Выступление на ПС « Формирование устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста»
материал на тему

Еркина Людмила Александровна

« Формирование устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №7 «Сказка»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

художественно-эстетического направления развития воспитанников»

Ленинского муниципального района

Волгоградской области

Доклад на тему

« Формирование устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста»

      Подготовила воспитатель:

Еркина Л.А.

г.Ленинск

2018

Консультация для педагогов:

«Формирование устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста».

Каждый человек занимает в обществе определенное место, находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, позволяет реализовать себя и свои возможности в жизни, занять собственное место в обществе. Следовательно, общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.

Начиная с самых ранних этапов онтогенеза, общение приобретает личностный характер и предполагает тесное практическое взаимодействие ребенка с взрослым. В младшем возрасте ведущим является эмоциональное общение ребенка со взрослым, затем оно сменяется предметным и, наконец, речевым общением. Чем старше ребенок, тем больше его потребность в общении и в оценке окружающих. У старших детей имеют место социальные мотивы, которые связаны со стремлением к контактам со взрослыми и сверстниками, с мотивами самолюбия и самоутверждения. Присвоенные точки зрения окружающих на себя как источник успеха или неуспеха в деятельности ложатся в основу отношения ребенка к себе, к своей личности, становятся критериями его конкретной ситуации.

Общение играет особую роль в психическом развитии детей. Развитие психики ребенка – это процесс, происходящий путем присвоения им общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения с взрослыми – носителями этого опыта. Т. е., мы, взрослые, передаем общественный опыт детям, и происходит это в процессе общения.

В Толковом словаре русского языка: речь – способность говорить, говорение, разновидность или стиль языка; звучащий язык; разговор, беседа, публичное выступление.

От природы ребенку дана способность говорить, но заговорить он сможет только в человеческом обществе. Речь играет огромную роль в жизни человека и имеет несколько функций:

1. Коммуникативная (от латинского, передача, сообщение). Т. е. речь – основное и универсальное средство общения.

2. Когнитивная, т. е. речь как средство познания окружающего мира.

3. Регулятивная, т. е. речь является одним из регуляторов взаимодействия, взаимоотношения людей между собой.

Таким образом, речь является одним из ведущих средств социализации ребенка. Через общение ребенок познает окружающий мир, без достаточного уровня речевого развития невозможна социальная адаптация ребенка в обществе. Из всего выше сказанного следует, что работа по развитию связной речи имеет очень большое значение для развития коммуникативных способностей детей. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.

Виды речи.

1. Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух.

2. Внешняя: диалогическая (разговор двух или нескольких лиц, монологическая (разговор одного лица).

3. Эгоцентрическая – разговор с самим собой, как с воображаемым партнером. Это может быть и диалог, и монолог.

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие коммуникативных способностей.

В дошкольной образовательной организации развитие речи осуществляется по следующим направлениям:

1. Обогащение, расширение и активизация словарного запаса.

2. Формирование грамматического строя речи.

3. Развитие звуковой культуры.

4. Развитие связной речи (диалогической, монологической).

Педагоги в большинстве случаев отмечают недостаточный уровень связности в речи своих воспитанников. Дети по большей части высказываются не по собственному побуждению, а лишь подчиняясь требованию взрослого. Вопросно-ответная форма является самой распространенной.

Для развития коммуникативных способностей у детей необходимо создавать оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней:

- обеспечивается главное условие общения – адресованность речи детей: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения;

- стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка;

- осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;

- широко используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

Следующее, что чрезвычайно значимо для коммуникативного развития ребенка, это создание речевой среды. Решающую роль здесь можно отвести речи взрослого.

Речь взрослого, как правило, звучит постоянно. Однако это не означает, что ее просто много. Речевую среду должны образовывать высказывания, построенные по принципу синтаксической синонимии. Что это значит? Синонимы – это слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению. В данном случае имеются в виду предложения-синонимы.

Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая реальные взаимоотношения окружающих его взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становятся для малыша как бы программой поведения. По образцу, данному взрослым, он строит и свои отношения с людьми, чутко реагируя на любые проявления отношения к нему. Очень важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Положительные состояния – бодрость, радость, чувство защищенности, уверенности в своих силах – благотворно сказываются на жизнедеятельности организма ребенка; отрицательные – состояние уныния, страха, боязнь наказаний – угнетают деятельность сердечно-сосудистой системы и желез внутренней секреции.

Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному коммуникативному развитию ребенка: он охотно вступает в общение со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями.