Приобщение детей к трудовой деятельности в процессе игры
статья по коррекционной педагогике

Хабанова Светлана Викторовна

Дети с ОВЗ нуждаются в специальных условиях  воспитания и обучения. Труд для них имеет большое значение: в процессе згнакомства с назначением предметов, свойствами и качествами материалов, инструментов,  овладения действиями с гими развмвается память, логическое мышлене, мелкая моторика, мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются представления о жизни и занятости людей, о пользе и результатах их труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей с ОВЗ к трудовой деятельности в процессе игры

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения с самого раннего возраста. Труд для них имеет большое значение: в процессе знакомства с назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов, овладения действиями с ними, планирования последовательности операций развиваются восприятие, память, представления, различные формы мышления и мыслительные операции.

В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда. Большое значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.

Главными задачами трудового воспитания детей с ОВЗ являются приобщение детей к совместной трудовой деятельности, воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам помощи старшим. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям. Ребенок с ОВЗ, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления об окружающей жизни, о предметах ближайшего окружения, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность.

Весь процесс воспитания детей с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Игровая форма работы с детьми с ОВЗ в значительной степени способствует развитию положительных качеств ребенка, благоприятна для трудового воспитания с общественно значимым смыслом. Например, при мытье игрушек, ребенок, с одной стороны, занимается наведением порядка, а с другой — играет: купает куклу, намыливая её губкой. В процессе обучения навыкам самообслуживания иногда используется какая – либо игрушка: мишка или кукла, «которые смотрят, как чисто умывается дети, аккуратно вешают свою одежду на спинку стула». При уборке комнаты также можно использовать игрушки, например перчаточную куклу. Если петушок или собачка из любимой сказки позовет ребенка протереть пыль в своем домишке, ребенок вряд ли устоит. При этом взрослый всегда принимает активное участие в процессе трудовой деятельности, всегда помогает, подсказывает, как правильно надо сделать. Дети с ОВЗ приобретают навыки и умения, которые им пригодятся в дальнейшей самостоятельной жизни. Вот почему мы должны стремиться не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него.

В раннем возрасте трудовая деятельность ребёнка тесно связана с играми. Дети младшего дошкольного возраста ещё не осознают, почему им хочется помогать взрослым. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печёт пирожки и т.д. Ребёнок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.п. Малыши, как правило, выполняют несложные работы, подражая старшим, особенно если последние разумно организуют и поощряют такую работу. Ребёнку нравятся поручения, выполнение которых содержит элементы игры или доставляет эстетическое наслаждение. Так, будучи дежурным, ребенок расставляет баночки с гуашью. Закончив работу, превращает поднос, которым пользовался, в руль, себя – в шофера и «едет» за другими баночками. Такое сочетание действий не мешает ему выполнить свои обязанности. Для взрослых здесь заложена возможность воспитать у ребёнка понимание необходимости труда, его пользы.

В среднем дошкольном возрасте также еще не столь отчетливо выступает линия самостоятельной трудовой деятельности детей, хотя в отдельных случаях содержание игры приводит их к трудовой деятельности. Особенно часто это можно наблюдать в играх бытового характера. Готовясь к празднику, дети приводят в порядок кукольное хозяйство, стирают и гладят платья для кукол, пришивают оторванные пуговицы к пальто или платью куклы. Трудовые процессы в игре детей этого возраста носят эпизодический характер, возникают по их собственной инициативе и получают поддержку взрослого.

В процессе развития активной трудовой деятельности в игре детей, взрослый, воспитатель опирается на присущую детям этого возраста активность и самостоятельность, на их стремление мастерить что-то своими руками, на способность длительно удерживать единую линию игрового замысла.

Благодаря трудовой деятельности у детей развиваются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни. Привлекая их к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться и заботиться друг о друге, формируя тем самым благородные побуждения. Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. Дети с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в работе.

Труд оказывает влияние на формирование волевой и эмоциональной сферы ребенка с ОВЗ. Нередко можно видеть, как скованный и нерешительный в группе ребенок становится активным и целеустремленным при выполнении трудовых поручений. Успехи в работе вселяют в детей уверенность в своих силах, повышают самооценку, мотивируют на достижение результата. Когда ребенку удается сделать что-либо правильно, он испытывает огромное удовлетворение.

Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Дети увлеченно играют в «больницу», «магазин», «стройку», передавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе.

Таким образом, трудовое воспитание в условиях реабилитационного центра не только носит обучающий и воспитывающий характер, но и имеет коррекционную направленность. Важно, чтобы система работы по трудовому воспитанию детей формировала у них желание помогать старшим, выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать радость от работы. Коррекционная направленность трудового воспитания позволяет не только выполнять свои специфические задачи, но и корректировать личностное развитие, формировать и развивать у них положительные, социально значимые личностные качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О важной роли трудовой деятельности в процессе воспитания детей

В статье дается определение трудовой  деятельности и ее значимости в процессе формирования личности.  Также определяются задачи трудового воспитания дошкольников, содержание ...

Опыт работы"Сотрудничество с семьей при приобщение детей к трудовой деятельности"

Совместная работа сродителями по приобщению детей к трудовому воспитанию в семье.Отражение определенных условий,перечень проведенных мероприятий....

Приобщение детей к трудовой деятельности

Формировать положительное отношение к труду....

Обобщение опыта работы "Приобщение к азам трудовой деятельности"

Труд - это то, что развивает маленького ребёнка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно это и подтолкнуло меня в выборе направления моей работы......