Цикл занятий по снижению тревожности, эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Королёва Ирина Ивановна

Цикл занятий по снижению тревожности, эмоционального напряжения

у детей старшего дошкольного возраста

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл занятий по снижению тревожности, эмоционального напряжения

у детей старшего дошкольного возраста

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном  возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.

Авторы книги “Эмоциональная устойчивость школьника” Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова (1998) считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом. Например, родители не пускают ребенка в детский сад из-за плохого самочувствия, а воспитатель отчитывает его за пропуск в присутствии других детей.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть лучшим, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь не могут нарисовать или станцевать лучше других детей  и не является лучшим в группе.

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель  говорит ребенку: “Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался”.

Портрет тревожного ребенка.

Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Критерии определения тревожности у ребенка

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

4. Раздражительность.

5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Цель цикла занятий: понизить уровень  самооценочной и межличностной тревожности детей и эмоционального напряжения.

Задачи:

  1. Создать условия для комфортной и безопасной работы детей;
  2. Обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей.
  3. Способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих самовыражению ребенка;
  4. Способствовать снятию психологического и мышечного напряжения;
  5. Способствовать повышению самооценки детей;
  6. Способствовать формированию навыков управления собственным состоянием и поведением;

Цикл занятий по снижению тревожности детей старшего дошкольного возраста включает в себя 7 занятий. Численность группы 5-6 человек,  для детей старшего дошкольного возраста.  

Длительность занятия – 20-30 минут.

Частота проведения – 1 раз в неделю.

Общая структура занятия включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексия занятий, ритуал прощания. Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг - это прежде всего, возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.

ЗАНЯТИЕ № 1

Знакомство.

Цель: создание благоприятного настроя, раскрепощение детей, обучение умению сотрудничать, снижение эмоционального напряжения, преодоление неуверенности.

Приветствие.  «Пропой свое имя»

Психолог: «Давайте представим себе, что мы разучились говорить, а можем только петь. Сейчас каждый из вас пропоет свое имя, а мы все вместе будем за ним повторять».

«Комплименты»

Психолог: «Сейчас мы внимательно-внимательно друг на друга посмотрим. А теперь каждый из нас по очереди сделает по одному комплименту каждому Давайте по кругу, я начну.

«Встаньте все, кто ...»

Психолог говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Затем он говорит: «Встаньте все, кто любит мороженое, ... плавать в реке, ... ложиться спать вовремя, ... убирать игрушки и т.п. Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.

Упражнение для снятия эмоционального напряжения «Лимон и Котенок»

Представим, что в правую руку мы все взяли лимон и стараемся его сдавить, чтоб потек сок. Мы напрягаем руку и постепенно сжимаем ее в кулак. Выдавили сок!

А теперь представим, что мы все стали котятами, которые только что проснулись и тянутся. Потянемся хорошенько! Поднимем руки, выгнемся и потянемся вправо, влево, вверх, вытягивая шею и выгибая спинку!

Арт-упражнение «Раскрась человечка»

Предлагается набор из 10 цветов (каждому цвету соответствует свое настроение) и контурное изображение человечка. Все думают, какое настроение у человечка, и раскрашивают его в соответствии со своими представлениями о его настроении.

Ритуал прощания «Эстафета дружбы»

      Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

ЗАНЯТИЕ № 2

Цель: дать возможность детям прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.  Развитие эмпатии, доверия,  сплочение группы, создание положительного эмоционального фона. Развитие навыков саморегуляции.

Приветствие. «Улыбка».

Ведущий: «Улыбка — это символ человечности, тепла и согласия. Подарите друг другу улыбку и комплимент».

Клубочек.

Дети сидят на стульях. В руках у ведущего клубок пряжи. Ведущий, намотав вокруг пальца нитку, говорит:

Покатись, клубочек, по дорожке, Расскажи, клубочек, нам немножко

Про Ванюшу, Таню и Наташу,

Про детишек всех красивых наших.

Затем ведущий передает клубочек ребенку, сидящему рядом, и предлагает ему рассказать о себе, например какое у него сегодня настроение.

Примечание Возможные темы для рассказа:

•        «Моя любимая игрушка».

•        «Мой любимый цвет».

•        «Моя любимая сказка».

•        «Я люблю играть в...».

Упражнение «Воздушный шарик»

«Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.

Терапевтическая сказка «Цветок по имени Незабудка» (Терапевтические сказки для дошкольников, стр. 9)

«Мне понравилось, как ты сегодня…»

«Сейчас каждый из вас по кругу, немного подумав, скажет своему соседу справа, что ему понравилось в поведении этого человека за сегодняшний день. Я начну».

Ритуал прощания «Эстафета дружбы»

      Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

ЗАНЯТИЕ № 3.

Цель: рассмотреть особенности содержательного наполнения чувства радости, повышение самооценки,развитие навыков саморегуляции, способствовать снятию психологического и мышечного напряжения;

Приветствие. «Я рад вас видеть!»

Психолог: «Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа...»

Упражнение «За что меня любит мама»

Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей, чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.

После того целесообразно осудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили.

Терапевтическая сказка «Маленький медвежонок» (Терапевтические сказки для дошкольников, стр. 11)

«Как доставить радость другому человеку?»

 В ходе беседы на эту тему дети должны высказать как можно больше предположений о том, как можно доставить радость другому человеку: попытаться рассмешить, погладить его, сказать добрые слова ... Много ли способов удастся вспомнить всем вместе?

«Собираем добрые слова».

 Дети вспоминают добрые слова или хорошие качества человека и называют их, перебрасывая друг другу мячик.

Ритуал прощания «Эстафета дружбы»

      Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

ЗАНЯТИЕ № 4.

Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети, развитие доверия друг к другу, повышение самооценки,  снятие излишнего мышечного напряжения, расслабление мышц лица, развитие навыков саморегуляции.

Приветствие.«Я рад вас видеть».Психолог: «Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа...»

Волшебный стул.

Дети стоят в кругу, в центре круга - красивый стул. Дети идут по кругу и говорят «Кто сегодня всех смелей, всех красивей и умней? Появись, покажись, на волшебный стул садись!»

Один из детей занимает место на стуле. Каждый из играющих говорит о нем что-то хорошее.

Примечание.        

Важно, чтобы как можно большее число детей посидело на стуле.

Терапевтическая сказка «Случай в лесу» (Терапевтические сказки для дошкольников, стр. 4)

Этюд «Штанга»

«Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

«Мне понравилось, как ты сегодня…»

«Сейчас каждый из вас по кругу, немного подумав, бросит мяч  человеку напротив и скажет нам, что ему понравилось в поведении этого человека за сегодняшний день. Я начну».

Ритуал прощания «Эстафета дружбы»

      Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

ЗАНЯТИЕ № 5.

Цель: дать возможность детям проанализировать свои страхи, прояснить свои чувства и проговорить это, преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть».

Ведущий: «Начнем наше занятие с приветствия. Я дотронусь перышком до своего соседа справа и прошепчу: "Дима, я рада тебя видеть". Теперь Дима берет у меня перышко, дотрагивается им до своей соседки справа и говорит: "Катя, я рад тебя видеть" и т. д.»

Терапевтическая сказка «Сказка про Енота» (Терапевтические сказки для дошкольников, стр. 12)

Упражнение «Расскажи свой страх»

Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись. когда были маленькими.

«Закончи предложение». Дети заканчивают следующие фразы:

«Дети обычно боятся ... »

«Взрослые обычно боятся ... »

«Мамы обычно боятся ... »

«Воспитатели обычно боятся ... »

В результате обсуждения этой работы делается обобщение: каждый человек может иногда чего-то бояться, и страх - это не то, чего следует стыдиться, хотя и полезно учиться его преодолевать.


Рисование на тему «Чего я боялся, когда был маленьким..»

Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.

«Мне понравилось, как ты сегодня…»

«Сейчас каждый из вас по кругу, немного подумав, бросит мяч  человеку напротив искажет нам, что ему понравилось в поведении этого человека за сегодняшний день. Я начну».

Ритуал прощания «Эстафета дружбы»

      Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

ЗАНЯТИЕ № 6.

Цель: дать возможность детям проанализировать свои страхи, прояснить свои чувства и проговорить это, преодоление негативных переживаний,  символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Приветствие. Игра «Ветерок».

Ведущий: «Представьте, что вы превратились в легкий ветерок. Прошепчите ваше имя так, как это сделал бы ветер... Молодцы!»

«На что похоже мое настроение».

Дети сидят на стульях. У ведущего в руках цветок. Он, передавая цветок первому ребенку, задает вопрос: «На что похоже твое настроение сегодня?»

Варианты:

•        Какого цвета ваше настроение?

•        На какое животное оно похоже?

•        На какое растение?

•        На какую игрушку?

Примечание        

Важно, чтобы игру начинал уверенный в себе ребенок.

Терапевтическая сказка «Помидор Сашка» (Терапевтические сказки для дошкольников, стр. 13)

Арт-упражнение «Нарисуй лицо»

Предлагается набор из 10 цветов (каждому цвету соответствует свое настроение) и изображение девочки (для девочек) и мальчика (для мальчиков). Все думают, какое настроение у ребенка, и рисуют лицо, раскрашивают его в соответствии со своими представлениями о его настроении.

 «Мне понравилось, как ты сегодня…»

«Сейчас каждый из вас по кругу, немного подумав, бросит мяч  человеку напротив и скажет нам, что ему понравилось в поведении этого человека за сегодняшний день. Я начну».

Ритуал прощания «Эстафета дружбы»

      Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

ЗАНЯТИЕ № 7.

Цель: развитие коммуникативных навыков, воображения, развитие эмоционально-выразительных движений, повышение самооценки, снятие эмоционального напряжения.

Приветствие «Ласковое имя».

Психолог спрашивает имя ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. Если дети не могут  придумать ласковое имя психолог помогает.

Игра «Подари мне свою улыбку»

Психолог: «Улыбка — это символ человечности, тепла и согласия. Подарите друг другу улыбку и комплимент».

Упражнение “ Ласковый мелок”

Дети разбиваются на пары. По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот кому рисуют должен угадать, что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.

Игра «Зайки и слоники» (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

Содержание: «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т.д. Дети показывают. "Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?" Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т.д. "А что делают зайки, если видят волка?..." Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. "А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

Беседа с детьми.

Психолог: сейчас я хочу попросить вас вспомнить все наши занятия. Расскажите что вам больше всего понравилось и запомнилось какие игры или сказки……

А мне очень понравились ваши рисунки. А вы помните в какие игры мы с вами играли?........ Какая вам понравилась больше всего? (Сыграть в понравившуюся игру).

Арт-упражнение «Мое настроение»

Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали свое настроение, я подпишу ваши рисунки и оставлю на память себе. Я буду хранить их в своей волшебной папке. И когда мне будет трудно я буду вспоминать о наших встречах. (Дети рисуют на А-4 2-3 минуты фломастерами)

Большое вам спасибо! До свидания! Желаю вам удачи!

Ритуал прощания «Эстафета дружбы»

      Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

Литература:

АлексееваЕ.Е Психологические проблемы детей дошкольного возраста, Санкт-Петербург 2009г

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000

Захаров А.И. Как преодолеть страх у детей. Москва,1986г

Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995.

Зинченко В.П.,Сещерякова М. Психологический словарь, Москва, 1997г

Истратова О.Н. практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники – Ростов н/Д:Феникс, 2008

Куражева Н.Ю., Козлова И.А. «Приключения будущих первоклассников» - Санкт-Петербург, 2007г

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997г.

Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий, Санкт-Петербург, 2008г.

Ледина В.Ю. ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция. Антистрессовый тренинг для детей и подростков – Санкт-Петербург, 2000

Лютова Е.К., Монина Г.Б, Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными» агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по народно – прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. «Золотая хохлома»

Программное содержание:*Познакомить детей с произведениями деревянных дел мастеров*Объяснить, что существовало много разных техник росписи дерева: хохломская, палехская*Учить детей различать характерн...

Цикл занятий по народно - прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. « Сине-голубое чудо гжели».

Программное содержание:Задачи:Образовательные:*Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами и, в частности, с гжельской керамикой*Рассказать о других керамических промыслах, в частности,...

Цикл занятий по народно - прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. « Веселый Городец».

Программное содержание:Задачи:*Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле*Учить детей узнавать Городедкую технику росписи дерева, ее характерные п...

Цикл занятий по народно – прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. Ярмарка: «Русская народная игрушка».

Задачи:Образовательные:*Обобщить знания детей о глиняных игрушках—дымковских и филимоновских.*Рассказать об истории богородского промысла, о Сергиево-Посадских деревянных игрушках.*Рассказать о ...

Конспект занятия по коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста

Цель:1. Научить способам преодоления страхов.2. Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, повышению уверенности в себе.3. Гармонизировать личность ребенка....

Использование тренинговых занятий для снижения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

- тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;- тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых ...