не усидчивость, быструю смену деятельности, трудности с завершением начатого дела.

Состав группы: не более 4-х человек

Ход занятий:

Начало занятия. Приветствие:

  1. Игры с мячом. Дети встают в круг. Педагог берёт мяч и предлагает поздороваться с соседом. После того как мяч вернётся к педагогу, его меняют на мяч другого размера или веса. И дети также, кидая друг другу мяч по кругу, рассказывают коротко об одном событии, которое произошло за последние дни. На третий раз, меняя ещё раз мяч, дети рассказывают, чем они любят заниматься, во что играть.

Цель упражнения:

  • Настроить детей на позитивное отношение к занятиям;
  • Сплочение группы;
  • Повышение у детей уверенности в себе;
  • Развитие крупной моторики рук;
  • Лучшего чувствования своего тела, за счет смены веса и размера мячей;
  • Коррекция тонуса мышц;
  • Развитие зрительно-моторной регуляции.

  1. Надувание мыльных пузырей. Детям предлагаются мыльные пузыри и каждый по очереди делает вдох через нос и длинный выдох через рот. Так проделывается несколько раз.

Цель упражнения:

  • Обучение правильному дыханию;
  • Насыщение организм кислородом, что улучшает работу головного мозга и всей нервной системы;
  • Подготовка детей к умственным занятиям;
  • Обучение контролю через дыхание;
  • Снижение состояния тревоги и стресса.

  1. Упражнение с использованием коврика пазла. Пазлы раскладываются дорожкой. Дети по очереди проходят дорожку три раза.

В первый раз необходимо дотронуться ладонью (можно локтём, как удобно ребёнку) до колена противоположной ноги и встать на первый квадратик, одновременно назвав его цвет. Получается перекрестное движение. Затем рука и нога меняются и ребёнок встаёт на следующий квадратик, так же называя цвет. Таким образом необходимо пройти всю дорожку.

                                                   

                                            Рис. 1 Перекрёстные шаги.

Во второй раз ребёнок подымает прямую правую руку наверх и сгибает правую ногу, встает на коврик и называет цвет. Получается одностороннее движение.

На третий раз повторяются перекрёстные движения, которые делались в первый раз.

Цель упражнения:

  • Активизировать деятельность обоих полушарий головного мозга;
  • Развить контроль и управление телом;
  • Повысить работоспособность и улучшить усвоение учебного материала;
  • Коррекция повышенного тонуса тела.

  1. Упражнение с сенсорными кинезиологическими мешочками. Дети делятся на пары и встают друг против друга. Их место положения фиксируется одним квадратиком из коврика пазла. Каждой паре даётся по одному мешочку. Дети по указанию взрослого подымают правую (или левую) руку и кладут её на пояс. Противоположную руку вытягивают вперёд. У одного из детей в вытянутой руке находится мешочек. Дети начинают перекидывать друг другу мешочек, при этом считая до 12 (до любого указанного числа). Затем руки меняются и счёт производится в противоположную сторону, от 12 до 1.

    Цель упражнения:

  • Развитие глазодвигательного аппарата;
  • Устойчивости внимания;
  • Активизация межполушарного взаимодействия;
  • Развитие тактильной чувствительности;
  • Снятие тонуса мышц руки;
  • Улучшение самоконтроля.

  1. Упражнение «Цапля». Дети встают ровно, ноги вместе, руки по швам. По команде взрослого все подымают правую ногу и разводят руки в сторону. Удерживаем такое положение от 10 до 15 секунд. Затем меняем ногу. Так делаем несколько раз.

 

  • Развитие равновесия;
  • Внимания и концентрации;
  • Усидчивости, умения удерживать статическое положение тела на протяжении длительного времени;
  • Улучшение работы вестибулярного аппарата;
  •     Повышение согласованности в работе всех групп мышц.

  1. Игра «Тетрис» с ковриком пазлом. Коврик раскладывается в шахматном порядке. Перед началом игры дети вспоминают, где у них правая сторона, а где левая. Затем браслетом фиксируется правая рука.

Все делятся на пары.  Одна пара наблюдает, вторая пара играет. Несколько игрушек раскладывается на коврике. Один ребёнок из первой пары встаёт перед ковриком (он ходит), второй садится напротив него с другой стороны коврика (он водит).  Делать шаги на коврике можно прямо-влево-вправо-назад, наискосок ходить нельзя. Водящий сообщает ребёнку, который ходит, сколько шагов ему сделать и в какую сторону. Задача пары собрать как можно быстрее все игрушки, с наименьшим количеством ошибок и шагов.  

Вторая пара должна запомнить маршрут первой. Если ей это удаётся, она получает очки за каждый правильный ответ и команда может победить в состязании «кто сегодня лучше запоминает».

                               

                                       

Цель игры:

  • Умение работать в команде;
  • Развитие ориентировки в пространстве;
  • Визуальной памяти;
  • Слухового внимания;
  • Развитие контроля и саморегуляции.

Окончание занятий.

  1. Упражнение на релаксацию. Включатся медленная музыка. Детям предлагается представить себя водорослями в море. Где ноги –это корни, которые крепко держаться в земле. А тело и руки – это сами водоросли, которые море омывает волнами. Техника длится несколько минут.

Цель упражнения:

  • Успокоение и заземление;
  • Развитие концентрации внимания;
  • Снятие мышечного напряжения;
  • Регуляция эмоционального состояния


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие навыков рисования у детей раннего возраста".

Методическая разработка "Обучение детей раннего возраста рисованию"...

Семинар - практикум для воспитателей "Развитие памяти у дошкольников на этапе подготовки к школе"."

Семинар - практикум для воспитателей "Развитие памяти у дошкольников на этапе подготовки к школе" был проведен для воспитателей подготовительных групп  в 2013 учебном году....

Методическая разработка: "Развитие навыков эффективного общения у детей дошкольного возраста"

Данная методическая разработка представляет собой описание организации мероприятий, направленных на развитие навыков эффективного общения у детей дошкольного возраста....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

Анализ — это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез — это про­цесс мысленного соединения в единое целое...

Методическая разработка "Развитие навыков общения у дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить не только  темп развит...

Методическая разработка «Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»...

Методическая разработка «Развитие навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Культура поведения является важной составляющей жизни современного общества, но в то же время все меньше встречается в повседневной жизни. Культура поведения основана на уважении к окружающему миру, с...