Методическая разработка: "Развитие навыков эффективного общения у детей дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме

Дунаева Ольга Юрьевна

Данная методическая разработка представляет собой описание организации мероприятий, направленных на развитие навыков эффективного общения у детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Кудесница» компенсирующего вида

Петроградского района Санкт-Петербурга

197022 , Санкт -Петербург, 1-я  Березовая  аллея, д. 5, тел: (812) 234-54-06 , факс: (812) 234-54-06

E-mail: dskudesnica@. mail.ru

ИНН /КПП 7813046318/781301001 ОГРН1027806884434 ОКПО 31083126

лицевой счет 0621003 КФ Санкт – Петербурга

Развитие навыков эффективного общения у детей дошкольного возраста

Составитель: старший воспитатель

 Дунаева О. Ю.


Тема: Развитие навыков эффективного общения у детей

 Актуальность

В настоящее время в России начинает развиваться инклюзивное (включающее) образование. В частности в некоторых дошкольных учреждениях существуют группы, которые наряду с нормальнослышащими детьми, посещают дети после кохлерной имплантации. Подобное совместное обучение ставит много вопросов, в частности как научить детей общаться и принимать друг друга.

Нельзя не признавать тот факт, что в случае если ребенок после кохлерной имплантации не сможет наладить контакт с детьми в группе, то это может оказаться для него сильным стрессом, который в свою очередь отрицательно отразится на динамике его развития. С другой стороны для нормально слышащих детей положительный опыт общения со сверстником, имеющим ограниченные физические возможности, является важным фактором развития толерантности. На данный момент в литературе, посвященной реабилитации детей после кохлеарной имплантации, основное внимание уделяется развитию слухового восприятия.  

Адресат      

Данная программа рассчитана на детей старших и подготовительных групп детских садов, где один или несколько воспитанников имеют кохлеарный имплант.

Концептуальные компоненты структуры

Целевое назначение программы

Целью данной программы является развитие у детей навыков эффективного общения, гармонизация эмоционального климата в коллективе

Задачи:

  • развитие навыков мимического и пантомимического выражения и распознавания эмоций;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие групповой сплоченности;
  • развитие навыков совместной деятельности;

Ведущие идеи, на которых базируется программа

В настоящее время в Росси существует система специализированных учебных заведений, в которых обучаются дети инвалиды. Инклюзивное образование это совершенно иной подход,    подразумевающий под собой совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными  возможностями. Сторонники этого подхода  отмечают, что инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива. Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями здоровья не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Поэтому Л.С. Выготский считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением в развитии является его включение в жизнь социума и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Он считал, что широчайшая ориентировка на детей, имеющих нормальное психофизическое развитие, должна служить исходной точкой пересмотра специального образования.

Л.С.Выготский выдвинул ряд принципов на которых должна строиться система инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • учет возрастных психофизических возможностей детей;
  • оптимальное сочетание общеразвивающей работы с коррекционно-компенсаторной и абилитационно-реабилитационной педагогической деятельностью на основе учета структуры дефекта, степени и времени его возникновения, онтогенетических особенностей детей;
  • постоянное изучение детей в динамике их развития и выявление психических новообразований;
  • равномерное распределение психофизической нагрузки в ходе обучения;
  • единство диагностики и коррекции развития (выявляется состояние основных сфер психического развития) и анализа социокультурной ситуации развития ребенка (уровень требований родителей и уровень их притязаний, уровень располагаемых ребенком возможностей, ресурсов);
  • развивающий характер обучения;
  • деятельностный подход к обучению;

 Стоит отметить, что для реализации возможностей, которые предоставляет инклюзивное обучение для детей инвалидов, необходимо принятие таких детей со стороны общества. Здесь особенно остро встает вопрос толерантности. В декларации принципов толерантности,  утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции юнеско от 16 ноября 1995 года  толерантность определяется как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии.

Братченко Л. С. Выделяет три компонента толерантности: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Суть когнитивного компонента заключается в  признание сложности, многомерности и нередуцируемого многообразия мира и интерпретативной природы индивидуальных суждений о нем, а потому – невозможности сведения всего многообразия точек зрения к «общей истине» и неизбежной множественности индивидуальных картин мира.

Центральным моментом эмоционального компонента является способность к эмпатии.

Поведенческий компонент составляют умения и навыки, среди которых Братченко С. Л. выделяет:

  • способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной позиции как        точки зрения ( Я-высказывания и т.п.)
  • готовность к толерантному отношению к высказываниям других (восприятие мнений и оценок других людей как выражение их точки зрения, имеющей право на существование – независимо о степени расхождения с их собственными взглядами );
  • способность к «взаимодействию разномыслящих» и умение договариваться (согласовывать позиции, достигать компромисс и консенсус );
  • толерантное поведение в напряженных и эксквизитных ситуациях (при различия в точках зрениях, столкновении мнений или оценок.

Таким образом, развитие эмпатии, обучение детей ведению диалогов, где мнение каждого является важным и значимым, демонстрация различных способов выражения своих мыслей и эмоций являются важными предпосылками развития толерантности.

Важным аспектом для обеспечения совместного обучения здоровых детей и детей инвалидов является развитие групповой сполоченности, который принято рассматривать как процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам. В русле социометрического направления сплоченность прямо связывалась с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. Существенным моментом при этом выступает то обстоятельство, что развитие сплоченности осуществляется не за счет развития лишь коммуникативной практики, но на основе совместной деятельности. Кроме того, единство группы, выраженное в единстве ценностных ориентации членов группы, интерпретируется не просто как сходство этих ориентации, но и как воплощение этого сходства в ткань практических действий членов группы. Таким образом для развития групповой сплоченности необходимо организовывать совместную деятельность детей, основанную на общих интересах и ценностях.

Содержательная характеристика программа

Программа состоит из диагностического блока и 15 развивающе-коррекционных занятий, направленных на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, на формирование внимательного отношения к людям и к друг другу, знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознование эмоциональных реакций окружающих и развитие умений адекватно выражать свои эмоции, развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения. Занятия проводятся два раза в неделю, длительность каждого из них составляет от пятнадцати до тридцать минут. Занятия проводятся в кабинете психолога или в помещении группы детского сада, в котором дети могут свободно располагаться и передвигаться.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Каждое занятие включает себя ритуал приветствия, направленный на привлечение внимания и интереса детей к совместному занятию, упражнение направленные на развитие способности пантомимического, мимического выражения и понимания мыслей и эмоций, упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков, психомышечную релаксацию.

   На занятиях, используются следующие методы:

  • сказкотерапия;
  • арттерапия;
  • игровая терапия;
  • психогимнастика.

Учебно-тематическое планирование

Блоки

ТеТеор.

ППрактич.

1. Диагностический болк

2 часа

2. Развиваюше-коррекционный блок

7.5 часов

Всего

9.5 часов

 

Цель занятия

Время проведения

Дигностика

Метод свободного

картирования

изучение межличностных отношений в группе

30 мин

Дигностика

Методика

 «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций»

выявить уровень эмоционального развития детей

30 мин

Занятие 1

развитие  эмпатии, развитие умения входить в контакт, воспитание доброжелательного отношения к окружающим, снижение психоэмоционального напряжения.

30 мин

Занятие 2

обучение мимическому и пантомимическому выражению радости, удовольствия,            развитие и совершенствование коммуникативных навыков, развитие способности понимать эмоциональное состояние партнера, снижение психоэмоционального напряжения

30 мин

Занятие 3

воспитание интереса и внимания к партнерам по общению, снятие психоэмоционального напряжения.

30 мин

Занятие 4

формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях, обучение умению определять свое настроение, обучение способам поднятия настроения, снятие психоэмоционального напряжения

30 мин

Занятие 5

обучение пониманию своих чувств и чувств других людей, обучение выражению эмоциональных состояний при помощи различных выразительных средств, снижение психомышечного напряжения, развитие групповой сплоченности

30 мин

Занятие 6

развитие эмоционально выразительных эмоций, развитие паралингвистических средств общения, сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию, снижение психоэмоционального напряжения.

30 мин

Занятие 7

развитие эмоционально-выразительных движений, эмпатического понимания других, развитие групповой сплоченности.

30 мин

Занятие 8

развитие и совершенствование коммуникативных навыков, развитие мимического и пантомимического выражения эмоций, снятие психоэмоционального напряжения, развитие групповой сплоченности

30 мин

Занятие 9

формировать у каждого ребенка чувство принадлежности к группе, расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими, снятие психоэмоционального напряжения

30 мин

Занятие 10

помочь каждому ребенку осознать его характерные особенности, дать понять, что он, как и каждый человек уникален и неповторим, развитие мимического и пантомимического выражения эмоций, снижение психоэмоционального напряжения

30 мин

Занятие 11

развитие эмпатии, развитие чувства общности, выразительных движений, снятие психоэмоционального напряжения

30 мин

Занятие 12

развитие выразителдьных движений, раскованности, групповой сплоченности, развитие воображения

30 мин

Занятие 13

развитие навыков мимического и пантомимического выражения эмоций, развитие групповой сплоченности

30 мин

Занятие 14

развите навыков мимеческого и пантомимического выражения эмоций, развитие групповой сплоченности

30 мин

Занятие 15

развитие групповой сплоченности, снятие психоэмоционального напряжения

30 мин

Дигностика

Метод свободного

 картирования

изучение межличностных отношений в группе

30 мин

Дигностика

Методика

 «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций»

выявить уровень эмоционального развития детей

30 мин

Всего

9, 5 час

Основные блоки программы: 

Диагностический блок.

Цель - первоначальная психодиагностика эмоционального развития детей и межличностных отношений в группе.

 Для отслеживания результативности проведенной работы диагностика должна проведена после окончания программы.

Развивающе -Коррекционный блок.

 Цель – развитие навыков эффективного общения у детей старших и подготовительных групп детских садов, гармонизация социально-психологического климата в коллективе.

Диагностика

Для оценки эффективности программы предполагается использовать следующие диагностические методики:

  • Метод свободного картирования, направлен на изучение межличностных отношений в группе;
  • Социометрия «Два домика», направлена на изучение межличностных отношений в группе;
  •  Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций», позволяет выявить уровень эмоционального развития детей.

Ожидаемые результаты

После окончания программы:        

  • дети должны знать название основных эмоций;
  • дети должны определять эмоциональные состояния по схематическим изображение;
  • должен повысится уровень групповой сплоченности;
  • должно увеличится число эмоционально положительно окрашенных коммуникаций между детьми.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Занятие 1.

Цель: развитие  эмпатии, развитие умения входить в контакт, воспитание доброжелательного отношения к окружающим, снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию: мяч.

  • Приветствие

Дети по очереди здороваются, называя имя своего соседа и передавая ему мяч.

  • Упражнение «Ласковое имя»

Психолог говорит:

- А сейчас мы придумаем для каждого из вас ласковые имена.

Один из детей – водящий – встает в центр круга. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму имени водящего. Он последним получает мяч и называет ту ласковую форму своего имени, которая ему понравилась. Упражнение продолжается до тех пор, пока в центре не побывает каждый ребенок.  

  • Упражнение «Садовник»

Психолог делит детей на пары, один из детей играет роль цветка, другой садовника. Садовник может ухаживать за цветком, ласково с ним обходиться, а может злиться на него. В зависимости от поведения садовника меняется и настроение цветка.

  • Упражнение «Шалтай-болтай»

Дети встаю вкруг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и поворачивают корпус вправо и влево. Руки при этом свободно болтаются вдоль тела.  

Психолог произносит:

- Шалтай-болтай сидел на стене,

Шалтай-болтай свалился во сне.

Дети падают на ковер

  • Прощание

      Дети встают в круг

Психолог держит на ладони вытянутой руки мяч. Участники поочередно накрывают одной ладошкой, потом не отпуская руки другой. Затем все хором говорят: «До свидания!»  

Занятие 2

Цель: обучение мимическому и пантомимическому выражению радости, удовольствия,            развитие и совершенствование коммуникативных навыков, развитие способности понимать эмоциональное состояние партнера, снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию: мяч, запись с шумом моря

  • Приветствие

Дети встают в круг по очереди здороваются, называя ласковое имя своего соседа и передавая ему мяч.

  • Упражнение «Закрытая дверь»

Психолог раздает детям части предметных картинок и предлагает по ним найти себе пару. Дети садятся «по-турецки» напротив друг друга, упираясь ладошками в ладошки напарника. Психолог говорит:

-Один из вас – железная, крепкая, неподвижная дверь…… Кто из вас будет дверью?  Держите свои ладошки очень крепко! А ваш напарник должен сильно давить на «дверь», пытаясь ее открыть. Игра начинается на счет «три», а заканчивается по сигналу «стоп». Внимание! Раз, два, три!

         Через минуту дети меняются ролями.

        По окончании упражнения психолог выясняет у детей, что понравилось больше –           быть «дверью» или «открывать» ее.

  • Этюд «Игра с камешками»

Психолог говорит:

- А теперь давайте представим, что мы с вами очутились на берегу моря. Здесь светло, тепло и слышен шум моря (музыкальное сопровождение). Мы гуляем, радуемся солнечному лучезарному дню, улыбнемся солнцу своей самой счастливой улыбкой. Давайте подойдем друг к другу, возьмемся за руки и улыбнемся каждому доброй улыбкой.

Смотрите какие под ногами камешки разноцветные лежат. Смотрите, смотрите какие они все разноцветные и серые и зеленые, и квадратные и круглые. Наберем камешки. Подбросим вверх камешки, ловим, а теперь кинем далеко-далеко.

Как хорошо здесь: тепло, красиво.  

  • Прощание

Дети берутся за руки и все дружно говорят: «До свидания»

Занятие 3

Цель: воспитание интереса и внимания к партнерам по общению, снятие психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию: мяч, альбом и цветные карандаши по количеству детей

  • Приветствие

Все дети садятся в круг передают друг другу мяч, называют имя соседа и говорят, как они рады его видеть.

  • Упражнение «Пантомима»

 Все дети встают в круг. Психолог говорит:

- Подумайте и решите, чем вы любите заниматься больше всего, а затем ничего не говоря, изобразите это занятие действиями. Мы внимательно посмотрим и попробуем отгадать, что это за занятие.

Свои догадки дети высказывают только по окончании движений.

По окончанию упражнения психолог выясняет у детей, что больше понравилось показывать или отгадывать.

  • Рисунок «Мое настроение»

Дети выбирают любое удобное для рисования место. Психолог раздает детям контурные изображения лиц соответственно полу детей и говорят:

- Художник хотел нарисовать ваш портрет, но он не знал, какое у вас будет настроение. Нарисуйте его сами.

По окончании рисования все рассматривают и обсуждают работы друг друга.

Если у кого-то из детей «обнаружилось» плохое настроение, то необходимо выяснить, что нужно для того, чтобы оно улучшилось.

  • Упражнение «Качели»

Ребенок стоя качается на качелях.

Выразительные движения. 1. Ноги слегка расставить, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. 2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед-назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.

  • Прощание

Дети садятся в круг. Психолог выясняет у детей, какое из заданий им понравилось больше всего, что было сложным, что не очень.

Занятие 4.

Цель: формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях, обучение умению определять свое настроение, обучение способам поднятия настроения, снятие психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию: зеркало, запись спокойной музыки

  • Приветствие

Все дети встают в круг передают друг другу мяч и называют соседа ласковым именем.

  • Упражнение «Обезьянки»

Психолог говорит:

«Давайте представим, что мы с вами – обезьянки. Подойдите к зеркалу и покажите мне без слов: веселую обезьянку, грустную, удивленную, плачущую, смеющуюся, испуганную, плачущую радостную. А теперь покажите свое настроение.

  • Упражнение «Клоуны»

Психолог говорит:

«А теперь мы с вами окажемся в цирке. Выйдем на арену и станем клоунами». Дети делятся на пары. Один из детей изображает веселого клоуна, другой грустного. Затем веселый клоун должен постараться развеселить грустного.  

  • Игра «Море волнуется»

Дети свободно встают кто где хочет.

Психолог говорит: «Море волнуется – раз,

                                  Море волнуется – два,

                                  Море волнуется – три!

                                  Фигура радости, замри!

(Ведущий выбирает лучшую фигуру, этот ребенок становится ведущим)

  • Упражнение «На пляже»

Психолог предлагает детям представить, что они оказались на пляже. (музыкальное сопровождение)

Психолог говорит:

«Давайте ляжем, позагораем на солнышке, представьте, что к вам подлетела мушка и села на бровки, давайте покачаем ее, бровки поднимаем вверх, опускаем вниз. Теперь мушка села на носик, попробуйте пошевелить носиком. Теперь мушка хочет залететь в рот. Крепко сожмите губки. Все улетела мушка, губки можно расслабить».    

  • Прощание.  Все дети встают берутся за руки и дружно говорят «До свидания»

Занятие 5

Цель: обучение пониманию своих чувств и чувств других людей, обучение выражению эмоциональных состояний при помощи различных выразительных средств, снижение психомышечного напряжения, развитие групповой сплоченности.

Материалы к занятию: картинки с изображением людей в разном эмоциональном состоянии, запись со спокойной, расслабляющей музыкой, карандаши, лист ватмана.  

  • Приветствие

Все дети встают в круг и каждый поочереди улыбается всем детям и говорит «Здравствуйте»

  • Упражнение «У кого какое настроение»

Психолог показывает детям картинки людей в разном эмоциональном состоянии и просит попробовать изобразить каждое из без слов. Затем психолог задает детям вопрос почему как им кажется у людей на картинках то или иное настроение. Что с ними могло произойти?

  • Упражнение  «Возьми и передай»

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу какой-нибудь воображаемый предмет. Со стороны, глядя на руки детей, должно создаться впечатление, что они действуют с реальными предметами.

  • Упражнение «Фотография группы»

Психолог предлагает детям сделать групповую фотографию, для этого нужно нарисовать свой портрет и приклеить его к окошку, нарисованного на ватмане дома.

  • Упражнение «Факиры»

Дети садятся на пол (на маты), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается груди, глаза закрыты. Пока звучит музыка (спокойная, расслабляющая мелодия), факиры отдыхают.

  • Прощание

Занятие 6

Цель: развитие эмоционально выразительных эмоций, развитие паралингвистических средств общения, сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию, снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию: запись спокойной расслабляющей музыки, картинки с изображением людей в разном эмоциональном состоянии, предметные картики разрезанные на две части.

  • Приветствие
  • Психолог предлагает детям рассмотреть картинки, на которых изображены люди в разных эмоциональных состояниях и определить у кого какое настроение. Затем с помощью считалки выбирается ведущий, который должен изобразить любое эмоциональное состояние, а остальные дети должны определить, что он показывает.
  • Игра «зоопарк»

Психолог раздает детям половинки предметных картинок, с помощью которых участники делятся на две группы: «животные» и «зрители».

С помощью выразительных движений участники первой группы изображают животных, а «зрители» должны угадать, какие «животные» обитают в зоопарке.

  • Игра «Ниточка – иголочка»

Дети встают в колонну и кладут руки на плечи впередистоящих участников.

Ребенок, стоящий первым, - «иголка». Он ведет колонну. Скорость движения колонны зависит от ритма, который отбивает психолог. Через некоторое время ведущий меняется.

  • Этюд «котенок»

Ребенок исполняет роль котенка,  который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик.

Этюд сопровождается спокойной расслабляющей музыкой.

  • Прощание

Занятие 7

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений, эмпатического понимания других, развитие групповой сплоченности

Материалы к занятию: запись спокойной расслабляющей музыки, карандаши и альбомы на каждого ребенка, запись с шумом дождя.

  • Упражнение «приветствие»

Детям предлагается придумать приветствие без слов и изобразить его перед зеркалом. Дети поочередно приветствуют друг друга, а остальные повторяют их движения.

  • Упражнение «Угадай настроение»

Один из детей выбирается водящим, он должен с помощью мимики и жестов изобразить разные настроения, остальные дети должны понять какие эмоции он демонстрирует

  • Рисунок «Мое настроение».

Каждый из детей должен нарисовать свое настроение.

  • Упражнение «Цветок»

Психолог включает спокойную, расслабляющую музыку и говорит:

«Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы.

Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны. Нежится цветок а солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивает головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте что вы смотрите на солнышко из-под опушенных век, улыбнитесь, медленно поворачивая голову вправо-влево.»

  • Прощание

Занятие 8

Цель: развитие и совершенствование коммуникативных навыков, развитие мимического и пантомимического выражения эмоций, снятие психоэмоционального напряжения, развитие групповой сплоченности

Материалы  занятию: красный, желтый и зеленый круги, запись со спокойной расслабляющей музыкой.

  • Приветсвие
  • Подвижная игра «Светофор»

Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. Психолог изображает светофор, показывает «автобусу»круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого – «гудеть» и маршировать на месте, зеленого продолжать движение.

  • Дети садятся в круг и психолог предлагает им послушать несколько коротких историй и попытаться с помощью мимики изобразить главных героев

«Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?

Выразительные  движения.   Ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок».

«Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты»

«Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Я шел из школы. Я зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котенок».

Ведущий предлагает детям показать, какие круглые глаз были у мальчика, когда он увидел живую тряпку».

  • Упражнение в автобусе

Дети играют в парах на небольшом расстоянии друг от друга. Ведущий предлагает передать друг другу сообщение при помощи мимики и жестов. Можно попросить детей представить, что они едут в автобусе на разных площадках. Игру можно усложнить, предложив разыграть небольшой диалог. Например: «Ты вечером пойдешь кататься на роликах? - Нет, у меня много уроков».    

  • Упражнение «на пляже»
  • Прощание

Занятие 9

Цели: формировать у каждого ребенка чувство принадлежности к группе, расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими, снятие психоэмоционального напряжения

Материалы к занятию: запись со спокойной, расслабляющей музыкой, карандаши и альбомы для каждого ребенка.

  • Приветствие
  • Игра «Ассоциации»

Психолог предлагает каждому из детей закрыть глаза и представить цветок или животное на которое, по мнению ребенка, он похож, после чего каждый из детей может нарисовать то, что представил.(музыкальное сопровождение) После оканчания рисования, каждый из детей рассказывает кто изображен на его рисунке.

  • Игра «Доброе животное»

Психолог предлагает детям встать в круг и взяться за руки. После чего психолог предлагает детям представить, что они все вместе превратились в большое доброе животное. Дети должны постараться дышать синхронно. Вдох – все делают шаг вперед, выдох – все делают шаг назад.

  • Прощание

Все дети садятся в круг и обсуждают, что они чувствовали, когда изображали большое доброе животное.

Занятие 10

Цели: помочь каждому ребенку осознать его характерные особенности, дать понять, что он, как и каждый человек уникален и неповторим, развитие мимического и пантомимического выражения эмоций, снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию: карточки с изображением носов, глаз и лиц различных форм, несколько платков для завязывания глаз, запись спокойной музыки, разрезанные пополам предметные картинки.

  • Приветствие
  • Игра «Составь фоторобот»

Психолог предлагает рассмотреть изображения различных частей лица. Затем выбирают из детей водящего, который с помощью этих изображений должен будет составить портрет одного из участников группы. После того как он это сделает все вмести рассматривают фоторобот и старается определить на кого он похож.

  • Игра «Найди друга»

Психолог раздает детям половинки предметных картинок, с помощью которых определяются пары. Затем одному ребенку из каждой пары завязывают глаза и раскручивают, после чего каждый должен снова найти свою пару. Узнавать можно ощупывая волосы, одежду и т. п.

  • Этюд «Я так устал»

Психолог предлагает детям послушать историю и попробовать изобразить главного героя.

Маленький гномик несет на плече большую еловую шишку.  Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит:

Я так устал,

Я очень устал.

  • Упражнение «Цветок»
  • Прощание

Занятие 11

Цель: развитие эмпатии, развитие чувства общности, выразительных движений, снятие психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию: запись спокойной расслабляющей музыки.

  • Приветствие.
  • Упражнение «Хоровод»

Дети встают в круг и начанают двигаться друг за другом, психолог показывает изображения людей и животных в различных эмоциональных состояниях, дети с помощью мимики пантомимики должны изобразить увиденное.

  • Упражнение  «Маски»

На одного ребенка, который стоит перед остальными детьми, надевают маску животного, но он не знает какого именно, он должен это отгадавть. Все дети по очереди изображают животное маского которого надета на водящего.  

  • Упражнение «Березки»

Дети изображают деревья в разное время года, следуя словам психолога:

«Лето.  Березки общаютсвя друг с другом, шелестят листочками, помахивая веточками.

Осень. Облетают листья на березах. Все чаще дует сильный порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сторону.

Зима. Веточки на березах дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.

Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухщие почки лопаются, из них появляются нежные листочки.»

  • Упражнение «Цветок»  

Психолог включает спокойную, расслабляющую музыку и говорит:

«Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы.

Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны. Нежится цветок а солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивает головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте что вы смотрите на солнышко из-под опушенных век, улыбнитесь, медленно поворачивая голову вправо-влево.»

  • Прощание

Занятире 12

Цель: развитие выразителдьных движений, раскованности, групповой сплоченности, развитие воображения.

Материалы к занятию: запись спокойной расслабляющей музыки, бумага и карандаши по количеству детей.

  • Приветсвие
  • Упражнение «Хоровод сказочных героев»

С помощью считалки выбирают ведущего. Ведущий встает в центр круга и изображает какого-либо сказочного героя. Остальные дети двигаются вокруг него по кругу и подражают ему. В конце упражнения психолог вместе с детьми обсуждает каких героев показывал им ведущий.

  • Упражнение «Дерево сладостей»

Психолог предлагает детям представить, что в центре кабинета растет дерво на котором много разных вкусных конфет, каждый из детей может подойти к этому дереву и сорвать понравившуюся. Дети с помощью мимики и жестов должны продемонстрировать удовольствие.

  • Упражнение «Настроение»

Психолог предлагает детям нарисовать свое настроение.

Дети выбирают удобное место для рисова. После оканчания рисования психолог вместе с детьми обсуждают их рисунки.

  • Упражнение «Факиры»
  • Прощание

Занятие 13

Цель: развитие навыков мимического и пантомимического выражения эмоций, развитие групповой сплоченности.

Метериалы к занятию: запись спокойной расслабляющей музыки

  • Приветсвие
  • Упражнение «Гусеница»

Все играющие становятся в линию, кладут руки на плечи друг друга. Первый участник - «голова», последний - «хвост» гусеницы. «Голова» должна дотянуться и дотронуться до «хвоста» гусеницы. «Тело» неразрывно связано, то есть дети не должны опускать руки с плеч предыдущего участника. Как только «голова» дотронулась до «хвоста» гусеницы, она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор пока все участники не побывают в двух ролях.

  • Упражнение «Джин»

Дети встают в круг с поднятыми вверх и направленными к центру руками и изображают бутылку, в которой живет Джинн. Ребенок, выбранный на роль Джинна, находится в центре круга. После волшебных слов «Крибле! Крабле! Бумс!», которые произносят все дети хором, они расступаются и выпускают Джинна. Он выбегает и просит, чтобы дети загадали три желания, которые он должен выполнить. Желания должны заключать в себе выражение конкретных эмоциональных состояний с использованием выразительных движений и фраз, подтверждающих данное состояние. Игра прордолжается до тех пор пока каждый из детей не побывает в роли Джинна.

  • Упражнение «На берегу моря»
  • Прощание

           

Занятие 14

Цель: развитие навыков мимического и пантомимического выражения эмоций, развитие групповой сплоченности.

Материалы к занятию: запись спокойной расслабляющей музыки, листы и карандаши по количеству детей.

  • Приветсвие
  • Упражнение «Слепой поводырь»

 Дети делятся на пары. Одному из участников пары завязывают глаза. Второй участник водит «следпого по комнате, называя препятсвия и помогая преодолеть его. Очень важно, чтобы «поводырь» почувствовал ответсвенность, которую он несет за своего напарника. После успешного преодоления всего пути участники меняются ролями.

  • Упражнение «Связанные руки»

Детям накрепко связывают платком руки, а затем им дают разные задания, растегнуть пуговицы, поднять мяч и т. д. Постом психолог вместе с детьми обсуждает насколько сложно было выполнять задания.

  • Упражнение «Портрет эмоций»

Дети делятся на пары. Сначала один ребенок изображает какую-либо эмоцию, а второй ребенок делает портрет товарища в том эмоциональном состоянии, которое он изобразил. Затем дети меняются ролями.

  После окончания рисования психолог вместе с детьми обсуждают рисунки.

  • Упражнение «Цветок»
  • Прощание

Занятие 15

Цель: развитие групповой сплоченности, снятие психоэмоционального напряжения.

Материалы к занятию: запись спокойной расслабляющей музыки, листы бумаги и карандаши по количеству детей, лист ватмана с изображением дома.

  • Приветствие
  • Упражнение «Котел»

«Котел» - это ограниченное простраство в комате (например, ковер). Участники на время игры становятся «капельками воды», которые хаотично двигаются по квру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «Вода нагревается», «вода становится теплее», «вода горячая» и т. д. Дети в это время меняют скорость своего движения. Запрещается сталкиваться друг с другом и выходить за пределы ковра.

  • Упражнение «Путаница»

Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться.

Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает играков, тоже не разнимая рук детей.

  • Упражнение «Портрет группы»

Дети выбирают удобное место для рисования, каждый из них рисует свой портрет, после чего все рисунки прикрепляются на ватман.

  • Упражнение «Факиры»
  • Прощание.

Диагностика

Метод свободного картирования

На протяжении 30 мин. Экспериментатор с интервалом в 5 мин. Регистрирует взаимное расположение детей и характер их взаимодействия в условиях свободной игры. Экспериментатор фиксирует количество взаимодействий каждого ребенка, оценивается форма экспрессивного контакта и роль ребенка в них.

Обработка и интерпритация результатов

На основании результатов наблюдения составляется таблица, в столбцы которой вносятся результаты регистрации контактов детей каждые 5 мин. На протяжении 30 мин. таким образом заполняется шесть столбцов таблицы.  

Количественная оценка должна быть дополнена качественным анализом взаимодействия детей с учетом данных получаемых от окружающих ребенка взрослых и его самого.

Дети

5-я мин.

10 мин.

15 мин

20 мин

25 мин

30 мин

Всего контактов

1

2

3

….....

N

Методика «Два домика»

Методика предназначена для диагностики сферы общения ребенка.

Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы

Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры).

Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета.

Проведение исследования: методика предназначена для обследования детей 3,5-6 лет.

Исследование проводится строго индивидуально. Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем психолог предлагает: «А теперь давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый дом». (И рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивая его привлекательность). «А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (Около дома записывается имя ребенка). А кто еще? Здесь, в этом новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, не важно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!» Когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, психолог записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а кто это.

Записав двух-трех новоселов в красный дом, психолог рисует рядом еще один дом – черный, но никак его не характеризует. «Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было где жить». (В классическом варианте проведения этой методики оба дома рисуются сразу. Но это получается слишком грубо, навязчиво, поэтому о черном доме лучше вспомнить потом, как бы между прочим.) Ни в коем случае не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом.

Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?» После этого список жильцов обоих домов дополняется.

Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то психолог может спросить о нем впрямую: «Ой, а учительницу (или бабушку) мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо где-то жить?!» Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном, и ни в коем случае не в акцентированной форме: «Ты поселишь учительницу с собой или отдельно?»

 

Обработка и анализ результатов

Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей (поэтому методику «Два дома» лучше проводить не в их присутствии), младшего брата или сестру, воспитателей, попадут ли в число новоселов другие сверстники.

В практических тетрадях отмечаются фамилия, имя, возраст ребенка, дата проведения задания, а также наиболее яркие реакции, высказывания ребенка. Материал задания прилагается.

На основе проведенного анализа формируется вывод об общих выявленных в ходе задания особенностях общения детей (по каждому ребенку отдельно).

Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций».

Цель: определение уровня эмоционального развития детей

Стимульный материал: карточки с графическим изображением эмоций.

 Порядок проведения: ребенку предлагают по одной карточке с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления, с вопросом: «Какое это лицо?».

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню способности различать эмоции, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Список литературы

  1. Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое пособие. - Изд. 2-е перераб., доп. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Братченко Л. С. Психологические основания исследования толерантности в образовании / С. Л. Братченко // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: материалы IX науч.-практ. Конф.- Красноярск: Краснояр. Гос. Ун-т, 2003.
  3. Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Собрание сочинений в 6 т. Т. 5 Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1983.
  4. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И. А. Пазухина — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004      
  5. Ермакова И. А. Психологические игры и упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Развитие общительности. Преодоление застенчивости. Снятие агрессии. -СПб.: Корона-принт, 2006.

 

  1. Зайцев Д. В, Интегративное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования. 2004 №7
  2. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушением речи. Практикум: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов. - Спб.:КАРО, 2008
  3. Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. -М:Книголюб, 2004.
  4. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.:АРКТИ, 1999.
  5. Погудкина И. С. Работа психолога с проблемными дошкольниками. -М: Книголюб, 2008.
  6. Учимся играть и дружить: Учебно-методическое пособие для детей и родителей / Под ред. Е. Е. Алексеевой, И. А. Хоменко. -СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2009.
  7. Шипицына Л. М. Интеграция — ведущее направление специального обрзования в России на рубеже XXI века // Межвузовский сборник «Актуальные проблемы интеграции и коррекции обучения детей с нарушениями развития». СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2000.
  8. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилов Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) - «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008
  9. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост.: О. Л. Кязева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы Английского клуба «Робин Гуд» по формированию элементарных навыков иноязычного общения у детей дошкольного возраста

В рамках муниципального эксперимента по теме «Интегрированная деятельность по раннему обучению английскому языку в системе детский сад – начальная  школа – педагоги – родители – дети» в наш...

Инновационная методическая разработка «Развитие эмпатии в межличностных отношениях у детей дошкольного возраста»

Можно быть широко образованным человеком, но перемещаться по миру вслепую, не замечая других и нечаянно задевая их чувства. Как научить малыша состраданию и умению ставить себя на место другого?...

Методические рекомендации «Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Целенаправленная работа по формированию безопасного поведения у дошкольников будет способствовать предупреждению несчастных случаев и детского травматизма...

Выступление на ПС « Формирование устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста»

laquo; Формирование устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка «Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста» (2–3 года)

Период раннего возраста является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития человека.Сенсорное развитие ребенка-это развитие ...

Методическая разработка «Сказкотерапия как эффективный метод развития детей дошкольного возраста»

Метод сказкотерапии предоставляет возможность ребенку познать себя через волшебство сказки. Перечитывая полюбившийся рассказ, дошкольник неосознанно выделяет героя, близкого себе, представляет себя на...

Тема: «Коммуникативные игры - наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей дошкольного возраста»

Проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в современном обществе. И развивать эти функции лучше всего с детства. И конечно, проще всего чему–то научить ребёнка в форме игры. Так мо...